CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
О конце философии,Б.В.Марков

Б.В.Марков,
доктор философских наук

О конце философии

Доклад К. Свасьяна произвел большое впечатление на слушателей. Но, как всегда бывает в таких случаях, никто из завороженных напевной речью слушателей не мог толком передать ни содержание, ни логику доклада. Да это и неважно. Главное, что речь докладчика вошла в резонанс с ожиданиями слушателей. Все знают, что эпоха философии закончилась. Жалко, конечно, но, ведь, все проходит. Отсюда наша меланхолия, и философы, которые не пишут, еще раз утвердились в правоте своего нигилизма. Но и те, кто суетятся и пишут, получили свою долю утешения: философия кончилась в Германии, а это не исключает, что ее резервацией может стать Россия. Но на всякий случай не следует писать много и часто - это болезнь, ведущая к умиранию философии. И еще один рецепт, если не омолаживания, то задержки старения: не надо писать о теле. Антропология отрицает возможность постижения чистой истины. Она ставит в центр человека, который, реализуя свои желания, забывает о бытии. Я понимаю Свасьяна. Трудно удержаться от возмущения, когда в одной из телепередач Гордона цвет российской интеллигенции обсуждает вопрос о том, почему греческие статуи голые и почему у них такие маленькие пенисы. Тема-то непристойная. О таком раньше даже на кухнях и в забегаловках не говорили. Не интеллигентно!

Если серьезно, я не думаю, что есть запретные для философии темы. Наоборот, со сменой медиумов мы должны научиться работать на "чужом поле". Эпоха книг и идеологий уходит. Отсюда и конец классической философии. Но "большой нарратив" остается и успех доклада Свасьяна - лучшее тому подтверждение. Философ велик как гениальный сказитель, наделенный даром волшебной речи. Надо правильно ею распорядиться. И ни в коем случае не молчать. Беда философии именно в том, что она чрезмерно теоретизирована, обращена к анализу самой себя. Она умирает, рефлексируя в одиночестве о собственной сущности. А масс медиа потому и процветают, что удовлетворяют жажду чуда. Поэтому необходим анализ новых медиумов: как мы ориентируемся в мире звуков и образов, почему некоторые из них оказывают на людей столь сильное воздействие, которое во много раз превосходит воздействие идей. Если мы хотим, чтобы нас услышали, наши и речи и книги должны стать и красивыми и благозвучными. А то, что философский текст может стать художественным произведением, это подтверждают книги автора.

В целом я разделяю заботу К. Свасьяна в связи с разрастанием метастазов индивидуализма. Но нельзя противостоять этой угрозе только лекциями. На самом деле причиной отвратительной "заботы о себе" являются не теории Штирнера или Ницше, а широкомасштабные изменения образа жизни и, в частности, бездомность, об угрозе которой, как выразился докладчик, "лепетал Хайдеггер". Другое дело, что и о "телесном" и "повседневном" философы должны говорить на профессиональном языке. Пока мы сохраняем и совершенствуем технику философского анализа, философия будет жить и отвечать на вопросы, которые поставит жизнь.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку