CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2005 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Судьба различных способов освоения человеком мира в культуре XXI века,В.А.Любичанковский
Судьба различных способов освоения человеком мира в культуре XXI века,В.А.Любичанковский

В.А.Любичанковский,

кандидат философских наук

Судьба различных способов освоения человеком мира в культуре XXI века

В процессе своего существования человечество выработало множество способов освоения мира: художественный, мифологический, религиозный, научный, технический, эзотерический и др. Принципиально они различаются между собой следующим.

1. Выбором проблематики для анализа и последующего решения. То, что оценивается как проблема в одном способе освоения мира, в другом может получить статус псевдопроблемы. Например, в средние века Боэций занимался проблемой: каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества (1). Наука такую постановку вопроса не считает корректной. С ее точки зрения, к научной проблематике она никакого отношения не имеет. Существует немало случаев, когда одними и теми же проблемами занимаются разные способы освоения человеком мира. Так, возникновение жизни интересует и религию, и науку. Тем не менее, можно утверждать, что каждый способ освоения мира имеет свой специфический набор проблем.

2. Выбором методов решения своих проблем. Философия, например, не ставит экспериментов, а естественные науки без них не могут обойтись.

3. Выбором способов оценки полученных результатов.

Итак, каждый способ освоения человеком мира имеет свои «правила игры» (другими словами, свои специфические сущностные характеристики, свои нормы и установки). В мировой и отечественной научной литературе они выделены и описаны.

Каждый способ освоения мира развивался вместе с развитием общества, адаптировался к новым условиям, а поэтому и не погибал. Так, шестнадцать текстов, выработанных за три года работы 2-го Ватиканского собора, круто изменили судьбу католической церкви. Все ее четыре «проклятия» - православию, протестантской реформе, французской и русской революциям – были отменены. «Ватиканские» священники получили право служить мессы на местных языках и не спиной к мирянам, как раньше, а лицом к ним. Это сделал Папа Римский Иоанн XXIII. Безусловно, эти деяния католической церкви укрепили ее позиции в современном мире. Папа Римский Иоанн Павел II издал документ «Память и примирение: церковь и грехи прошлого». Международная теологическая комиссия назвала семь главных грехов, за которые католики должны покаяться, чтобы очистить свою совесть и ввести церковь в третье тысячелетие «без грехов». Вот этот перечень: религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции; церковные расколы; «презрение – акты враждебности и умолчания»; насильственная евангелизация Америки; дискриминация женщин некоторых рас и наций; проявление социальной и экономической несправедливости; отход от духа Евангелия (2).

Еще один пример. Сегодня нельзя считать, что мифы относятся только к культуре прошлого. В традиционном понимании миф – это повествование, которое в местах, где оно бытовало, считается истинным и которое представляет в одухотворенной и олицетворенной форме явления окружающего мира (3). Одной из важнейших черт мифа является наличие своей реальности, которая воспринимается как высшая. Существенной особенностью современной мифологии является то, что современному человеку трудно выяснить, где миф, а где объективная реальность. Современные мифы разрознены, не имеют той цельности и системы, которые присущи архаическим. Также, как и древние, они создают свою реальность и ею объясняют объективную. Таким новым мифом сегодня выступает реклама. Реклама – это идеальный мир. Здесь всегда светит солнце, хозяйки опытные, люди преуспевающие, красивые, молодые и т.д. Эти экранные образы воспринимаются как живущие по законам мира людей. Современный миф – это искусственный мир, но он адаптирует «массового человека» к нашей непростой реальности.

Анализ культурных процессов отдельных стран и целых регионов, происходящих как в прошлом, так и в настоящее время, позволяет сделать ряд принципиальных выводов, относящихся к судьбе различных способов освоения человеком мира и их взаимосвязи. Остановимся на основных.

1. В разные исторические эпохи в разных странах, и даже в целых регионах, на передний план выдвигался какой-то один способ освоения человеком мира. Так, в Западной Европе в средние века господствовал религиозный. Там же в эпоху Возрождения – художественный. В настоящее время доминируют научный и технический. Вплоть до середины XX века господствующий в культуре способ освоения мира старался подчинить себе все остальные, вел непримиримую «войну» с ними. Все остальные способы освоения мира претерпевали определенные изменения под влиянием господствовавшего.

Негосподствующие в определенный исторический период способы освоения мира всегда пытаются оправдать свое существование, «доказать» свою необходимость. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас. В этом плане интересна статья профессора Московской Духовной Академии М. Дунаева «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», помещенная в газете «Аргументы и факты» (4). Выступая против академика В. Гинзбурга, который считает, что «наука – единственный свет в окошке, а религия – сущий вздор и досадное заблуждение, никому не нужная мистика», М. Дунаев отмечает, что «религия – не против науки, но против научной идеологии, против претензий науки на обладание полнотою истины». По мнению М. Дунаева, наука должна признать свою ограниченность. И тогда не будет разногласий между наукой и религией. М. Дунаев утверждает, что «уровень духовный доступен познанию верой. И ничем иным». И дальше: «Наука бессильна перед чудом. Ибо что есть чудо? Не нарушение земных законов, будто бы незыблемых… Законы эти, которыми и занимается наука, суть лишь свойства падшего мира. Законы же подлинные, естественные – пребывают в Горнем и проявляют себя в мире дольнем: по действию Благодати. В Горнем мире нет болезней – и на Земле совершается исцеление безнадежно больных. Там нет смерти – и здесь человек может быть воскрешен. Чудо есть обнаружение законов Горнего мира в мире дольнем, когда вечность, пусть ненадолго, но прерывает течение времени… Конечно, и в мире материальном еще есть немало пока загадочных для науки явлений, которые она со временем объяснит. Но чудеса к таковым не относятся, наука, повторим, перед ними бессильна».

Из статьи видно, что оправдывается религиозный способ освоения мира. Естественные науки познают материальный уровень бытия. Вот здесь они, бесспорно, авторитеты. А уровень духовный доступен познанию только верой и ничем иным. Оправдание собственного существования идет специфическим образом: другие способы освоения мира не отрицаются, но показывается их ограниченность. И для массового сознания это психологически беспроигрышный подход, тем более, что наука сегодня ему ничего противопоставить не может.

2. Только все вместе способы освоения мира обеспечивают жизнедеятельность человека. Здесь наблюдается одна современная особенность. На ранних стадиях эволюции человека и человеческого общества человек, чтобы вписаться в мир, использовал, как правило, какой-то один способ освоения мира. Чем выше уровень развития общества, чем выше уровень развития конкретных способов освоения мира, тем становится заметнее, что человек в процессе своей жизнедеятельности использует их все. Почему же сегодня, когда так высок уровень развития науки и техники, человек не может обойтись только этими способами освоения мира? Дело в том, что мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Наука и духовно-практические способы освоения действительности (искусство, мораль, религия) могут существовать, только дополняя друг друга. Мир науки сам по себе лишен надежды, сострадания, заботы и других экзистенциональных человеческих качеств и чувств. Только через гуманитарный компонент культуры человек может приобщиться к этим ценностям. Без взаимодополнения естественнонаучного и гуманитарного невозможно гармоническое развитие личности в единстве истины, добра и красоты. И все же у каждого конкретного человека есть доминирующий способ освоения мира, хотя он может это и не осознавать.

3. Современному человеку суждено жить, действовать, принимать ответственные решения на границе научного знания и других способов освоения человеком мира. Он часто переходит эти границы. При этом он не должен забывать, что должны быть изменены «правила игры». Значит, сегодня приобретает существенное значение установление границ применимости различных способов освоения мира, норм и установок каждого из них. Нельзя думать, что это уже сделано и что это сделать легко. Это чрезвычайно трудная задача хотя бы потому, что границы каждого способа освоения мира подвижны. Меняются и их нормы и установки. Особый интерес сегодня представляет установление границ научного способа освоения мира (5).

К сожалению, сегодня человек точно установить границы научного знания не может. Принято считать, что область научного знания о мире составляют всевозможного рода факты и их логические преобразования.

Верхняя граница знания – язык как система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления, социальным средством получения, преобразования, хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Это означает, что к научному знанию можно отнести лишь то, что выразимо в языке. Но не все, что выразимо в языке, как подчеркивает М.С. Козлова (5), относится к научному знанию. Научному знанию подвластно лишь то, о чем можно формулировать потенциально истинные или ложные высказывания. Если же высказывание нельзя оценить с точки зрения “истинно-ложно”, то оно считается бессмысленным. Наука не боится ложных высказываний. Со временем они обязательно выявляются и устраняются. Она боится бессмысленных утверждений. И важнейшая задача научного способа освоения мира – их выявление и удаление из науки.

Чтобы высказывание можно было оценить как истинное или ложное, оно должно формулироваться в языке по следующей логической схеме: если справедлив данный комплекс условий, то будет то-то.

Данная норма не только позволяет осуществлять проверку истинности научных утверждений, но и проводить материальное и теоретическое экспериментирование, что исключительно важно для развития науки.

Экспериментирование с исследуемыми объектами по схеме “что будет с объектом, если он будет находиться в таких-то условиях” создает запас решений. А это не только выход в практику, но и создание теоретических условий проникновения в неизвестные области реальности.

На основании этой нормы в науке ставят и обратные задачи: какие надо создать условия, чтобы проходил такой-то процесс. Например, при каких условиях термоядерная реакция может стать управляемой.

За верхней границей знания находятся те аспекты мира, которые нельзя выразить в высказываниях познавательного типа. Здесь мир постигается целостно, возникает чувство нашей сопричастности к миру и жизни, становятся значимыми проблемы Бога, смысла жизни, смерти, счастья и горя.

Есть и нижняя граница знания. Это система высказываний, которые для человека интуитивно ясны, не вызывают доказательных возражений, например, аксиомы Эвклида. Они вводятся на основе имеющегося опыта и выбираются как интуитивно очевидные положения. Вот примеры таких аксиом:

- через любые две точки можно провести прямую и только одну;

- какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие этой прямой и не принадлежащие ей;

- из трех точек на прямой одна и только одна находится между двумя другими, и т.д.,

Здесь выявляется парадоксальная ситуация: то, что для человека является совершенно бесспорным, ему не удается обосновать. Но это те опоры, на основе которых происходит формирование истинных или ложных познавательных предложений. Они являются пределом обоснования в науке. Все, что лежит ниже этой границы, усваивается уже не с помощью предложений, а уходит корнями в невербальный, практический опыт.

В наше время действует тенденция усиления взаимосвязи способов освоения человеком мира. Уже есть и случаи интеграции. Конечно, это относится к тем способам освоения мира, которые тесно связаны друг с другом изначально. Весьма показательно, что это интеграция научного и технического способов освоения мира человеком. В данном случае характерно то, что первым этапом этой интеграции является проникновение технического способа освоения мира в недра научного. Внутри естественных наук возникает звеноэто относится к тем способам освоения мира, которые тесно связаны друг с другом изначально. , связывающее естествознание с техникой и производством. Это прикладные исследования и технологические разработки. Их назначение состоит в нахождении кратчайших и наиболее рациональных путей и способов использования познанных фундаментальной наукой законов объективного мира. Именно в них закладываются фундамент и общие контуры техники будущего. В этих исследованиях объединяется информация, идущая от фундаментальных наук и от производства и техники. Вся она трансформируется, перерабатывается в прикладные знания. А они становятся непосредственной основой для разработок новых технологий и технических решений.

На основе прикладных знаний создаются и отрабатываются образцы техники и технологии. Отсюда начинается их внедрение в производство. На стадии этих разработок наука непосредственно соединяется с техникой и воплощается в ней. А новая техника и технология включаются в производство.

Все это означает, что прикладные исследования - это не только технологические, но и теоретические разработки. А фундаментальные исследования выражаются не только в построении теорий, но и в выработке новых технологий. Сейчас это четко прослеживается, например, в квантовой оптике. Вместе с тем прикладные исследования могут давать фундаментальные результаты. Достаточно ознакомиться с историей радиотехники, чтобы в этом убедиться. Фундаментальные разработки могут переходить в разряд прикладных. Это , в частности, подтверждает развитие физики твердого тела.

Причин усиления взаимосвязи между различными способами освоения человеком мира целый комплекс. Из них, на наш взгляд, имеет смысл обратить внимание на следующие.

1. В современной культуре наблюдается падение уровня естественнонаучных знаний людей. Есть прослойка, естественнонаучный уровень знаний которой чрезвычайно высок. Эта элита двигает науку вперед, создает новую технику и разрабатывает новые технологии. Однако уровень естественнонаучных знаний у широких масс населения понижается. Люди пользуются благами науки, легко усваивают, какие кнопки в каких приборах надо нажимать, чтобы их выключить или включить. Но они не задумываются о принципах работы этой техники. Им это просто не нужно. Эта техника увеличивает свободное время широких масс населения, но они его тратят на развлечения, что ведет к деградации личности. Естественно, что у таких людей возникает увлечение всем тем, что не требует больших усилий ума и больших затрат физического труда. Они легко поддаются мифологическим и другим установкам ненаучных способов освоения мира. Объективно эта масса людей способствует специфическому сближению различных способов освоения мира, но не на сущностном уровне, а на уровне обыденного сознания.

2. Проникновение в массовое сознание толерантности. Сегодня общество делает шаг от культуры полезности к культуре достоинства, шаг к пониманию значимости отдельной личности. Толерантность можно определить как отсутствие негативного отношения к другой культуре при наличии позитивного отношения к собственной. Толерантность – это искусство жить с непохожими на тебя людьми. Толерантность является условием диалога культур, диалога различных способов освоения человеком мира. А наличие диалога – это уже первый шаг к определенному сближению и проникновению. Но здесь не все так просто. Люди, которые глубоко «сидят» в определенном способе освоения мира, настроены более критично к другим способам его освоения. Поэтому складывается такая ситуация: интеллектуальная верхушка общества менее склонна к взаимосвязи различных способов освоения мира, чем массы.

3. Уменьшение в мире числа тоталитарных режимов, которые идеологически поддерживают, как правило, лишь определенные способы освоения мира. Однако нельзя не учитывать, что современная глобализация не связана с нейтральным отношением ко всем способам освоения мира. Здесь многое зависит от того, кто идет во главе глобализации. Сегодня реальная практика такова: на словах признается равноправие всех способов освоения мира, а на деле нередко применяютсят того, кто идет во главе глобализации. ализация не связана с нейтральным отношением ко всем способам освоения мира. я за это в двойные стандарты.

4. Увеличение числа проблем, которые не может решить современная наука. Это толкает науку к поиску нетрадиционных, нехарактерных для нее подходов к их решению. Объективно это работает на сближение и взаимопроникновение различных способов освоения мира.

5. Модернизация ненаучных способов освоения мира, широкое использование ими научного лексикона.

Таким образом, хотим мы этого или не хотим, но в культуре XXI века сохраняются известные нам способы освоения человеком мира. К тому же вызревает тенденция усиления их взаимосвязи. Процесс этот сложный, многоступенчатый, порождающий в культуре новые эффекты. Во-первых, в самой науке появляется целый пласт псевдонауки и лженауки. В то же время борьба науки с этими явлениями оттачивает ее нормы и установки. Во-вторых, идет расширение проблематики науки, усиливается ее пристальное внимание к другим способам освоения мира. В-третьих, происходит специфическое «онаучивание» различных способов освоения человеком мира, что, вообще говоря, усложняет их объективный анализ. В-четвертых, идет формирование интегративного способа освоения мира, который требует специального анализа как феномена культуры современной эпохи. Чтобы его понять, нужен тщательный анализ незнания. Сильной помехой в этом процессе является подмена сути дела различными интерпретациями. Мешает и существующая в массовом сознании установка о том, что возникающий феномен имеет универсальный характер и может все.


Литература

1. Сабов А. Папская обитель //Российская газета. – 2005. – 5 апреля. – С.12.

2. Боэций А. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества // «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

3. Миф // Руднев А. энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 2001. С.342-345.

4. Дунаев М. Беда, коль пироги начнет печи сапожник // Аргументы и факты. – 2005. - №12. – С.11.

5. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. – 1991. - №2. – С.67.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку