Важнейшие философские ориентиры развития общества,Н.Н.Кожевников |
Н.Н.Кожевников,доктор философских наукВажнейшие философские ориентиры развития обществаОкружающий мир изменяется очень быстро, и неслучайно конец XX, начало XXI веков называют, согласно терминологии Эрвина Ласло, «эпохой бифуркации». Другими словами современная цивилизация находится на распутье, в пределах которого определяется его дальнейшая судьба, и лет через двадцать пять станет окончательно ясно перейдет ли человечество на устойчивый путь своего дальнейшего развития или его ожидает серия катастроф, деградация и гибель. Другого такого кризиса человечество, после неолитической революции, еще не знало. Потребность в философии появляется во времена кризисов, так что современный кризис, переживаемый человечеством с его планетарным размахом, глубиной, взаимопереплетенностью тенденций и интересов поставил много новых системных и структурных вопросов, углубил важнейшие проблемы современности, возродил интерес к поискам фундаментальных ориентиров дальнейшего развития человечества. Значительная часть этих вопросов и проблем оказалась связанной с явлениями хаотизации, плюрализма, диверсификации. В последней четверти двадцатого столетия под них были подведены научные обоснования в виде постмодернизма, постструктурализма, односторонне развивающегося глобализма. Однако какой-то общей теории хаотизации и плюрализма не возникло, тем более что в настоящее время этим обоснованиям начинают противостоять объединительные, интеграционные тенденции на основе концепций динамического хаоса и связанных с ним динамических равновесий. Начинается формирование плюралистической универсалистской методологии научных исследований, в которой принимают участие все сферы знаний и человеческой деятельности. 1. Формирование современной плюралистической методологии научных исследований опирается на универсальный синтез различных видов современного знания, концепцию «природной системы координат» и «равновесие-паутину». В универсальный синтез современного знания свой вклад вносит большинство естественнонаучных и гуманитарных наук, модели самоорганизации и самоподобия мира, глобальный эволюционизм, методы общей теории систем, опыт экосистем и биогеоценозов. Определяющее значение при этом переходит к интеграции природного и общественного, идеального и реального, естественнонаучного и гуманитарного знания. Так, например, современные естественные науки активно дополняют свои традиционные подходы «личностным знанием», особенностями взаимодействия субъекта и объекта, ценностными критериями. Гуманитарные науки начинают использовать математические модели, когнитивные схемы, вероятностные и статистические методы, устанавливая и расширяя каналы коммуникаций между различными видами бытия. В разворачивающемся синтезе появляются «зародыши» новой формы бытийствования, сочетающими в себе взаимодействия между различными типами бытия и сферами современного знания в процессе их генезиса и важнейших этапов развития. Наличие хаотических тенденций в политике, культуре, межнациональных отношениях, экономической и финансовой сферах позволяет соответствующим системам найти кратчайшие пути к новым устойчивым состояниям и их оптимальным структурам, сформировать новые виды порядка. Однако хаосом нужно суметь воспользоваться, другими словами, человечеству нужен управляемый хаос, который может обеспечить синергетический механизм развития. Суть этого механизма в том, что если система специальным образом подготовлена («раскачана»), а именно выведена предельно далеко из области своих обычных стабильных режимов – в состояние удаленное от равновесия, то потоки энергии, информации через эту систему могут оказывать не разрушительное, а структурирующее воздействие; в системе начинаются цепные процессы самоорганизации, выстраивания иерархической последовательности усложняющихся динамических структур, и эта структурная перестройка способна переводить систему в качественно новое состояние. Однако для того, чтобы ускорить процессы самоорганизации хаотических структур, направить их в созидательное русло, необходимо выявить систему координат, формирующуюся на основе хаоса, являющегося основой всех видов динамических равновесий, а также универсальных сеток из их предельных состояний. Совокупность подобных сеток и является системой координат, в которой процессы и природные системы неживой природы, связывают вещество и энергию, а системы живой природы - энергию и информацию. Индивиды, вступающие во взаимодействие с системой координат, делают это, опираясь на связанные структуры интеллекта и связанную духовность. Главное отличие вклада, вносимого отдельными личностями по сравнению с неживой и живой природой, в их активном участии в формировании координатной системы, которое на определенном этапе развития человечества должно стать сознательным. «Равновесие-паутина» создается хаотическими процессами (обменными процессами различных типов) на всех иерархических уровнях природы и сознания. Равновесие-паутина может существовать в открытой системе за счет перераспределения энергии внутренних и внешних взаимодействий, в результате чего система обретает индивидуальный устойчивый ритм колебаний между фундаментальными предельными равновесными состояниями, а точка отсчета системы координат перемещается во внутрь сети. Концепция равновесия-паутины также приводит нас к постановке вопроса о естественной системе координат основанной на фундаментальных природных равновесиях. В «равновесии-паутине» основные ресурсы энергии, информации, духовности содержатся в самой сети взаимодействий образующих это равновесие. Равновесие-паутина придает устойчивость мировоззренческим категориям, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и, в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. России сейчас нужна не национальная идея, время которой прошло, ей нужна государственная культура, для развития которой есть все необходимые предпосылки. Российская культура в силу своих многослойности, глубины может рассматриваться как универсальная защита для общества и государства от различного рода негативных влияний. Она может взаимодействовать с самой современной информацией, тем более, что существуют целые пласты российской культуры, начиная от эпоса и фольклора и кончая достижениями только что закончившегося века, которые изучены совершенно недостаточно. Равновесие-паутина способно вплести в единую планетарную сеть все предлагавшиеся в свое время идеи, исследовать их в новом контексте, всесторонне оценить их вклад в становление концепций устойчивого развития человечества. Все эти нереализованные возможности необходимы для формирования диахронической части культурно-духовной сети-паутины, которая обеспечит устойчивость современному развитию цивилизации посредством опоры на его историю и лучшие образцы мировой культуры. Синхроническая часть сети-паутины также внесет свой вклад в дальнейшее устойчивое развитие человечества в будущем за счет формирования единых планетарных систем во всех сферах его деятельности. Можно выделить следующие характерные черты развиваемой методологии. 1. Всеохватность и глубина универсальной плюралистической методологии не имеют аналогов в прошлом. Это не единство организации, а новая форма бытийствования, на этой основе которой формируется постнеклассическая картина мира. На смену системным формам связи между отдельными явлениями и процессами приходят синергетические формы связи, способные объединить все сферы деятельности в пределах цивилизации и способные преобразовать живое человеческое сознание. 2. Система координат, представляет собой взаимосвязанную цепочку фундаментальных предельных равновесий, создаваемых конкретными природными системами, за счет той части энергии, которая может быть уравновешена в этих системах. В результате возникают равновесные ячейки общие как для природных процессов, так и для системы координат в пределах определенного уровня иерархии этих ячеек в природе. Никакая система не может долгое время сохранять в своих пределах полностью уравновешенную ячейку или целиком перейти в равновесное состояние, соответствующее структуре выявленной в этой внутренней ячейке. Однако в открытой системе за счет перераспределений энергии внутренних и внешних взаимодействий, эти фундаментальные предельные равновесные состояния могут время от времени достигаться, так что, в конечном счете, система найдет свой индивидуальный устойчивый ритм колебаний между ними, а затем и «полифоническое» взаимодействие с другими подобными ритмическими колебаниями. “Ячейки взаимосвязи” с естественной системой координат могут возникнуть в любых структурах, формируя тем самым эти координаты. 3. Равновесие-паутина представляет собой дальнейший этап в развитии статических и динамических равновесий. Здесь сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, основные ресурсы энергии, информации, духовности содержатся в самой сетевой реальности, которая начинает подвергаться процессам самоорганизации и саморазвития. От современной философии требуется максимально полный и глубокий анализ происходящих процессов, поскольку цивилизации в современных условиях, скорее всего не хватит времени на исправление неправильно выбранных ориентиров развития, то есть расплатой за ошибки в прогнозах может стать гибель человечества. Однако существующие модели будущего развития и, прежде всего, бурно распространяющиеся по Земному шару односторонние формы глобализации, несут в себе пока больше отрицательного, чем положительного. Поэтому дальнейшее развитие человечества ставит перед методологией и философией две основные задачи. 1. Все этапы и направления дальнейшего развития должны включать в себя механизмы обратной связи, позволяющие производить корректировку этого развития. Наиболее важным среди таких механизмов становится проблема регионального отклика на процессы глобализации. 2. Глобализация должна стремиться к формированию целостной многоуровневой, взаимодополнительной планетарной системы, в которой ключевыми узлами становятся элементы других культур вплетенные в ткань исследуемой культуры и способные обеспечить взаимодействие между ними. Обе эти задачи имеют принципиальное значение для дальнейших судеб Российской Федерации, её регионов. Более того, активное включение российских регионов в процесс глобализации может активно изменить основные параметры совокупности этих процессов, направив их в гармоничное, целостное русло, определяемое планетарными масштабами. 2. Концепция регионального отклика на процессы глобализации должна исходить из следующего. - В мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг к другу. Произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не дают ожидаемого результата и эффекта. - Глобализационные проекты содержат в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Это принципиальное условие, поскольку объектом исследования являются наиболее полные, в пределах нашей планеты, системы. В прежние времена идеи и концепции могли быть исключительно положительными, поскольку все отрицательное как бы «сбрасывалось» в окружающую среду, но скоро абсолютно все отходы, в том числе информационные и духовные, придется только перерабатывать или нейтрализовывать. - В настоящее время в глобализации вперед слишком вырвались экономическая и финансовая сферы, сформировав, тем самым, её уродливую модель. Если в ближайшем будущем не произойдет столь же бурного развития духовной, культурной и политической сфер, то гармоничной взаимодополнительной планетарной системы не возникнет, а человечество ожидает серия катастроф и деградация. - Следует развивать концепции, в которых сочетаются процессы глобального и локального развития. «Глокализация (термин предложен А. Морита) соответствует сценарию «децентрализованного и справедливого мира», сочетая в себе процессы модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации» (1, с.32). Модели глокализации ещё только разрабатываются, опираясь на сетевые формы самоорганизации и межкультурной коммуникации. Концепция регионального отклика на процессы глобализации содержит следующие основные положения. 1. В современных условиях региональный отклик не может замыкаться в пределах каких-то чисто региональных проблем и задач. Региональный отклик предполагает влияние, на всю формирующуюся планетарную систему. Однако для того, чтобы это произошло и, чтобы такой отклик был способен изменять ориентиры всей структуры глобализационного развития, необходимо выявить оптимальные способы (механизмы) этого взаимодействия. В настоящее время в ведущих странах мира начинают формироваться подходы рассматривающие глобализацию в плане этики, формирующие каталитические механизмы воздействия на всю совокупность глобализационных процессов. 2. Процессы глобализации в настоящее время рассматриваются на трех уровнях: микро- мезо- и макро. Именно мезоуровень становится в настоящее время наиболее важным для цивилизации и индивидов, поскольку связывает человеческое и общественное измерения. Именно на мезоуровне во взаимодействие вступают современная жизнь, глобализационные проекты, существующие традиции, а также происходит корреляция личностных и общепланетарных ценностей. 3. Любым коммуникационным процессам должна предшествовать самоидентификация природных и общественных систем. Один из наиболее важных типов такой самоидентификации заключается в формировании светского (культурного) аскетизма, представляющего собой связанное состояние для духовности, информации, интеллекта. Состояние, соответствующее аскетизму является ядром любой культуры и если начинать диалоги между различными культурами, отдельными личностями, индивидами от таких ядер, то они будет наиболее эффективным, соответствуя основным природным ритмам. Анализ приведенных выше положений позволяет утверждать, что глобальная культура должна быть распределена по всей нашей планете равномерно (также как энергия, информация, вещество), образуя устойчивую сеть-паутину духовности, формируя в пределах своих регионов, районов, поселков, городов гармоничное взаимодополнительное взаимодействие материального и духовного, идеального и реального. Подобные тенденции способны обеспечить выравнивание перекосов уже сформировавшихся в глобализационных явлениях. 3. Мондиализация жизненного мира означает его «трансформацию путем превращения чужого и чуждого в схемах других в знакомое, через посредничество. С того момента как возникает возможность включить чужую идею в наши собственные схемы, понятие-посредник становится объективированным в нашем собственном мире» (2, с.30). Развиваемый нами вариант концепции мондиализации опирается на следующие идеи. 1. Отдельные этносы, например, в Республике Саха (Якутия) должна идентифицировать свои духовность и культуру в рамках кроскультурных ритмических взаимодействий, которые обеспечивают пересечение ценностей национальной культуры с духовными ориентирами информационного общества и с наследием шедевров мировой культуры. Подобная идентификация возможна только в рамках динамического равновесия, постепенно трансформирующегося в равновесие-паутину. Аналогичный процесс должен произойти в Российской Федерации, где предполагается синтез культур всех населяющих Россию народов. 2. Человек в современных условиях неизбежно становится синтетическим, также как и связанная с ним культура. Человек должен иметь «слой» соответствующий своей традиционной культуре и взаимодействовать посредством сети-паутины с другими культурами и общемировыми ценностями. 3. Система образования должна опираться на два основных положения: самоорганизацию индивида и принцип «Быть рядом». Первое из этих положений нацелено на самоидентификацию личности, которое только и может быть достигнуто в условиях самоорганизации. Второе положение сводит деятельность преподавателя, прежде всего, к каталитическим воздействиям, поскольку он должен направлять инициативу обучаемого: объяснять, дополнять, подбирать оптимальную для сложившейся ситуации литературу и т.п. Образование должно быть непрерывным и предполагает существование замкнутых блоков (в среднем по 2-4 года в каждом), в пределах которых, формируется законченное целостное мировоззрение. При этом решающая роль должна отводиться формированию системного, структурного знания, а также критериев позволяющих отличить истинную, структурообразующую информацию от информации ложной или неполной. Заключение. Предложенные подходы позволяют переосмыслить процессы глобализации в условиях современного мира, а также связанные с ними приложения в сферах культуры, образования, политики, экологии. Это позволяет укрепить позиции авторов развивающих представления о глокализации и мондиализации. Концепция плюралистической методологии опирается на универсальный синтез различных сфер человеческого знания, представления о системе координат на основе предельных динамических равновесий и равновесие-паутину. Методология развивающаяся на этой основе станет источником грядущего процветания, умиротворения, человечества. Это будет путь допустимого развития (выживания), политической значимости, поднимающий жизненный уровень всего человечества, социальную стабильность, ликвидирующий стимулы в подчинении соседних государств. Духовность и единство, о которых много говорилось в великих философских системах, религиях, культурах не могли состояться в непланетарных масштабах. Несмотря на то, что каждая эпоха пыталась реализовать идеи солидарности, свободы, равенства, братства, справедливости, терпимости, ненасилия, сотрудничества осуществить эти идеи вне рамок гармоничной и гуманистически реализуемой глобализации невозможно. Предлагаемая концепция регионального отклика на процессы глобализации является конкретным и достаточно гибким вариантом глокализации. В рамках этой концепции четко идентифицируется ядро национальной культуры и соответствующих ему оснований духовности, разрушение которых приведет к деградации, а возможно и уничтожении человечества в целом. Эта концепция и универсальна и в то же время предельно конкретна; она хорошо подходит для Республики Саха (Якутия), а также для ряда других регионов Российской Федерации. Концепция мондиализации в самом ближайшем будущем станет важнейшим инструментом планетарной и межкультурной коммуникации. Продолжение интенсивных исследований в этом направлении - важнейшая задача современного общества. Литература 1. П.В. Малиновский. Глобализация 90-ых годов: время выбора // Глобализация: контуры XXI. Ч. 1. – М., 2002. - С. 5-49. 2. Ин-Сук Ча. Глобализация, культурная идентичность и развитие личности. Пленарный доклад на XXI Всемирном философском конгрессе. Стамбул, 2003 // Вестник Российского философского общества. - 2003, № 3. - С. 24-33. |