CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Будни российской философии,А.Н. Чумаков

А.Н. Чумаков

доктор философских наук

Будни российской философии
(к итогам четвертого российского философского конгресса)

Состояние и уровень развития философии той или иной страны в значительной мере определяется социально-политической и культурно-исторической ситуацией в данном обществе. Можно сказать и наоборот – по тому, что являет собою философия, правомерно судить и о самом обществе. Россия в этом отношении также не является исключением, и уже поэтому, хотелось бы надеяться, для широкого круга читателей определенный интерес будет представлять деятельность Российского философского общества, а также состоявшийся 24–28 мая 2005 г. в г. Москве IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации», организаторами которого выступили: Российское философское общество ( РФО ) , Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт философии РАН, Министерство образования и науки РФ.

Основным местом проведения конгресса стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова , который на целую неделю превратился в главную философскую площадку страны, где бурно обсуждались наиболее актуальные проблемы современного развития, а также исторического прошлого и будущего нашей страны, новые вызовы техногенного развития человеческой цивилизации и перспективы интеграции России в глобальное мировое сообщество. Начало же таким конгрессам было положено в 1997 г., когда около тысячи российских философов приехало в город на Неве, где на базе Санкт-Петербургского университета состоялся Первый Российский философский конгресс. Затем были Екатеринбург (1999 г.) и Ростов-на-Дону (2002 г.), университеты которых принимали участников соответственно Второго и Третьего конгрессов.

И все-таки, московский конгресс оказался наиболее представительным. В Оргкомитет поступило 4209 тезисов, которые были опубликованы в пяти томах до начала работы конгресса. Непосредственно участниками конгресса стали 2242 человека из 34 стран. 1329 из них являлись членами Российского философского общества. Из зарегистрированных участников Конгресса 2155 человек было из России и СНГ, 87 человек – из Прибалтики и дальнего зарубежья: Австралии, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Ирана, Испании, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Мексики, Польши, Сербии и Черногории, Словакии, Словении, США, Турции, Франции, Чили, Швейцарии, Эстонии, Японии. Опубликованы тезисы философов из Албании, Афганистана, Болгарии, Венесуэлы, Греции, Иордании, Монголии, Румынии, Эфиопии, Чехии, кто по разным причинам не смог приехать на Конгресс.

В программу Конгресса было включено 6 пленарных докладов, 25 секций, 12 симпозиумов, 6 коллоквиумов, 27 круглых столов и 3 вечерние лекции.

В адрес конгресса поступили приветственные телеграммы от Президента Российской Федерации В.В. Путина; Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова; Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ  С.М. Миронова;
Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко; м эра г. Москвы  Ю.М. Лужкова; Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Жукова и др.

С пленарными докладами выступили: ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий «Знание и мудрость в глобализирующемся мире»; директор Института философии РАН, академик РАН В.С. Стёпин «Философия в эпоху перемен»; д.ф.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения А.С. Кармин «Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы»; декан философского факультета МГУ, д.ф.н., профессор В.В. Миронов «Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии»; зав. отделом Института философии РАН, д.ф.н., профессор Н.В. Мотрошилова «Варварство как оборотная сторона цивилизации»; зав. кафедрой Уральского государственного университета, д.ф.н., профессор В.Е. Кемеров «Социальная философия и образы будущего». Были прочитаны три вечерние лекции, с которыми выступили: академик РАН Г.В. Осипов (Москва) «Россия и современные геополитические вызовы»; профессор К. Свасьян (Швейцария) «Конец истории философии»; профессор А.А. Зиновьев (Москва) «Философия и идеология».

Наибольшее представительство среди опубликованных тезисов имели следующие города: Москва – 1276, Санкт-Петербург – 239, Ростов-на-Дону – 145, Екатеринбург – 104, Волгоград – 99, Уфа – 95, Саратов – 67, Киев – 66, Новосибирск - 61, Омск – 54, Казань – 51, Пермь – 47, Томск – 47, Воронеж – 43, Краснодар – 43, Белгород – 42, Курск – 39, Нижний Новгород – 38, Астрахань – 34, Тюмень – 33, Харьков – 33, Минск – 32, Оренбург – 31, Смоленск – 27, Тверь – 27, Вологда – 26, Самара – 24, Челябинск – 21, Архангельск – 20, Бишкек – 20, Иваново – 20, Таганрог – 20. Среди 3855 опубликованных авторов: академиков и членов-корреспондентов национальных академий наук – 15, докторов наук – 975, кандидатов наук – 1629, профессоров – 749, доцентов – 1017, научных сотрудников – 275, ректоров вузов – 18, директоров учебных и научных организаций – 51, проректоров вузов – 40, деканов факультетов – 46, заведующих кафедрами – 325, докторантов – 64, аспирантов – 380, студентов – 135, учителей средних школ – 12.

Наибольшее количество заявок на выступления было принято на следующие секции: философия культуры – 205, социальная философия – 191, история русской философии – 181, философская антропология – 147, эпистемология – 143, философия и методология науки – 131, философия образования – 131, философские проблемы глобализации – 122, философия религии – 121, этика – 115.

Абсолютно невозможно в короткой статье рассказать о содержательной работе, которая на протяжении пяти дней интенсивно велась на всех секциях, симпозиумах, круглых столах, как не представляется возможным поведать хотя бы вкратце и о содержании докладов, прозвучавших на пленарных заседаниях и вечерних лекциях. И, тем не менее, о некоторых из них хотелось бы сказать.

Так, в рамках конгресса важное место занял симпозиум «Экологические императивы современной цивилизации», посвященный экологическим проблемам современности, поскольку будущее цивилизации немыслимо без оптимизации взаимодействия общества и природы. Во вступительных докладах руководители симпозиума д.ф.н., проф. Гирусов Э.В. и д.ф.н., проф. Лисеев И.К. обозначили основные направления воздействия экологических императивов на формирование новых норм и ориентаций современного цивилизационного развития. Отмечалось, что современное экологическое неблагополучие на планете Земля, это не результат какой-то единичной ошибки, а отражение глубинного, системного цивилизационного кризиса, затрагивающего все фундаментальные характеристики отношений человека, общества и природы. Поэтому выход из этого кризиса возможен лишь при существенной трансформации всех сложившихся в культуре техногенной цивилизации фундаментальных отношений, не сводящихся только к изменению системы ценностей, но требующих осмысления в новых онтологических, когнитивных и деятельных подходах.

Выступившие на симпозиуме 67 докладчиков из 3-х стран и 10 городов России, а среди них были философы, ученые, политики, медики и т.д., посвящали свои доклады не только общетеоретическим и философским проблемам современной экологии, но и затрагивали вопросы экологического воспитания, образования и просвещения как важнейших средств формирования экологической культуры человека и общества в целом. При этом подчеркивалось, что экологическая культура является не только дальнейшим развитием традиционной, но и ее отрицанием как культуры перепотребления человеком природных ресурсов и тотального разрушения природы как в масштабах отдельных регионов, как это было раньше, так и в глобальных масштабах, подрывая состояние биосферы в целом.

Еще один симпозиум «Гуманизм как система ценностей: история и современность», руководителями которого были д.ф.н., проф. Жукоцкий В.Д и д.ф.н., проф., Кувакин В.А., обсуждал ту проблему, которая стояла перед Конгрессом и будет стоять после Конгресса на ближайшую перспективу, и которая связана с обретением философией и философами особого общественного статуса сознательного разработчика базовых идеологем современного российского государства и общества. Участники симпозиума убедительно показали, что постсоветский синдром боязни государства и бегства от государства проходит и теперь, что философами все более осознается ответственность за состояние дел в обществе и культуре. К этому обязывает их светский характер российского государства, прописанный в Конституции и закрепленный всей логикой культурно-исторического развития России в ХХ веке. Если не философ, то кто подставит плечо молодой российской демократии? Если не философ, то кто даст непредвзятую и беспощадную критику допущенных ошибок в ходе реформ? Если не философ, то кто обозначит горизонт наших ценностных устремлений, действительный общественный идеал, способный объединить общество? На симпозиуме также подчеркивалось, что гуманизм как мировоззренческое кредо философии и как родовой признак философствования заявляет о себе со всей определенностью. Он не только противостоит отчужденным формам социума, защищая личность от их произвола, но и внутри культурных процессов выполняет важную консолидирующую роль организатора диалога между враждебно противостоящими субъектами. Это качество философии как светского гуманизма должно быть представлено не только в идеологии и культуре в целом, но и в образовании, которое как никогда нуждается в актуализации воспитывающих форм знания. Наша система образования нуждается в консолидации социально-гуманитарного знания и его представлении в качестве государственного экзамена. Это в равной степени нужно и философии и образовательному процессу.

Не менее интересно проходила и работа секций. Так, в частности, на секции «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» обсуждались вопросы ответственности философов за воссоздание духовной сферы общественной жизни, архитектоники личности (социальный идеал, комплекс личных добродетелей, воля к выбору в пользу добра и т.п.) в условиях современных социально-политических преобразований в России и становления новой системы ценностей. Участники дискуссии на секции отмечали, что современное образование (и преподавание дисциплин гуманитарного цикла) еще не вышли на необходимый уровень обсуждения многих актуальных проблем нашего общества и предлагали различные пути решения этой задачи.

На секции «Философия техники и хозяйства» собравшей около 100 участника, выступило 32 докладчика (из них 10 – немецкие ученые). Причем одну треть участников составляли молодые ученые, студенты и аспиранты и еще около трети участников – не профессиональные философы. Руководили секцией: д-р Г. Бехманн (Германия, член РФО), д.ф.н., проф. В.Г. Горохов, д.ф.н., проф. В.В. Чешев ученый секретарь – к.ф.н. Д.В. Ефременко. Наибольший интерес на секции вызвали дискуссии о междисциплинарных исследованиях научно-технического и хозяйственного развития; причем было отмечено, что технику и ее развитие в особенности сегодня невозможно рассматривать в отрыве от хозяйственных и социальных структур, в которых она реализуется. В этой связи особое значение приобретает социальная оценка последствий научно-технической и хозяйственной деятельности, а для России значительный интерес представляет германский опыт ее институализации как своего рода политического консультирования. При этом такого рода консультирование не должно быть результатом пассивного ожидания, когда ученых призовут посоветоваться властные структуры. Если существует социальный заказ – инициатива должна исходить от самих ученых. Поэтому в рамках работы секции и было запланировано рабочее совещание по обсуждению грядущей реформы ЖКХ, которое вызвало большой интерес и широкий резонанс, например, Росстрой России и Министерство транспорта и строительства ФРГ выслали своих представителей, наукоград Дубна был представлен вице-мэром и целым рядом практиков и аспирантов Государственного университета природы, общества и человека «Дубна».

В результате работы секции были сформулированы основные проблемы дальнейшего философского исследования последствий научно-технического развития в ситуации повышающегося техногенного риска и был поставлен вопрос о необходимости разработки и преподавания специального учебного курса по этой проблематике и как для философов, так и для широкого круга специалистов (инженеров, будущих ученых из различных областей науки и техники и т.д.) и для всех пользователей новой техники. К началу работы секции Российское философское общество и Российско-германское общество философии науки и техники выпустили Материалы международной конференции «Философия науки и техники – природа и техника на пороге 3 тысячелетия», состоявшейся в конце декабря 2004 г. в Москве

Еще одна секция «Аксиология», собравшая более 40 участников, и которой руководили д.ф.н., проф. Н.Ф. Бучило и д.ф.н., проф. В,А. Кутырев, была представлена широким кругом докладчиков.

Обозначим лишь вкратце проблематику хотя бы некоторых из наиболее интересных выступлений. Так, проф. Н.Ф. Бучило (Москва) рассказала о парадоксах оценочных суждений, о том, что в многообразии оценок дают разные друг другу основания и об опасности превращений устаревших социальных норм в самоцель. В своем выступлении она обосновывала важность поиска путей взаимосвязи с реалиями вузовской (и довузовской) учебной практики и говорила о необходимости перехода от педагогики насилия к педагогике сотрудничества, не без иронии замечая: «Мир прекрасен, но в нем так трудно жить»…

О феномене амбивалентности ценностей и о некоторых парадоксах т. н. высших ценностей, т.е. о том, что потенциал любой из них внутренне противоречив, а следовательно, открыт не только благодеянию, но увы, и злодеяниям – было сказано и в выступлении доцента А.С. Архангельской (Симферополь, ТНУ). Дискуссионными были выступления профессоров Н.С. Рыбакова (Пенза) и И.С. Бельского (Екатеринбург), которые посвятили свои доклады проблеме поиска природы или истоков ценностей. Так, если И.С. Бельский, предлагая категорию «индивидуальная субъектная реальность», подчеркивает онтологический статус абсолютных ценностей и считает, что индивид испытывает потребность в переживании постоянных, неизменных, т.е. абсолютных ценностей, то Н.С. Рыбаков находит, что «ценности существуют вне, до и независимо от того, когда и как человек соизволит объяснить их наличие, причем с индивидом связана только фиксация ценностей».

Теме возрастания роли культурно-ценностных факторов в осмыслении глобализационных процессов было посвящено интересное и эмоциональное выступление доцента Г.М. Диденко (Киев). От глобалистики она перекинула логический мостик к актуальным проблемам постсоветского общества вообще, и украинского, в частности. Ею была поставлена проблема отсутствия смыслообразующих факторов в деятельности властной элиты и неадекватности ценностных ориентиров личностей и наций. В докладе отмечалось, что реальностью наших дней стали не только глубокий кризис постиндустриального общества, всей технократически ориентированной культуры, но и существование внутренне расколотых стран.

Отметим также и работу некоторых круглых столов, среди которых назовем круглый стол «Философия и методология социальной и экологической политики», организованный по инициативе кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ совместно с Координационным советом по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. На нем состоялось детальное обсуждение проекта социальной доктрины России, подготовленного Координационным советом. Этот проект тесно связан с идеями, заложенными в основу Экологической доктрины Российской Федерации. Ведущими круглого стола были профессор философского факультета МГУ В.Н. Расторгуев и академик В.А. Черешнев, председатель Уральского отделения РАН, директор Института иммунологии и физиологии, председатель Общенационального экологического форума. В подготовке и работе круглого стола участвовали также Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественный совет социального служения Отдела церковной благотворительности и социального служения Московской Патриархии, Научный центр политической аксиологии Государственной академии славянской культуры, Европейское отделение Всемирной экологической академии. Среди участников круглого стола (3 академика РАН и РАМН, около 20 докторов и кандидатов наук, а также два аспиранта и студент) были ученые из Архангельска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Симферополя, Твери. С развернутыми сообщениями выступили, в частности, руководители ряда крупных вузов и научных центров России (президент РАЕН О.Л.Кузнецов, ректор Северного государственного медицинского университета академик П.И. Сидоров и др.). Тема дискуссии – единство социального и экологического измерений политики – позволила поставить ряд философских и методологических проблем и завершилась обсуждением и принятием итогового документа, содержащего пакет рекомендации для органов законодательной и исполнительной власти.

Другой круглый стол «Философия для детей» (руководители проф. Н.С.Юлина, проф.Л.Т.Ретюнских , продемонстрировал активный интерес философского сообщества к данной теме. И это неудивительно, т.к. в условиях системного кризиса образования, смены его парадигмальных основ с неизбежностью встает вопрос – как «устоять» под натиском Болонского процесса, сохранив все лучшее, что было в отечественной системе образования, и приобретая новый опыт и новые возможности? Мировой и российский опыт показывает, что введение философской составляющей на всех уровнях – от начальной школы до вуза – позволяет нацеливать сам процесс образования не на информативную (передача знаний), а на исследовательскую модель (решение проблем), которая оказывается наиболее эффективной в условиях информационного постиндустриального общества, где перед человеком открывается множество возможностей, и он рискует утонуть в потоке информации или запутаться в противоречиях окружающего мира.

Участники круглого стола заострили внимание на специфике детского философствования, на особенностях философских бесед с детьми в школе, будь-то общеобразовательная школа или музыкальная. Особый интерес вызвало сообщение латвийских коллег и их рассказ об опыте включения философской составляющей в преподавание других предметов – математики, литературы, природоведения и т.д. – в средней школе, а также демонстрация специально написанного для этого учебного пособия для младшего и среднего звена школы. Следует заметить, что в Латвии, в отличие от России, как и во всей Европе, философия является обязательным предметом для изучения в старших классах.

Еще один круглый стол, руководителями которого были проф.Иваненков С.П.(Санкт-Петербург) и проф. Павловский В.В. (Украина), «Молодежь и будущее российской науки» , начал свою работу с правительственной телеграммы, с которой к участникам круглого стола обратился заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, депутат ГД РФ А.Г. Чернышов. Обращаясь к молодежи, он, в частности сказал: «Считаю крайне важными ваши начинания, способствующие объединению молодых ученых и исследователей. Сегодня, когда в стране проводятся очень непростые реформы, актуальным является поиск оптимальных путей для решения стоящих перед нами задач. Надеюсь, что вы сможете ответить на новые вызовы времени, а властные структуры получат рекомендации, каким образом проводить те или иные преобразования».

В ходе состоявшейся дискуссии наибольшие споры вызвал вопрос о качестве современного российского образования, а по ее итогам была составлена резолюция, направленная в Оргкомитет Конгресса, где предлагалось:

1. Обратить внимание философской общественности на такие проблемы молодежи в современном мире, как переосмысление ценности науки для молодежи как привлекательной сферы приложения своих усилий на всю жизнь, смена академических поколений, неадекватность образовательной политики и т.д.

2. При чтении курсов социальной философии, антропологии и др. дисциплин уделять особое внимание проблемам современной российской молодежи.

3. В исследовании упомянутых проблем применять расширенную тематику, используя ее в качестве тем для курсовых и дипломных работ.

4. От имени Президиума РФО, участников Конгресса и философской общественности обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой ускорить разработку закона «О государственной молодежной политике».

  • Наконец, особого упоминания заслуживает участие в работе прошедшего конгресса иностранных участников. Одной из наиболее представительных делегаций была иранская, по инициативе которой в рамках конгресса состоялась встреча: «Современная иранская философия», где в культурном диалоге с философами – представителями других стран – участвовали иранские философы: профессор Реза Давари Ардакани – президент Иранской академии наук; профессор Гулям Реза Авани – директор Научно-исследовательского института иранской философии; профессор Ибрахим Динани – заместитель директора НИИ иранской философии. Во встречи принимали участие также представители иранского дипкорпуса в Москве, российские ученые-философы и многие интересующиеся иранской культурой. Иранские философы выступили с содержательными сообщениями о различных направлениях современной иранской философской мысли, о роли философии в процессе диалога цивилизаций и о культурологических аспектах современного философского мышления. Состоялся также живой и содержательный обмен мнениями по актуальным мировоззренческим проблемам современности, в ходе которого иранские философы ответили на многочисленные вопросы аудитории.
  • Не меньший интерес вызвала и встреча, организованная с участием философов Латинской Америки и Европы. На протяжении многих лет Российское философское общество осуществляет контакты посредством переписки с международными философскими сообществами, с представителями научной интеллигенции стран Американского континента и Европы. Но одной только переписки не всегда оказывается достаточно. Чтобы сформировать наиболее плодотворные деловые и творческие взаимоотношения между философскими сообществами необходимо иметь возможность организации личных встреч и создания индивидуальных контактов. IV Российский философский конгресс дал уникальную возможность пригласить в Москву молодых ученых, а также ведущих представителей крупнейших философских организаций за рубежом. В итоге, впервые в истории РФО с рабочим визитом на конгрессе присутствовали президенты и вице-президенты философских обществ Латинской Америки: проф. Эстебан Бобадиллья (Философское общество Аргентины), проф. Ракель Газолла (Философское общество Бразилии), проф. Энрике Микле (Философское общество Чили), а также президент регионального философского общества Аргентины, г. Буэнос Айрес, проф. Бланка Парфэ. В ходе своего рабочего визита гости были ознакомлены с наиболее известными культурно-историческими памятниками архитектуры столицы, с работами великих историков философии России, посетили их мемориальные квартиры и музеи города. Они были приятно удивлены красотой московских улиц, центром Москвы, а также гостеприимством и радушием организаторов и участников конгресса. Перспектива развития международных отношений между философскими обществами различных стран мира позволяет надеется на взаимное сотрудничество в области научных исследований, профессиональное содействие в сфере образовательных программ, совместное проведение научных конференций, а также в поддержке развивающихся философских проектов в области исследования глобальных проблем современного мира и социально-культурного развития различных стран и народов мира.

Заканчивая краткий разговор о содержательной работе конгресса, отметим и то, что во время в его рамках проходила выставка философской научной и учебной литературы, презентации журналов «Вопросы философии», «Вестник РФО», « Credo», «Здравый смысл», «Философия и общество», и других периодических изданий философской направленности.

На заключительном пленарном заседании участники конгресса приняли Итоговую резолюцию, в которой подчеркнули важность философского осмысления роли и места России в процессах мировой интеграции. При этом подчеркивалось, что необходимо сохранить те черты, которые сообщили русской культуре ее уникальность и неповторимость, дали мировую известность русской литературе и философии, музыке и науке. Мы останемся в ряду великих держав, если в условиях идущей глобализации сумеем сохранить нашу национальную и культурную самобытность. Поэтому большое значение имеет продолжение национальной философской традиции, творческое развитие наследия великих российских философов, говорится в Резолюции. Участники конгресса выразили глубокую озабоченность нынешним состоянием системы образования в России и государственной политикой в области образования.

Итак, уже эта краткая информация о состоявшемся философском форуме позволяет сделать вывод, что конгрессы, организуемые Российским философским обществом, стали заметным событием в научной, да и в целом в культурной жизни страны. Они являются неотъемлемой частью российской философии и не случайно проводятся на базе философских факультетов ведущих университетов страны. Начавшись в Санкт-Петербурге, они проходят с тех пор в различных регионах, в которых сложились серьезные школы и хорошие философские традиции. В России немало таких центров научной и философской жизни, где к тому же созданы и много лет активно работают отделения РФО, и где вполне могли бы состоятся следующие конгрессы. Назовем только некоторые из них: Башкирия, Татарстан, Нижний Новгород, Волгоград, Саратов, Омск, Краснодар, Тюмень, Томск, Калининград. И это далеко не полный список.

Сохранить и окончательно закрепить такую традицию, когда конгрессы проходили бы в разных городах и регионах, является делом первостепенной важности, так как помимо теоретических задач конгрессы выполняют еще и коммуникативную, образовательную, воспитательную функции. И чем больше людей, в особенности молодых, пройдет эту школу, тем более крепкие основания отечественной философии мы будем иметь в перспективе.

Заметим, что конгрессы уже сами по себе явление особенное и даже уникальное. Они принципиально отличаются от узкопрофильных конференций и других научных мероприятий (которых, заметим, только по линии РФО проходит более 100 ежегодно), т.к. ориентированы в первую очередь на широкое творческое и деловое общение. Здесь складывается особая атмосфера, благоприятная для обмена идеями, опытом, впечатлениями, когда помимо запланированных выступлений участники конгресса посещают другие мероприятия, имеют широкие возможности для неформального общения.

Здесь нужно подчеркнуть, что конгрессы для нас дело относительно новое, и потому нередко возникают проблемы, которые можно назвать «трудностями роста». Это и задержки с отправкой персональных приглашений, и недостаточно хорошая обратная связь, и трудности с приглашением иностранных гостей, наконец, еще не до конца установившиеся нормы и правила, связанные с отбором тезисов. И все-таки, можно отметить, что неизбежных в таком сложном деле проблем от конгресса к конгрессу становится меньше. Этому способствует и то, что в Организационный и Программный комитеты входят не случайные люди, те, кто ведет большую работу на местах, возглавляя стабильно работающие организации РФО или внес значительный личный вклад в подготовку предыдущих конгрессов. Опираясь на мировой и отечественный опыт, мы пришли к мнению, что национальные конгрессы наиболее оптимально проводить с периодичностью не чаще 3-х и не реже 4-х лет. Это вполне разумный срок, чтобы созрели новые идеи, обновились темы для дискуссий, а в философию пришло новое пополнение. В то же время, этот срок не настолько большой, чтобы нарушились творческие и деловые связи, традиции, преемственность.

Основной целью конгресса было стремление дать картину современного состояния философской мысли в России, определить ее роль в жизни нашей страны, мире и современной науке, проследить тенденции развития философии и философского образования в будущем. В этой связи, значение прошедшего конгресса, как и подобных мероприятий вообще, трудно переоценить, ибо без творческих связей, контактов, обмена опытом с коллегами, без возможности «опробировать» в живом диалоге с ними новые идеи, услышать мысли других, с которыми можно было бы согласиться, подискутировать, поспорить, не может не только развиваться, но и существовать философская мысль. Конгрессы важны еще и потому, что это хорошая возможность подвести общие итоги развития философской мысли в стране, соотнести имеющиеся результаты с лучшими образцами мировой философии, наметить перспективные направления теоретических исследований, наконец, задаться вопросом о практической значимости того, что делают, могут и должны делать философы. Тесно связанна с этим и другая особенность современной философии – она не может оставаться и дальше только убежищем теоретической мысли, но должна в определенной степени стать и практической философией. Не случайно ректор МГУ, академик В.А. Садовничий в своем пленарном докладе на прошедшем конгрессе процитировал именно такие слова Пьера Адо: «Если философия есть активность, смысл которой – упражнение в мудрости, то упражнение это по необходимости заключается не только в том, чтобы говорить и рассуждать определенным образом, но и в том, чтобы определенным образом действовать, смотреть на мир».

Конечно, должно пройти время, чтобы идеи, обсуждавшиеся на конгрессе, выкристаллизовались в хорошо развитые теории, фундаментальные тексты и оказали влияние на реальную жизнь в обществе, но уже сегодня совершенно ясно, что Четвертый российский философский конгресс дал хороший импульс и пищу для размышлений о философии и философской рефлексии в духовной культуре современной России. Важнейшим итогом стал и тот факт, что интерес к самой философии со стороны общественности, и не только научной, хоть медленно, постепенно, но все-таки меняется в лучшую сторону.

* * *

В рамках IV Российского философского конгресса состоялась организационная сессия (Общее собрание) Российского философского общества, на которой были обсуждены отчетные доклады Президиума и Ревизионной комиссии РФО, избраны: Президен (академик РАН Стёпин В.С.), Первый вице-президент (д.ф.н., проф. Чумаков А.Н.), Главный ученый секретарь (к.ф.н. Королёв А.Д.), новые составы Президиума (40 чел.) и Ревизионной комиссии РФО (6 чел.), а также принято решение о проведении Пятого Российского философского конгресса в 2009 году в Новосибирске.

В отчетном докладе Президиума РФО отмечалось, что за отчетный период в Обществе была проделана значительная научная и организационная работа, которая проводилась Президиумом РФО, более 150 отделениями и организациями, имеющимися почти во всех субъектах Российской Федерации, 36 творческими секциями, а также индивидуальными членами Общества. Было отмечено, что Общество динамично развивается, вырастая ежегодно в среднем на 500-600 человек. Так, если на конец 2001 г. в нем состояло 2858 человек, то в конце 2004 г. было уже 4785 человек (а на 1 октября 2005 г. членами РФО являлись 5457 человек).

Только за последние три года на одну треть увеличилось число региональных организаций РФО (с 69 до 103); в Москве за это же время число первичных организаций выросло на 9 (с 44 до 53); а секций Общества по направлениям исследования вместо 13 стало 36. Ежегодно по линии РФО проводится более 100 конференций и постоянно действующих семинаров, если считать только те, которые учитываются в ежегодном Сводном Плане научных мероприятий Общества, публикуемом в каждом 4-м номере «Вестника РФО». Если же принять во внимание, и те семинары, круглые столы, творческие встречи, дискуссии, клубные заседания которые помимо упомянутых конференций во множестве проводятся многими нашими отделениями и первичными организациями, то число научных мероприятий окажется намного больше.

Здесь следует отметить, что основу деятельности РФО составляют три важнейших принципа, которые, хотя и не охватывают всего комплекса решаемых в Обществе задач, тем не менее, выполняют, если можно так выразиться, роль «несущих конструкций».

Это, во-первых, персональная уплата членского взноса как необходимое условие принадлежности к Российскому философскому обществу и основа его стабильности и относительной независимости.

Во-вторых, издание в строго установленные сроки многоцелевого ежеквартального журнала «Вестник РФО».

И, в-третьих, регулярное (один раз в 3-4 года) проведение Всероссийских конгрессов, в рамках которых проходят отчетно-выборные собрания Общества.

Надо бы специально пояснить, почему уплате членских взносов придается такое большое значение. Прежде всего, таким образом однозначно решается вопрос о том, кто является членом РФО (или был таковым в том или ином году), а кто нет. Достаточно посмотреть 3-й или 4-й номер журнала «Вестник РФО» за соответствующий год, а также сайт Президиума Общества, и вопрос исчерпан. Более того, можно получить и дополнительную информацию о том, в каком городе, стране проживает член РФО, имеет ли он степень, звание или учится. В этой связи и вопрос о членских билетах, от которых многие с трудом отвыкали, потерял свою актуальность, представляя теперь интерес разве что для любителей экзотики и музейных экспонатов.

С другой стороны, хотя собираемость взносов по мере поступления новых членов и увеличивается, эти деньги, все-таки, не покрывают реальных расходов Общества. И все-таки, они создают определенный минимум средств, необходимых для осуществления устойчивой работы РФО. В частности, за счет этих средств обеспечивается надежная почтовая, телефонная и электронная связь между структурными подразделениями Общества, своевременно издается и поступает во все организации «Вестник РФО», ежегодно без задержки уплачивается членский взнос в Международную федерацию философских обществ (МФФО), решаются неотложные текущие вопросы. Что касается других ресурсов РФО, то они выглядят следующим образом: конференции и другие мероприятия проходят, как правило, на базе тех или иных учебных заведений или организаций – в этом и состоит их поддержка деятельности Общества. Важно и то, что Президиум РФО получает поддержку от Российской Академии наук – его место расположение находится в здании Института философии РАН, а Первый вице-президент и Главный ученый секретарь Общества являются сотрудниками этого института.

О «Вестнике РФО» и его роли в философском сообществе России и за ее пределами следует сказать особо. За 8 лет своего существования он проделал значительную эволюцию и теперь является не только средством оперативной информации и обратной связи, но и полноценным журналом. При этом все члены редколлегии ведут работу исключительно на общественных началах, руководствуясь такими принципами, как равное право членов общества на публикацию и уважительное отношение к плюрализму взглядов, мнений, позиций, ибо видят в этом гарантию того, что журнал всегда будет оставаться свободным от предвзятой цензуры, открытым для выражения различных точек зрения, в том числе и для критики, острых вопросов, полемики, дискуссий.

С 2001 года в Обществе издается специальный сборник – «Труды членов РФО», в которых публикуются теоретические статьи не только философов. К сожалению, нужно констатировать, что в отличие от других стран с хорошей философской традицией, мы все еще имеем непростительно мало различных профессиональных объединений и организаций, которые занимались бы творчеством и развитием идей тех или иных философов, специальными проблемами или отдельными философскими направлениями. Явно не хватает нам и разнообразия философской периодики. В этой связи Президиум РФО всячески поощряет рождение различных организаций и объединений, а также появление периодических изданий, отдельных публикаций, издательских проектов как под непосредственной эгидой Общества, так и с его участием.

Одним из примеров деятельности в этом направлении является большая работа, проделанная при непосредственном участии РФО по подготовке и изданию междисциплинарной энциклопедии «Глобалистика», которая вышла в свет в 2003 г. одновременно на русском и английском языках. Эта энциклопедия, включающая в себя эксклюзивные статьи 445 авторов из 28 стран мира, в том же 2003 г. стала «Книгой года» по результатам ежегодного конкурса издателей России в номинации «Энциклопедист». Она получила признание и за рубежом, а ее презентация была включена в официальную Программу XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам», о котором еще будет сказано ниже. В настоящее время РФО совместно с другими заинтересованными организациями заканчивает подготовку нового издания – Международного энциклопедического словаря по глобалистике, где будет более 2000 статей. Их авторами являются более 650 наиболее видных ученых и специалистов из 57 стран мира. Это издание, общим объемом около 130 п.л., выйдет в свет в 2006 г. в России и США соответственно на русском и английском языках.

Другим свидетельством эффективного сотрудничества философов с представителями различных наук под эгидой РФО являются российские философские конгрессы, в которых участвуют далеко не только философы и о которых уже достаточно было сказано выше.

Общество имеет хорошие отношения и активные контакты на международном уровне. Достаточно сказать, что за пределами России отделения и индивидуальные члены РФО есть в Украине, Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Грузии, Молдавии, Латвии, Эстонии, США, Германии, Греции. По существу РФО является уже международной организацией, что находит отражение и в текущей работе. Так, помимо упоминавшихся уже энциклопедии и словаря «Глобалистика», а также регулярно публикуемых материалов зарубежных авторов в различных изданиях Общества, РФО поддерживает тесные контакты с Международной федерацией философских обществ (МФФО), куда входит в качестве полноправного члена, а также с Международной ассоциацией профессоров философии. Обе эти организации регулярно публикуют в своих журналах трехстраничный дайджест «Вестника РФО» на английском языке, который они и многие другие зарубежные философские организации исправно получают ежеквартально.

Неотъемлемой частью международной деятельности Общества является его причастность к организации и проведению Всемирных философских конгрессов. Очередной из них – ХХ I-й, состоялся в августе 2003 г. в Стамбуле, куда российская делегация прибыла из Новороссийска на специально зафрахтованном пароходе «Мария Ермолова», который стал поистине «философским». Особое внимание к российским философам имело и ту причину, что наше участие оказалось самым представительным за всю историю таких конгрессов, когда около 200 человек из более чем 40 регионов России были среди докладчиков и выступающих почти на всех секциях и специальных заседаниях. Насыщенная научно-культурная программа была и на самом пароходе, в рамках которой был дан прием для членов Исполкома Международной федерации философских обществ и руководителей Оргкомитета конгресса. В завершение ко всему, состоялось символическое возвращение «Философского парохода» на Родину.

Подводя краткий итог, хотелось бы сказать, что значение деятельности РФО, как проводимых им конгрессов выходит за рамки только содержательной работы, ибо здесь формируется как плюрализм взглядов, так и плюрализм форм научных объединений, что для современной России особенно важно. Мы, в отличие от других странах, где сложились хорошие философские традиции, имеем очень мало различных профессиональных объединений и организаций, которые занимались бы специальными, конкретными проблемами, например, творчеством Соловьева, Бердяева, Бахтина, Копнина, Лосева, Платона, Канта, Ясперса и мн. др. или отдельными философскими проблемами, такими как гносеология, диалектика, этика, эстетика, политическая философия, философия права и т.п. Нам не хватает такого разнообразия, когда можно было бы сказать, что мы едины в своем многообразии. В этой связи мы в Российском философском обществе будем и впредь поощрять появление, в том числе и в лоне РФО, подобных организаций и объединений.

Заинтересованному читателю мы можем порекомендовать обратиться к Материалам конгресса (см.: Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5-ти томах. – М.: Современные тетради, 2005.), а также к «Вестнику РФО» №№ 2-4 за 2005 г., где обсуждаются и подводятся общие итоги конгресса.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку