CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Память, символика, традиции, обряды,Н. В. Кокшаров

Н.В. Кокшаров

кандидат философских наук

Памяти Сергея Игнатьева

Память, символика, традиции, обряды

“Герб и флаг страны отражают

историю народа, мечту создателя

и достоинство своих граждан”

/ М. Монтень/

Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств нашей культурной истории. Память фундаментальная категория культуры, выражающая объективный закон ее естественной жизни. Мера высоты развития культуры - это мера бережной и благодарной памятливости. Историческая память, фиксируя в себе знания о прошлом, настоящем и образе будущего с позиций современного общественного идеала, выступает как важный феномен культуры общения поколений и представляет собой одно из действенных средств гармонизации их личных и общественных интересов.

Проявлением творческого духа человечества являются и памятники. В основе существования любого памятника культуры лежит идея “памяти”. По мнению Н. Бердяева, “память есть глубочайшее онтологическое начало в человеке, которым связывается и держится единство личности” (Н. Бердяев). Как воспоминание имеет творческий характер, то память обо всем невозможна. Поэтому память, по мнению Н. Бердяева, “есть знак, поданный из внутреннего существования человека. Памятники, созданные многими поколениями людей в разных уголках планеты, представителями разных народов, - вершины культуры. Памятники культуры - это вехи на пути развития человечества, в них заключен талант, мысль, чувство народов, во многих из них ярко выражен дух эпохи, воплощены достижения человека в эстетическом освоении мира и в его познании. Памятники страны - часть культурного наследия в развитие мировой цивилизации. В памятниках истории и культуры содержится уникальная информация по истории взаимодействия человека и природы, по развитию различных технологических путей. Памятники обогащают духовную жизнь общества, пробуждают лучшие человеческие чувства, способствуют формированию патриотических чувств. Русский Север обладает уникальными архитектурными памятниками. Одно из ведущих мест в истории русского зодчества принадлежит Вологодской земле (великолепием и самобытностью облика поражают основанные в XIV веке монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий) с ее городами Вологдой (Софийский собор, 1568-1570 гг., колокольня (середина XIX века), Великим Устюгом (церковь Вознесения на Торгу, 1684 г., Девичий Спасский монастырь, XVII век, Спасо-Преображенский собор (1689-1696), Сретенская церковь (1725-1740). Остаются в памяти мощь и суровость архитектуры в Белом море Соловецкого монастыря (Преображенский собор, 1558-1566 годы, Успенская церковь, 1552-1557 годы, церковь Андрея Первозванного на Заяцком острове, 1702 год, Вознесенская церковь, 1862 год). Длительное время Соловки были крупнейшим культурным центром творили первоклассные зодчие, живописцы, резчики, серебряники. Была создана богатейшая книгохранительная палата - одна из древнейших русских библиотек, хранилось богатое иконописное собрание, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. “Северным чудом” являются памятники деревяного зодчества ансамбля Кижского погоста, Покровская церковь (1764 г.) на острове Кижи, музея “Малые Корелы” в Архангельской области, церкви в Кондопоге (Карелия) и другие. Исследование памятников культуры новыми поколениями духовно обогащает их, дает им нравственный заряд, позволяет увидеть роль народа в создании замечательных творений культуры своей страны. Память, как духовная субстанция может рассматриваться как коллективный интеллект и коллективная память, т.е. по Ю. М. Лотману, “надиндивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых”. Отношение к культурным памятникам невозможно без исторического воспоминания - образования как знания о прошлом. Это познание формирует надиндивидуальную коллективную память. Лишь воспоминания прошлого опыта объясняют, что мир не начинается сначала с приходом новых поколений, а стремится сохранить минувшее как основополагающую духовную субстанцию, как пребывающее сегодня, как творческий механизм, работающий посредством культурной памяти. В этом случае система памятников культуры становится своеобразной формой полноценного существования коллективной памяти, являющейся сутью и основой исторического и духовного бытия общества.

Памятники культуры, истории - источник знаний и опыта прошлых поколений. Уважение к памятникам - отличие культурности от дикости. Но не все так однозначно, что памятники разрушаются при низком уровне культуры и сохраняются при высшей. На Руси еще в период средневековья почиталась старина и оберегали ее. Сейчас по статистике института искусствоведения, ежедневно в России гибнет три памятника культуры. Негативное отношение к памятникам прошлого в мире началось в эпоху цивилизации, когда начали интенсивно строиться города. Важность сохранения памятников культуры, истории осозналась не сразу, но довольно рано. Император Майориан еще в 457 году издал эдикт, призвавший охранять римскую архитектуру. В 1848 году в России был издан указ “О наблюдении за сохранением памятников”.

Категория “наследие” более емкое, чем “памятник”. Памятник подразумевает ориентацию на сохранение памяти о прошлом, на воспитание; наследие же есть то, что передали потомкам предки, но передали не просто на хранение, но и для использования и приумножения. Наследие - это часть национального богатства, которое может быть использовано как один из видов ресурсов для дальнейшего развития общества, страны, региона. Наследие - целая система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для культурного наследия земли.

Памятники культуры, истории - это уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, этноса, нации, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне степени их сохранности и служащие основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов, проблемы взаимодействия человека и памятника, роли и значения памятников культуры и истории в современном обществе. Проблема охраны памятников должна быть включена в экономическое развитие. Культурное наследие - это культура истории. Культурное наследие, отражающее ценности разных стадий развития человечества, представляет комплекс и обязательные условия духовного и социально-экономического развития общества. В “Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ” (19 ноября 1968 года) отмечается, что “ благосостояние всех народов зависит... от наличия благоприятной и стимулирующей культурной среды, и что сохранение культурных ценностей всех исторических периодов непосредственным образом способствует созданию такой среды, что... соответствующее сохранение культурных ценностей и доступ к ним представляют собой существенный вклад в социальное и экономическое развитие стран и районов, которые располагают такого рода сокровищами человечества, посредством содействия национальному и международному туризму” (Свод, с.132). Специально отмечается острая необходимость в правовой защите этнокультурного наследия как на национальном, так и на местном уровнях. Истинные ценность, богатство любого народа - человеческие национальные качества: склад ума и души, темперамент, психология, предпочтения в цвете, вкусе, звуке как отражение природного ландшафта. Эти качества, претворяясь в науку, искусство, философию, составляют культурную сокровищницу человечества. Если генетически воспроизводство людей предопределено наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непосредственно процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализация форм которых, в том числе духовные ценности, интегрированы в музеях. Духовная жизнь среды обитания человека определяется широкой совокупностью субъективных и объективных факторов: от уровня гражданских свобод и развития инфраструктуры социально-культурной сферы до степени активных общественных объединений, культурных движений или религиозных конфессий. В России до сих пор непринятыми остались законопроекты о культурном и природном наследии, хотя основы такого законодательства были разработаны свыше десяти лет назад.

Музеи - важнейшая часть духовной жизни народа, они имеют важное значение для глубокого осмысления своей истории. Памятники истории и культуры, опредмеченные в музеях приобретают особую значимость. Каждый элемент орнамента национального костюма имеет тысячелетнюю историю. Отдельные элементы можно расшифровать, но какую информацию несет система в целом современному человеку понять трудно. Нет ничего случайного, все элементы взаимосвязаны и полны глубокого смысла. Так, например, эстонский художник Т. Винт провел эксперимент с расшифровкой орнамента пояса ливов (финно-угорский народ) с помощью компьютера. Оказалось, что в орнамент включены лунный и солнечный календари и начало сакрального текста. Информация, посланная из глубины веков, требует хорошего знания обрядов, обычаев, фольклора. В любом эрзянском костюме различаются нижняя и верхняя части. Нижняя часть костюма связана с землей - матерью прародительницей и обозначается черным цветом (цветом земли, праха предков). Верхняя часть - это космос, небо, где обитают души предков. Она окрашивается в белый цвет. Нижняя часть олицетворяет женское начало, верхняя - мужское. Символ жизни в эрзянском костюме - красный цвет. В эрзянском орнаменте присутствуют солярные, водные знаки. Крест символизирует не христианство, а как символ языческого бога солнца. Треугольник символизирует женское начало, ромб - мужское. Сохранение и развитие уникальных культурных традиций способствует повышению самосознания и достоинства народа.

Произведения искусства, памятники культуры, они, отстаивая определенные мировоззренческие идеалы, участвуют в отражении общественных процессов исторической эпохи, их породившей. Поэтому произведения искусства, памятники культуры являются носителями знаний о былом. Таковыми являются живопись, архитектура, как отдельные памятники, так и ансамбли. В камне и красках застыли философские идеи и политические веяния, определявшие политический заказ. Например, памятники Великого Новгорода - уникальное явление в истории отечественной культуры. Функция памятников - поддержание памяти об умерших, возвращение к жизни мертвых предметов. Их магическая цель - возвращение, а не отнять жизнь. Музей - сакральное “общее дело”, “не собрание вещей, а собор лиц”- так мыслил основатель русского космизма философ Николай Федоров.

Образно выражаясь, если философия и науки - это разум культуры, искусство - ее душа, то музей, наряду с книгой - память культуры. Книга (ее содержание) является как бы духовной памятью, а музей - материальной памятью.

Слово является фундаментальной основой и глубоким стержнем всей человеческой культуры. На последней странице записной книжки Льва Толстого есть такая последняя завещательная запись: “Наше Слово - есть неограниченное все, человек же - только ограниченная часть его”. “В начале было слово. Все через Него начало быть...” Так говорит и Евангелие от Иоанна. И он же поясняет: слово Истины созидает, питает энергией, дает силу и жизнь. Слово Лжи, напротив, разрушает, истощает, отнимает силу, а потому и саму жизнь. “ Вредные выражения не должны использоваться даже против врага. Поскольку неизбежно они вoзвратятся обратно, подобно тому, как эхо отражается от скалы.”(Станца 182). Значение книг для развития духовности людей надо рассматривать в широком контексте, подключая самые разные источники, в том числе и церковные книги, необходимость в которых в течение многих десятилетий не воспринималась, как и сама религия. Сегодня же, когда осозналась потребность отвести ей соответствующее место, место как культуре, стала более и адекватно восприниматься и ее роль в формировании духовности людей, и роль тех книг, которые определяются как церковные. “Библия - наилучший дар человеку. Все прекрасное от Спасителя мира передается нам через эту книгу”- говорил президент США А. Линкольн. “Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания”, - писал А. Пушкин. “Сопоставленные с Библией все человеческие книги, даже самые лучшие, являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от солнца”- отмечал ученый-химик Бойль. Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира. По данным Библейского общества на сегодняшний день Святое писание полностью издано на 422 языках (“Лондон-INFO”, с. 2). По мнению представителей Германского Библейского общества в Штутгарте, Библия осталась самой издаваемой книгой всех времен и народов. На многих страницах Библии повествуется о силе молитвы. Молитва - это путь, которым развивается религиозное чувство, религиозный орган человека. Молитва необходима. По мнению св. Иоанна Дамаскина, Бог передает нашим душам блага через наши молитвы, посредством наших молитв. Молитва существенное условие спасения души, необходимое лекарство от всех зол, могущественное средство духовных успехов и совершенств. Молитва - это наше спасение от неудачи, катастроф, бедствий, безвыходности, неизлечимых болезней. Молитва дает душе покой. Лермонтов в своем стихотворении “Молитва” облек это в поэтическую форму: “C души, как бремя скатилось, сомненье далеко... И верится, и плачется, и так легко, легко...”. Молитва - это суть православного богослужения. Все есть молитва, кроме, часто короткой, поучительной проповеди. Божественная Литургия символически передает всю историю спасения человечества. Книга как средство формирования духовности в России, феномен культуры, философское и художественное видение мира выступает с древнейших времен и как форма поиска истины, поиска путей развития личности и общества.

История и память, их соотношение не одинаково по своей природе. Память, а не история несет нам готовые истины. Встает проблема связи: память - история - сознание. Одно с другим связано, одно обуславливает другое, между причиной и следствием нет четких границ. В каждую социально-культурную эпоху историческое сознание зиждется на некоторых представлениях о фактах, об относительных ценностях и смысле прошлого как такового. В 1863 году президент Авраам Линкольн провозгласил и утвердил День Благодарения 23 ноября - первый всенародный праздник со дней Джорджа Вашингтона. Торжества в честь первого урожая, стартовавшие в Плимунской колонии и подхваченные другими новоангличанами, затем обитателями американского Юга и канадцами, остается, пожалуй, самым любимым праздником. Каждый год 23 ноября Америка благодарит Всевышнего и судьбу за щедрость земли, полные закрома и мирное небо, под которым нашелся и стол и дом нациям эмигрантов. Праздник Жатвы напоминает нам, что мы должны приносить добрые плоды в нашей жизни, в том числе и для ближних. Ибо, что человек сеет, то и пожнет. Утрата самого большого - чувства дружбы и общения.

Бессознательное или умышленное небрежение памятью ведет к тяжелым личным и общественным неудачам. Поскольку прошлое всегда социально, так как факты истории - это всегда человеческие факты. Они фиксируют сознание, мотивы и действия людей, которые так или иначе творят историю. Поэтому напрягая память, мы задаемся вопросом о смысле собственной жизни, хотим понять свое место в истории, понять себя. Одно из самых трагических наследий прошлых лет, самая фальсифицированная история, а на этой основе - глубоко деформированное общественное сознание. Десятилетиями разрушалась людская память. Время, когда разрушались святыни, храмы, шло разрушение и культуры и духовности нашей, шло уничтожение национальной русской идеи. Улицы российских городов и сел продолжают носить имена террористов, палачей, богоборцев. Когда же в России начнется процесс возвращения родных исторических наименований городам и населенным пунктам, улицам и площадям? Именно память помогает человечеству преодолеть время, она накапливает то, что называется культурой. Память созидательна, а беспамятство - разрушительно.

В этом контексте уместно будет упомянуть и о некоторых праздниках в РФ. Во всех западноевропейских странах главные христианские праздники - Пасха, Рождество Христово, Троица, Вознесение - отмечаются как общенациональные. И Великая Пятница, Светлый Понедельник, Понедельник после Троицы (в России - День Святого Духа) являются нерабочими днями. В России же Великая Пятница, Светлый Понедельник и Духов День - дни рабочие, но сделали уступку православию Рождество Христово 7-го января сделали нерабочим днем.

Культура подобна биосфере, создает условия жизни, только не биологические, а общественные. Культура как память. Сохранение и передача “-” “памяти” и “знаков” - святая наша обязанность перед предками. Символика русская, российская (как и любого другого народа, государства) должна бережно сохраняться. Одним из важных символов России является флаг.

22 августа - день российского флага. В допетровской Руси не было единого государственного флага. У князя Игоря был красный стяг и белая хоругвь, белое знамя Василия III, багряный стяг Ивана IV. ПетрI ввел военно-морской Андреевский флаг и национальный (торговый) морской стяг - триколор. С XVIII века национальными цветами России становятся белый, синий (голубой) и красный. Однако эти цвета не были закреплены российским законом. Только 11 июля 1858 г. Александр II утвердил первый государственный флаг империи - черно-желто-белый. Обоснование было такое: по правилам геральдики цвета флага должны соответствовать краскам государственного герба - черному орлу на золотом фоне и белому Георгию на коне. 28 августа 1883 г. министр внутренних дел объявил повеление Александра III “О флагах для украшения зданий в торжественных случаях”. Эта дата - отправная точка официального признания бело-сине-красного полотнища.

После Февральской революции Временное правительство признало государственным бело-сине-красный триколор. В 1924 году появилась новая эмблема на красном поле серп и молот со звездой. 26 декабря 1991 года флаг над Кремлем был спущен и на его месте появился “петровский трехцветный”. Через день этот новый-старый стяг установлен перед зданием штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке, между флагами Румынии и Руанды.

Флаг России, его сочетание цветов - одно из самых распростаненных в мире. Такое же чередование белого, синего и красного полос, только в обратном порядке, на флаге Словакии. Эти же цвета в иной последовательности есть на стягах Нидерландов, Югославии, Чили, Франции, Люксембурга, Парагвая, Таиланда. Горизонтальное размещение полос флага - дань голландской традиции, вертикальное - французской (подобные флагам Италии, Ирландии, Бельгии, Канады). Двухполосные флаги (как у Польши, Украины, Португалии, Мальты) - вероятно, влияние католической символики. Национальный флаг Кореи глубоко символичен. На белом фоне разделен на две части круг - тхэгык. Верхняя половина красная - это мужское начало ян (по-корейски им). Нижняя половина синяя. Она олицетворяет женское начало инь (имь). Этот даосский символ представляет собой единство и противоречие мира, где ян и инь, мужское и женское, земля и небо, дополняют друг друга и находятся в вечном движении. Круг - символ совершенства и высшей гармонии. В даосской философии “самгук” (“три основы”) человек считается промежуточным, связующим звеном. На флаге этот символ отсутствует, хотя встречается в Корее повсюду. В четырех углах полотнища расположены триграммы. Три цельных штриха обозначают небо, три прерывистых - землю. Две другие триграммы, расположенные напротив, символизируют огонь и воду или солнце и луну. Эти четыре элемента создают гармонию развития Вселенной.

По утверждению французского философа Р. Бекона наилучшим способом научения истинам высшего порядка является символика. В знаковой системе (цифры, буквы, геометрические фигуры и другие символы) дана человечеству универсальная форма божественных знаний. Символика объединяет планы духовности и науки, так как только благодаря интуиции и точным наукам возможно раскрыть тайну символов. Одним из таких символов является крест. Крест, вечный символ всех времен и народов, с доисторических времен служит охранительным, религиозным символом почти в каждой культуре мира. Крест является символом жизни, торжествующей над смертью, жизни Духа, победившего материю. Еще и языческий мир поклонялся кресту. Сейчас зафиксировано более 400 форм креста, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку, но в основе лежит одна общая идея, характеризующая определенную ступень эволюции человечества. И одной из форм креста является свастика, которая известна с 2000 года до нашей эры. Cвастика происходит от санскритского слова - Суасти. “Су” - прекрасный и “асти” - быть - древнеиндийский знак благоденствия, процветания, а также символ стихии огня. Свастика представляет собой крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки. При этом свастика, концы которой закручены по часовой стрелке, означает развитие, прогресс, а против часовой стрелки - регресс, возвращение к прошлому ( например, в Индии форма креста с таким поворотом может означать ночь и черную магию, а также богиню Кали, черную богиню, которая несет смерть и разрушение). Встречается повсеместно в орнаменте народов Европы и Азии как знак света, солнца, жизни. В древнеиндийской философии, свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ хода времени. Но как в Азии, так и в Европе, свастику всегда считали тайным магическим символом. Знаки древних изначально были связаны с картой звездного неба. Графическое изображение тех или иных символов соответствовало расположению определенных звезд на небе. Графическое движение небесного креста отображено символом, именуемым свастикой. Фигура свастики состоит из четырех семерок. 7 - число человека. В свастике видели солнце, источник жизни и плодородия или гром - проявление божественного гнева, который она в состоянии заклинать. В отличие от креста, треугольника, круга или полумесяца, свастика - сложный знак-крест, к которому добавлено нечто динамическое, не имеющее ни верха, ни низа. Свастика видится первым символическим знаком, начертанным с определенной целью. Изучение ее миграции - один из аспектов исследования общности происхождения различных культов и доисторических связей между Европой, Азией и Америкой. Самый древний след свастики обнаружен в Трансильвании и восходит к концу эпохи неолита. Свастику находят на сотнях плит в развалинах Трои. В Индии этот знак появляется в IV веке до н. э., а в Китае - в V веке н. э. В VI веке свастика приходит в Японию вместе с буддизмом, сделавшим ее своим символом. Свастика распространена в Европе (Норвегии, Швеции, на Кольском полуострове в России), на Ближнем Востоке, в Западной Африке, Египте, Алжире, Бразилии, Мексике, на юге США. В 1891 году Эрнест Краус привлек внимание немецкой общественности к тому, что свастика есть знак, свойственный индоевропейцам. А Гвидо Лист в своих работах по расшифровке рунической эпопеи, так называемой “Старшей Эдды”, в 1908 году описал свастику как символ чистоты крови и тайных магических знаний.

На Руси крест с изогнутыми концами имел свое, русское название - Коловрат. “Коло” - древнерусское название солнца, “врат” - древнерусское “возвращать” или “ворота”. На современном русском языке “Коловрат” будет означать “возвращающий солнце” или “ворота солнца”. Коловрат символизирует победу солнца, света над тьмой, жизни (вечной) над смертью. Правая свастика (посолонь) означает присутствие и покровительство Бога в повседневной жизни. Левая свастика (солнцеворот) - означает присутствие и покровительство Бога в борьбе с врагами, его защиту как от врагов физических, так и от врагов оккультных. В Православной традиции правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, прямой крест символизирует его земной путь, а левая свастика символизирует воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. Православная Церковь употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет. В росписях, на иконах, на утвари, на древних нательных крестах часто встречается свастика, означающая в православии и действие Духа Святого. Уже первые христиане в Римских катакомбах изображали гамматический крест, который у многих индо-европейских народов соответствовал понятию “вечности” или “счастья” и именовался “свастикой”. Среди разных форм креста “также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы”, - как сообщает архимандрит Гавриил в книге “Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий”, изданная 1886 года в Твери (стр. 344). В книге графа А. С. Уварова “Христианская Символика” на странице 36 гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. Трудно признать фашистскими символами сотни изображений гамматического креста (свастики) у христиан, например, отлитых и гравированных на церковной утвари домонгольского периода, мозаических под куполом Святой Софии Киевской, иконописных - на облачениях Византийских Святителей, рельефного орнамента вокруг дверей Нижегородского кафедрального собора, вышитых на фелони Московского храма Николы, что в Пыжах и так далее. Cвастический орнамент на Спасо-Преображенском соборе города Чернигова (XI век). В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, утверждающих важнейшие догматы христианства. Мистически эта форма креста отражает всю тайну Промышления Божия, а догматически она выражает - всю полноту Церковного вероучения.

Музеи Греции, о. Крит, о. Родос, Русский Север, Сергиево-Посадский музей народного творчества - все памятники греческой античности, русские избы и народные костюмы украшены свастиками. Свастика - неотъемлемое достояние культур многих народов. Свастика находилась в жилых домах американских индейцев и персов. Свастика мигрировала по всему свету от Мурманска до Сан-Пауло. Посетив в 1889 году парижскую экспозицию во дворце Liberaux, польский библиотекарь Михаил Zmigrodski обнаружил свыше 300 объектов со свастикой или в основе орнамента оставалась сущность свастики. В Филадельфии (США) между 1914 и 1918 годами существовал “Girls Club” (клуб девушек), эмблемой которого была свастика. Эта эмблема была на свитерах девушек. Появление свастики при дворе последнего русского императора связано с именем его жены, Александры Федоровны. Возможно здесь сыграл свою роль медиум Бадмаев, бурят по происхождению, ламаист, врач тибетской медицины, побывавший в Лхасе и имевший многочисленные связи с Тибетом. В Тибете больше всего в мире используется правосторонняя и левосторонняя свастики, имея каждая особое значение.

До Гитлера в политических целях свастика была употреблена DAP (Deutschland Arbeiten Partai) (Рабочей партией Германии) в 1919 году Фридрихом Кроном (Fridrich Krohn). Свастика была символом нацизма между 1921 годом и путчем (Kapp Putsch) 8-9 ноября 1923 года. 19 мая 1933 года свастика была юридически узаконена в качестве национального символа первой нацистской политики. С этого времени регулярно стала применяться свастика. А. Гитлер в своей работе “Mein Kampf” писал, что в свастике значится миссия борьбы для победы арийского человека. Еще свастика была символикой нацистской национал-социалистической партии Германии с 1933 по 1945 годы, а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Нацисты избегали называть этот символ словом свастика и употребляли чисто немецкое слово - Hakenkreuz. Свастика - это символ порядка, отношение германской расы в германском политическом контексте. Сейчас эмблема свастики трактуется как символ аморальности и опасных акций расизма. С этим словом ассоциируется фашизм, идеология нацистов, эсэсовцы, концлагеря и все жертвы Второй мировой войны. Но при этом не уточняют, что с юридической точки зрения символ национал-социализма - это черная свастика, стоящая на ребре в 45 градусов, с концами, направленными в правую сторону, вписанная в белый круг, который расположен на красном фоне.

Святой Феодор Студит учит:”Крест всякой формы - есть истинный крест”. Согласно правилам Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто борется против Креста, кто попирает его или способствует этому - предается проклятию и отлучается от Церкви. Более того, гонение на крест является иконоборческой ересью, гонением на само христианство. А некоторые авторы современности рассматривают попытки запрета свастики как духовный геноцид, сопоставимый с уничтожением храмов в годы советской власти. Не согласен с употреблением слова “геноцид” в вышеприведенном контексте. Свастика и свастика как символ национал-социализма - это разные символы. Более подробнее смотреть в работе автора “Культура в современном обществе” на стр. 123-125. Очень актуален совет древнеиндийского философа Нарады: “Чтобы судить нужно понимать, чтобы понимать нужно знать, чтобы знать нужно изучать” (Литературу о свастике смотреть в приложении).

Исторические свидетельства утверждают, что колокол и его звучание с давних пор были едва ли не символом России. Колокольный звон веками сопровождал в дни торжеств и бед народных, звал в храм на молитву, набатом собирал на битву, возвещал о праздниках, провожал в скорбный путь... Колокола скликали на ярмарки и праздники, возвещали время суток, предупреждали о беде, в прибрежных селах заменяли маяки: в сильный туман на берегу били колокола, дабы поморы на ладьях имели ориентир. Колокол - один из древнейших предметов материальной культуры. В 1930 году колокольный звон официально был запрещен. Перед страной стояли в ту пору иные задачи. В 1988 году начали возрождаться церкви России. 1 января 1990 года после шестидесятилетнего молчания в них зазвонили колокола. В Краснодаре это произошло несколько раньше. Колокол-благовест прозвучал в дни торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси. Звонили в Свято-Екатерининском соборе 25 - 28 июня 1988 года в колокол. 9 мая 1990 года на Красной площади в Москве прозвучала забытая колокольная мелодия на звоннице Покровского собора, известного в мире как храм Василия Блаженного. В этот день 15 колоколов, словно тысячекратное эхо, перекрывали все звуки. То был воинский величавый звон, славящий уцелевших в этой жестокой битве. То был звон-поминовение памяти павших. То был звон российский, так как велик народ, совершивший великий подвиг Победы.

Игра на колоколах в русской православной церкви одно, а на карильоне - другое, чисто западное колокольное искусство. Карильон - музыкальный инструмент, установленный на колокольне для игры на колоколах. Колокольный звон, сложенный в мелодию, оказывает воздействие на человеческую душу. Карильонное искусство особенно развито в Бельгии, Голландии, Германии, Дании, Норвегии, Швеции. Есть оно и в Англии, Франции, Италии, США. В США многие университеты имеют свой карильон. Самый большой в мире карильон находится в Нью-Йорке и имеет 70 колоколов. Каунасская колокольня и военный музей Витаутаса Великого были построены в 1935 году по проекту архитектора Владимира Дубенецкого. В это же время классик литовской музыки композитор Юозас Таллат-Кялпша привез из Бельгии специально заказанные колокола. До войны колокола так и не успели зазвучать - помешали политические события. Только в 1956 году литовский карильон начал осваивать Викторас Купрявичюс, который играл до 1988 года. Каунасская колокольня имеет 35 колоколов и 3 октавы (на нем можно играть народную музыку, мелодии Битлз). На каунасской колокольне есть еще два колокола, не входящие в состав карильона. Один колокол - колокол Свободы Литвы, отлитый в 1919 году в Америке на средства литовских эмигрантов в честь провозглашения независимого Литовского государства и привезенный в Литву в 1922 году. На этом колоколе выбиты слова: “Cвободы достоин лишь тот, кто готов ее защищать”. Другой колокол - тоже привезен сюда во время войны. Он снят с русского православного храма с той же целью - сохранить, чтобы уберечь его от переплавки. Этот колокол отлит в 1901 году, а сейчас используется для отбивания времени. Каунасский карильон - один из символов Литвы.

Культура - это поддержание священной связи времен. Культура по своему стремится утвердить вечность. В культуре всегда есть начало консервативное, сохраняющее и продолжающее былое, и без него культура немыслима. Русская народная культура XVIII -XIX веков традиционна и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. Поэтому изучение язычества - это путь к пониманию культуры народа. Так, например, 21 июня в Якутии Ысыах - якутский Новый год, праздник, уходящий корнями в глубокую древность, встречи лета и пробуждения природы, праздник расцвета духа человека и единения людей. Трансляция духовного генофонда из поколения в поколение осуществляется при помощи специальных механизмов хранения и передачи информации - механизмов социальной памяти и фиксированного звукового и письменного материала. Одну из таких форм памяти социальной - специфическое выражение историко-генетической связи - и представляет собой традиция. Традиции как и духовность локализовать практически невозможно. Традиция есть тайна, нечто сокрытое от стороннего глаза, и обнаруживает себя в чувствах, намеках, символах и т. д. Похоронный обряд - один из сложнейших в цикле традиционной обрядности и один из наиболее этнически значимых в семейно-бытовом укладе русского народа. Этот обряд донес до нашего времени крупный пласт языческой культуры. Вопрос о причинах смерти - важнейший вопрос, которым всегда интересуются люди. Тема смерти присутствует в ряде гаданий, народных примет, предсказаний, знамений. Их направленность - узнать сущность и причины смерти, освободиться от страха перед ней, определить судьбу человека с тем, чтобы подготовиться к ней. При исследовании русских народных причитаний выяснили, что смерть понималась не как физическое уничтожение человека, но своего рода трансформация его существования, как переселение в качественно иное пространство - места обитания предков, загробный мир. Смерть - это новая субстанция, в которой продолжается бытие человека в ином мире. Похоронный обряд имеет в большей степени, чем другие обряды семейного цикла, этноинтегрирующую функцию, обладает функцией этнопсихологической консолидации. Обряд формирует чувство близости со своей этнической общностью - через сплочение в горе, преодоления несчастья, разделение потери семьи, объединение в поддержке. В то же время этот обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминание о своих умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялись воспоминания о том, что умершие были когда-то живыми, и это воспоминание мыслилось как действия, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником. В рамках поминок устойчиво сохранялись этноспецифические элементы, прежде всего, обрядовая пища. Как форма, опосредующая социальное общение, она выполняла этноинтегрирующую функцию. В акте совместно принимаемой трапезы получило выражение общность родственно-соседской микросреды, а через нее - этническая общность. Если проводины на сороковой день не устраивались, то покойник будет мучиться. В проводах души выражается забота о загробной судьбе мертвых. Многие сообщения о загробном мире, о том свете, о душе можно рассматривать не только как источники по религиозным верованиям, но и как памятники народной культуры, устного народного творчества. В поминальной трапезе сохраняют свой этноопределяющий признак обрядовая еда и питье. Траур соблюдается в душе. С погребально-поминальной обрядностью связан крупный пласт древнего фольклора. Жанры фольклора нельзя считать лишь пережитками суеверий. Тема смерти и трагедия утраты остается вечной в жизни людей, а значит и интерес к оккультным наукам. Традиции, проявляющиеся в культурной жизни общества, являются важным составным элементом функционирования и развития системы культуры.

Мифы, символы, церемонии, ритуалы, праздники являются основой социальных связей и политического действия, содействуют в формировании и поддержке национального самосознания и солидарности в различных культурах и на разных этапах исторического развития. Нуждается в особом исследовании и роль мифов об истоках и происхождении, роль обрядов поминовения, в ходе которых чтят память великих усопших и павших героев в современных и досовременных обществах. Cохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей cреды. Изучаются отдельные виды культуры, культурное прошлое, вопросы сохранения и реставрации памятников, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех взаимосвязях. Kачество жизни - это прежде всего культура, ее составляющие, - сохранность и доступность природного и культурного наследия - родников национальной культуры и духовного опыта многих поколений, чистого воздуха, живой воды, здоровой пищи. Для жизни человека важно сохранение культурной среды, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение окружающей природы необходимо человеку для его биологической жизни, а культурная среда необходима ему для духовной, нравственной жизни. Социальная память - важная составляющая и фактор формирования исторического сознания. Историческое сознание возникает на основе социальной памяти и становится развитой формой собственного сознания с возникновением исторического познания. Поэтому так важно изучать символику, мифы, ритуалы, церемонии, геральдику, традиции, обряды, памятники культуры и сохранять культурную среду.

 

Литература

  1. Aссман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политика идентичности в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  2. Балашова Н. Сохранение памятников культуры - одна из важнейших проблем современности // Искусство и современность. Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов 12-14 апреля 1994 года. Санкт-Петербург, 1998. С. 87-90.
  3. Брюс М. Злоключения имперского орла. Геральдика от рыцарей до наших дней // XXL: мужской журнал. М., 1998, № 8. С. 76-81.
  4. Григорьев А.А. Природные и природно-рукотворные святыни России как ее национальное культурное наследие // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы ежегодной междун. научно-практ. конф. “Гуманитарная культура как фактор преобразования России” 20-21 мая 1999. Санкт-Петербург, 2000. С. 65-66.
  5. Дегтярев А. Я. История Российского флага. М., 2000.
  6. Ковалева.Е. С.Н.Булгаков о духовной сущности иконы // Духовные традиции русского народа- основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи. Материалы научно-практич. конф. Орел: ОрелГТУ, 2002. С. 155-158.
  7. Колмаков В. Б. Социальная память и историческое сознание // Россия накануне XXI века: новые вехи. Материалы межвузов. научной конф. 2-3 февраля 1999 г. Воронеж: Воронежс. гос. лесотехн. академия, 1999. С. 28-30.
  8. Крутов В.В., Крутова Л.В. “Боже, царя храни...”: История первого российского гимна. М., 1998.
  9. Культура исторической памяти. Материалы научной конф. 19-22 апреля 2001 года. Петрозаводск: гос. ун-т, 2002.
  10. Лысова Н.Ю. Памятник культуры как уникальная форма существования человеческой памяти // Актуальные проблемы общества: философия, психология, культура. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. С. 64-66.
  11. Носова Г. А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Российский этнограф. М., 1993, № 6. С. 5-254.
  12. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. 1837.
  13. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранные М. Забылиным. М., 1989.
  14. Семенова Л. И. Тайна креста. Саранск, 1998.
  15. Сказания Русского народа. Н. Сахарова. 1841.
  16. Соболева Н. А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2003.
  17. Страхов Н. Н. Значение смерти // Русское самосознание, 1996, № 3. С .33-42.

18. Alexander J., Boudon R., Cherkaoui M. (eds.). The Classical Tradition in Sociology: The American Tradition. London and Theusand Oaks, CA: Sage, 1997.

  1. Anderson S., Boyle K. (eds.). Ritual Treatment of Human and Animal Remains. Oxford: Oxsford Bookks.
  2. Armstrong John A. Myth and Symbolism Theory of Nationalism // Encyclopaedia of Nationalism / Ed/ by A. S. Leoussi. London ; New Brunswick , 2001, pp. 197-202.
  3. Bauman R. Tradition, Anthropology of // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Editors-in-Chief Neil J. Smelser, Paul B. Baltes. Volume 23. Amsterdam - Paris - New York-Oxford-Shannon-Singapore-Tokyo: Elsevier, 2001, pp. 15819-24.

22. Bell Catherine. Ritual Theory, Ritual Practice. New York , Oxford : Oxford University Press, 1992, p.270.

•  Bell Duncan S. A.Mythscapes: memory, mythology, and national identity //Berkeley Journal of Sociology. 2003. 54 (1): 63-81.

•  Bloch Maurice. Religion and ritual // The Social Science Encyclopedia. Second Edition. Edited by Sdam Kuper and Jessica Kuper. London , New York : Routledge, 1999, pp. 732-36.

•  Brading David. Monuments and Nationalism in Modern Mexico // Diaz-Andrev Margarita and Smith Anthony D. (eds.). Archeology and Nationalism (special issue). Nations and Nationalism, 2001. Vol. 7 (4) : 521-31.

26. Evans Pritchard. The Problem of Symbols // A Reader in the Anthropology of Religion. Edited by Michael Lambek. Oxford : Blackwell Publishing, 2005, pp. 145- 1 57.

•  Farganis J. Reading in Social Theory. The Classic Tradition to Post-Modernism, 3 rd edn. Boston : McGraw-Hill, 2000.

•  Joyce R. A. Ritual and Symbolism, Archeology of // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol. 20. Amsterdam ...: Elsevier, 2001, pp. 133 - 175.

•  Kokosalakis N. Icons and non-verbal religion in the Orthodox tradition // Social Compas. 1995, 42 (4) : 433-49.

•  Langer Susanne. The Logic of Signs and Symbols // A Reader in the Anthropology of Religion. Edited by Michael Lambek. Oxford : Blackwell Publishing, 2005, pp.136-44.

•  Langlois S. Traditions: Social // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol.23. Amsterdam ...: Elsevier, 2001, pp. 15829-32.

•  Ortner Sherry B. On Key Symbols // A Reader in the Anthropology of Religion. Oxford : Blackwell Publishing, 2005, pp. 158-67.

•  Parkin D. Ritual // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol. 20. Amsterdam ...:Elsevier, 2001, pp. 13368-71.

•  Schechner Richard. Ritual and Performance // Companion Encyclopedia of Anthropology. Edited by Tim Ingold. London and New York : Routledge, 2002, pp. 613-47.

•  Shils F. Tradition. Chicago : University of Chicago Press, 1981.

•  Tiryakian E. A. Traditions in Sociology // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol.23. Amsterdam ...: Elsevier, 2001, pp.15824-29.

•  Wagner R. Symbolism in Anthropology // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol. 23. Amsterdam...: Elsevier, 2001, pp. 15350-54.

  Качественное ведение рекламы на Google.
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку