CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография,А.Ж.Кусжанова

Критика и библиография

Гожев К.М. Антропология образования и социальный конфликт. СПб., 2004.-242с.

История ХХ века оказалась весьма насыщенной крупномасштабными социальными катастрофами. Социальные конфликты постоянно напоминают о необходимости поиска цивилизованных путей и средств их разрешения и предотвращения. Они представляют собой сложнейшую, многогранную практическую проблему современности.

Изучению природы и генезиса социальных конфликтов в философии уделено достаточно внимания. Однако в данной работе предметом исследования стал антрополого-образовательный аспект в детерминации социального конфликта. Этот ракурс проблемы социального конфликта, пожалуй, до сих пор никем из исследователей специально не разрабатывался.

Обращаясь к философской традиции немецкой классики, в которой конфликт понимается как универсальная форма существования и разрешения противоречий, К.М.Гожев, находит совсем не то, что наиболее известно из ее громких достижений. Это – три положения немецких классиков о мирном урегулировании социальных конфликтов. У К.Маркса – аналогично - это критика метафизического истолкования Прудоном диалектического противоречия, предполагавшего устранение «дурной стороны», что прекращало тем самым, по утверждению Маркса, диалектическое движение (с.89). Мысль ясна: автор стремится поддержать авторитетом великих имен собственное убеждение в том, что социальные конфликты принципиально могут иметь мирное разрешение, и это решение обосновано философией.

Пренебрежительное отношение к теории противоречия в условиях социокультурных реалий ХХ века способно, по его мнению, «инвестировать в будущее по преимуществу обширный перечень остроконфликтных антагонизмов, буквально взрывающих мир современного человека» (с.97) Именно этим, считает он, чревата современная реформа образования в России. Здесь опять, сетует автор, не реализован потенциал философии и образования как действенного средства формирования диалогического и межкультурного поля понимания.

В полиэтнических регионах, к которым относится Кавказ, наиболее сложные конфликтогенные ситуации связаны с этнополитическими противоречиями. При этом устремления противоборствующих элит настолько сильны и разнонаправлены, что за ними исчезает политическое пространство возможного взаимопонимания, становится невозможен диалог. И автор возлагает надежду на то, что внедрение в массовое сознание идеи необходимости диалога между влиятельными региональными этническими движениями как главными силами, определяющими общественную жизнь региона, сможет положить начало необходимому взаимодействию. Выразителем позиций и устремлений этнических групп является элита. Поэтому автор ищет теоретические основания для такой модели этнополитического взаимодействия в теории элит, показывая недостаточность классических теорий элитаризма и необходимость развития плюралистической теории элит, набрасывая перечень ее обязательных компонентов.

По убеждению автора, развернувшаяся в современном мире глобализация не может не быть, с одной стороны, отражением идеалов о единстве человеческой цивилизации равных в свободе и достоинстве людей. С другой стороны, эта романтическая идея глобализации на деле оборачивается экономической эксплуатацией стран третьего мира и агрессивным внедрением западных (американских) ценностей в жизненный уклад и общественное сознание всего остального мира. Как известно, в экономической и социальной дифференциации развитых стран определяющую роль теперь играет информационный капитал, обусловленный уровнем развития науки и образования. Следовательно, глобальный характер новейших, в том числе и образовательных, технологий обернулся злом, став причиной новых социальных конфликтов. В этих условиях, предупреждает К.М.Гожев, «превращение мировой системы образования в мировой рынок образовательных услуг будет осуществляться не только цивилизованными методами экономического давления, но и прямого политического принуждения.» (с.148) Симптомами этого феномена он считает создание глобального рынка образовательных услуг, Болонский процесс и современную реформу образования, в том числе в России.

В этих условиях, утверждает автор, судьба России, как и судьбы подавляющего числа современных стран, зависит от сохранения в них элементов органичности жизни и ценностно-духовного потенциала. Здесь неоценима роль антропологических и образовательных традиций национальных культур, национальной системы образования. Россия и населяющие ее народы пока не потеряли определенной исторической перспективы, но будущее ее культуры и ее самой пока до конца не определено и зависит от исторического выбора антропологических и образовательных ценностей, в состоянии которого она находится в данный момент.

Пафос мирного сосуществования, считает К.М.Гожев, еще не исчерпал своего позитивного значения, как и возможности поликультурного взаимодействия. А реальность этих ценностей достижима на путях построения социально-ориентированного образования, нацеленного на сохранение и уважение этнокультурного многообразия и национальной идентичности.

А.Ж.Кусжанова, д.ф.н., проф. (Санкт-Петербург)

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку