CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Дискурс национализма (Bibliography review),Н.В.Кокшаров

Н.В. Кокшаров

кандидат философских наук

 

Дискурс национализма (Bibliography review)

Памяти Татьяны Юльевны

Бурмистровой

Объективные реальности современного мира вызывают необходимость всесторонней переоценки научного наследия. Феномены этничности, национализма нуждаются во все большем исследовании.

В 1882 году в Сорбонне на лекции Ernest Renan (1823-1892) дал определение нации в терминах объективных характеристик, как например, раса, язык или религия. Анализом Ренана и Бауэра в начале XX века вступил национализм как политическая идеология и как субъект академического исследования в свои права. Эта доктрина национализма ждет своего анализа и через столетие, в начале XXI века. Национализм - это объективное явление, определенное состояние духовной, коллективной экзистенции общности, как коллективного переживания ее социального бытия, и оценка ему может быть дана только в конкретной исторической ситуации. На рубеже веков активно исследуют национализм Benedict Anderson (2001)*, Isaiah Berlin (1999), Yak Bernard (1999), Chetan Bhatt (2001), Ramon Masnou Roixeda (2002), van den Bossche Geert (2003), Kevin Brehony (1999), Raymond Breton (2000), Gillian Brock (1999), David Brown (2000), Craig Calhoun (2003), Partha Chatterijee (2001), Daniele Conversi (2004), Graham Day (2004), Andrew Thompson (2004), Gerald Delanty (2002), John Edwards (2004), Paul Gilbert (1998), Liah Greenfeld (2003), Wehler Hans-Ulrich (2001), Paul Lawrence (2005), David McCrone (1998) , Robert Miles (2004), Umut Ozkirimli (2000), Kevin Pask (2001), Walter Schnee (2001), George Schopflin (2001), Tommie Shelby (2003), Zlatko Skribis (2001), Jonathan Spencer (2003), Ashutosh Varshney (2003).

Carleton Hayes, Hans Kohn, Alfred Colban, E. H. Carr and Louis Snyder открыли новую эру в изучении национализма . Как считает A. Kemilainen, Hayes (1882-1964) и Kohn (1891-1971) являются основоположниками академической школы национализма. Изучение национализма активизировалось со времен Второй мировой войны, с процессов деколонизации и образованием новых государств.

Термин “национализм” впервые использовали немецкий философ Johann Gottfried Herder в 1774 году и в этом же веке французский клерк Abbe Augustin de Barruel. В английском языке “национализм” был употреблен в 1836 году в теологической доктрине. Для более полной дискуссии на эту тему смотреть работы Zernatto Guido, Snyder Louis, Kemilainen Aira. Вопросами определения нации, национализма, национальности занимались и John Stuart Mill, Max Weber, Josef Stalin, Hans Kohn, Karl Deutsch, Elie Kedourie, Seton-Watson, Clifford Geertz, Anthony Giddens, David Miller, Michael Keating, Kenneth McRoberts, Walker Connor. Walker Connor был одним из первых ученых, кто адресно систематизировал недостаток подобающей терминологии в изучении национализма, в частности в политической науке. Cейчас термин “национализм” используется в следующих значениях как:

1. Процесс формирования или развития наций.

2. Чувство принадлежности к нации.

3. Язык и символ нации.

4. Социальное и политическое движение в интересах нации.

5. Доктрина и / или идеология нации, как главная, так и специфическая. ( Anthony D. Smith Nationalism. Theory, Ideology, History, 2001).

Английское слово “nationality” в переводе на русский язык в дискурсе национализма имеет несколько значений: 1) национальность; национальная принадлежность 2) национальные черты 3) гражданство, подданство 4) нация, народ 5) национальное единство. Национальность - это этническая характеристика нации, народности, национальных, этнографических групп, племени, народа. Для характеристики этнической стороны нации и употребляется термин “национальность”. Выступая естественным продуктом доиндустриальных эпох общественного развития, национальность является одновременно и реальной предпосылкой становления и развития наций. Нация представляет объективную форму существования этнического. Национальность на личностном уровне - это его принадлежность к какой-либо этнической общности. О других значениях nationality, кроме значения национальности, смотреть работу автора: Этнополитика. Справочно-библиографическое издание. Санкт-Петербург, 2003. Вопросам, проблемам nationality посвятили научные труды: Doniuque Arel (2002), Michael Banton (2004), Gillian Brennan (2001), Thomas Christiansen (1997), David Coleman (2001), Dieter Gosewinkel (2000), Steven Grosby (2000, 2001), Don Handelman (1997), Randal Hansen (2002), Reiner Hofmann (1998), David Miller (1998, 1999, 2000), Tom Nairn (1997), Abdul Noury (2002), T. Oommen (1997,1999), Thomas Spira (1999, 2004), V. Stolcke (1997), Georgios Varouxakis (2001), Patrick Weil (2002).

Термин “ethnicity”(этничность, ethnie - французское, etnia - итальянское, Ethnizitat - немецкое слово) произошел от греческого слова etnos. Термин был впервые использован G. Vacker de la Pouge в 1896 году при описании культурных, психологических и социальных характеристик. Согласно Глазеру и Мойнихану, первым в социологии ввел термин “этничность”(“ethnicity”) David Riesman в 1953 году (Glazer Nathan and Moynihan Daniel, 1975).

При употреблении категории “этничность” нет однозначного мнения. Одни исследователи трактуют его раз и навсегда заданным (биологически) каждому человеку качество, определяя его самосознание, структуру поведения и весь комплекс жизненных реакций. Другие исследователи трактуют содержание этничности как приобретенное свойство, своего рода идеологическая нагрузка на общественное и индивидуальное сознание. Fridrich Heckmann придерживается мнения и с ним можно согласиться, что этничность - сложная социальная категория, а не отражение социальных действий. “Этничность - это показатель реальных взаимоотношений как на индивидуальном, так и коллективном уровнях, характеризующий группы людей, связанные между собой едиными представлениями о генетическом родстве и культурно-языковой общности, обладающие коллективным историческим опытом” ( Heckmann F., 1992, s. 8). На психологическом уровне этничность рассматривается как субъективный опыт личности и универсальное свойство природы, то в социологических исследованиях она трактуется прежде всего как социокультурная общность, базирующаяся на совокупности исторического прошлого и повседневных форм общения. Необходимым условием принципа этничности является установка “мы - они” в общественном сознании. Этничность реализуется через практическое осознание социально-моральных норм поведения и определенных форм межэтнических отношений, которые приняты в данном коллективе. Явление этничности является универсальным и всеобщим. Этничность - всечеловеческий способ выражения лояльности к культуре своего народа, и территория ее действия охватывает весь, без исключения, земной шар. И с этим мнением Бенедикта Андерсона и Эрика Хобсбаума можно согласиться. Многосторонние аспекты этничности в последние годы исследуют многие ученые этнологи, культурологи, антропологи, социологи, историки, политологи, этнографы и другие.

Этничность - это одновременно и рациональное и иррациональное явление, со всеми присущими им атрибутами. Только в совокупности всех точек зрения и подходов можно более или менее составить представление об этничности, приближенное к реальности. Aспектам формирования, развития теорий этничности посвящены труды: Marcus Banks (1997), Michael Banton (2000), E. Ben-Rafael (2001), Melissa J. Brown, Jadranka Cacic-Kumpes (1999), D. Claussen (1999), Robin Cohen (1999), Mike Cole (2003), Margit Feischmidt (2003), Steve Fenton (2003, 2004), Joshua A. Fishman (2004), Michael Freeman (1998), Sandro Gindro (2003), Henry E. Hale (2003), Stuart Hall (1999), Grueme P. Herd (1999), Barbara Holmes (2003), Irving Louis Horowitz (2001), John Hutchinson (2000), Richard Jenkins (2001, 2003), Eric Kaufmann (2000, 2001, 2004), Will Kymlicka (1997), Sinisa Malesevic (2002, 2004), Mark Moberg (1997), Jan Pieterse Nederveen (1997), Philip Payton (1999), John Rex (2002), Ch. Scherrer (19990, Dominique Schnapper (2004), Sergei Sokolowskii (2003), Stuart Stein (2004), John Stone (2003), Valery Tishkov (2003), Tarija Vayrynen (1999), Masoud Watankhah (1997), G. Welz (2001), P. Q. Yang (2003).

Национализм наций, не имеющих государственности - “cуб-регионализм”, “микро-национализм”, “этнический национализм”, “этнизм” (“ethnism”), “этно-регионализм”, “ регионализм” или “лингвистический национализм”. Подробнее смотреть (Сonnor W., 1973). Walker Connor дал определение нации “ как самоопределяющаяся этническая группа” (1994, p. 102-102). Национализм наций, не имеющих государственности, в современном мире анализирует Montserrat Guibernau (1999). Проблемам этнонационализма посвятили свои труды : John A. Armstrong (2001), M. Brocker (1997), H. Nau (1997), Craig Calhoun (2001), Walker Connor (1972, 1994, 2001), Steve Fenton (2003), Martin Hallis (2002), Vine K. A. Le (2001), Martin Marty (1997), John Stone (2002).

Этническая политика или этнополитика - это внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Ted Robert Curr (2000), John Ishijama (1998), Breuning Marijke (1998), Paul B. Rich (1998), Oren Yiftachel (1999) посвятили свои исследования этнополитике. Этнической мобилизации в современном мире посвящены научные труды: Zoltan Barany (2002), Britt Cartrite (2004), K. Eder (1998), Rajat Ganquly (1998), Al-Kaj Majid (2002), Susan Olzah (1998), Jens Rydgren (2002), O. Schmidtke (1998), Kayoteru Tsutsui (1998), Evgenii Tsypanov (2001). Етноцентризм исследуют M. Brocker (1997), John Coakley (1997), E. Dusserl (1998), Martin Hollis (2002), Vine R. A. Le (2000), David Robertson (2002), Valery Stepanov (2000).

Современный мир насчитывает около 3000 различных этнических групп, 280 из них, которые могут претендовать на суверенитет в соответствии с Уставом ООН, заявили, что хотят выйти из состава государства, которому сейчас принадлежат. В настоящее время 70 из этих требований являются предметом вооруженных конфликтов внутри государств-членов ООН. Обострение этнических проблем во всем мире усилило внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Конфликт и этничность в дискурсе национализма анализируют Victor Azarya (2003), Michael Banton (2000), F. M. Boal (2001), Mike Bowken (2004), Michael Brown (1997, 2001), Daniel L. Byman (2000, 2002), Kenneth Christie (1998), John Coakley (2003), Walker Connor (2002), Karl Cordel (2000), Beverly Crawford (1998), Ted Robert Curr (2004), David Jack Eller (1999), Milton Esman (2003), Hartmut Esser (1999), James D. Fearon (2003), H. D. Forles (1997), Barbara Harff (2004), Donald L. Horowitz (2000), Michael Howard (2000), Avruch Kevin (2003), David Lake (2001), Alina Munqui-Pippidi (2004), Donald Rothchild (2001), J. K. Rudolf (2003), Ulrich Schneckener (2002), Allen Tim (1999), Ashutosh Varshney (2001, 2002, 2003), Robin Wilson (2001).

В России и постсоветских государствах современные процессы модернизации и трансформации сопровождаются проявлением сложных этнических проблем.

Этнические конфликты в СССР и России на современном этапе исследуют: Alexi Arbatov (1997), Svante E. Cornel (2002), Catherine J. Danks (2001), Leokadia Drobizheva (1998), Matthew Evangelista (2002), Ben Fowkes (1997, 2002), Elizabeth Frombgen (1999), Katherine E. Graney (2001), James R. Harris (1999), Ronald J. Hill (2003), Geoffrey Hosking (1997, 1998, 2004), James Hughes (2001), Victoria Khiterer (2004), K. N. Kostik (2003), Gail W. Lapidus (1999), Bobo Lo (2002), Alexander Ossipov (1999), B. Peterson (2001), Cameron Ross (2002), Gwendolyn Sasse (2001, 2002), Valery Tishkov (1997).

Русские вопросы исследуют в своих научных трудах: Wayne Allensworth (1998), Valentin Bogorov (1999), Mike Bowker (2004), Aurel Braun (2000), Stephan Carter (1999), Ludmila Gategova (2000), Gordon M. Hahn (2003), Anton Ivanov (1999), Andreas Kappeller (2001), Nicholas J. Lynn (1999), Vladimir Maliavin (1999), John Morison (2000), Graham Smith (1997), Geoffrey Swain (1999).

Проблемы этнонационализма, сепаратизма в посткоммунистическую эру публикуют: Helge Blakhisrud (1997), Silver D. Brian (2002), Light Duncan (2001), Rick Fawn (2004), Ase B. Grodeland (2000), Klara Hallik (2002), Arunas Juska (1999), Dowley M. Kathleen (2002), Walter A. Kemp (1999), Michael D. Kennedy (2002), Tatyana Y. Koshechkina (2002), Maria M. Kovacs (2003), M. Lauristin (1997), Natalia Leshenko (2004), William L. Miller (2000), Mickhail A. Molchanov (2000), Vello Pettay (2002), George Schopflin (2003), Safia Swimelar (2001), Roman Szporluk (1998), Craig Young (2001).

В антропологии существует широкое понимание расы: от идентификации ее с этничностью до полного отрицания расового разнообразия человечества. Начиная с 60-х годов оформилось негативное направление в отношении расоведения. Среди разных причин кризиса расоведения и концепций расы - этническая и политическая подоплека отказа, боязнь обвинений в расизме... Проблемы е thnicity and race исследуют Michael Banton (1997, 2001, 2003), Rampton Ben (2003), Daniele Conversi (2004), Jonathan Cooper (2003), Stephen Cornell (1998), Thomas Hylland Eriksen (1997), Clairece Feagin, Joe Feagin (1999), Steve Fenton (1999), Marianne Gullestad (2002), Roxy Harris (2003), C. Loury (2004), Mairtin Mac an Ghaill (1999), David Mason (2000), T. Modood (2004), Peter Rateliffe (2004), David Richards (1999), Richard Schaefer (2004), John Solomos (1999), Stephen Steinberg (2000), John Stone (2002, 2003), Peter Wade (1997), D. Yanow (2002).

Малочисленные народы, составляющие три четверти народов планеты, вместе с другими народами образуют человечество как некоторую ценность. В связи с этим решение глобальных проблем современного мира невозможно без учета исторического опыта развития малочисленных этничностей. Мировое сообщество в настоящее время признает вклад этих народов в культурную, социальную, экономическую гармонию человечества и закрепляет эту позицию в официальных международных документах. Сейчас международное законодательство отошло от идеи ассимиляции малочисленных народов в доминирующее общество и признает стремление этничностей к реализации особого пути развития, основанного на традиционной культуре. Всесторонним аспектам жизнедеятельности этнических меньшинств, малочисленных народов посвятили свои научные исследования Michael Banton (2001), J. Becket (2001), S. Body-Gendrot (2000), Ellis Cashmore (2002), Lorna Chessum (2000), Richard Clogg (2003), Mike Cormack (1998, 1999, 2000), Jeff Corntassel (2003), Simon Cottle (2000), Adrian Favell (2000), John Growley (2001), Carter Johnson (2002), B. Kainz (2000), Eric P. Kaufmann (2004), Andre Lilbick (1998), Tarig Modood (1997), Thomas Musgrave (2000), Panikos Panayi (1999), Seteney Shami (2000), P. Thonberry (2002), Martin Thornton (2001), M. Winer (1997).

Современные государства практически все полиэтничны. Положение меньшинств - важный тест зрелости демократии, так как взаимная терпимость к различиям является существенной частью демократического мироощущения. права меньшинств не защищены наряду с интересами и правами большинства. Защита прав этнических меньшинств - необходимая составная часть утверждения и развития демократии, существенный фактор политической и социальной стабильности. Этой теме - защите прав меньшинств на международном и национальном уровнях - посвятили свои работы G. Alfredsson (1999), Sergei Arutiunov (1998), M. Asch (2001), Rainer Baubock (2002), Andrew Blum (2001), John Chesterman (2001), Curtis Cook (2000), Jua Lindau (2000), Michael Fleming (2002), David Forsythe (1998), Alexandra Hanthaki (2004), Paul Haveman (1999), Duncan Ivison (2001), Jennifer Jackson-Preece (1997, 1998), Will Kymlicka (1997), Ross Mallick (1998), Stephen May (2001), Robert Murray (1999), Thomas Pogge (1997), Sebastian Poulter (1998), Michael Shapiro (1997), R. H. Thompson (1997), J. Wright (1998).

Диаспора по-гречески означает рассеяние - пребывание значительной части народа вне основного исторического региона его происхождения (места развития). Имеются различные точки толкования понятия “диаспора”. Rogers Brubaker под диаспорой подразумевает “рассеяние этноса в пространстве и его отношение к реальной или воображаемой родине, на которую диаспора, несмотря на отделение, продолжает ориентироваться - эмоционально или политически”. Такая трактовка термина предполагает наличие тройственной взаимосвязи по линии “диаспора - родина - принимающая страна или страны”. Есть и мнение, что диаспора - это этническая общность людей, которые постоянно живут вне своей исторической родины в инонациональном окружении и продолжают относить себя к своему этносу, народу. Более широкое толкование - часть народа, проживающего вне страны его происхождения. Некоторые считают синонимом эмиграции или национального меньшинства, что, по- моему, не совсем верно. В век формирования глобальных процессов, информационного общества диаспора приобретает большее значение, чем в прошлом. Феномен диаспора, с одной стороны, принесет человечеству новые противоречия, конфликты и, возможно, потрясения, а с другой стороны, даст уникальный опыт, энергию, потенциал связей и контактов. Научный интерес к проблеме по изучению и осмыслению развития диаспор в историческом времени и пространстве проявляют Jana Evans Brazil (2003), Rogers Brubaker (2005), B. R. Chswick (2000), James Clifford (1997), Robin Cohen (1997, 2001), Stuart Hall (2000), Vladimir Khanin (2002), Michael Mandelbaum (2000), Anita Mannur (2003), Rainer Munz (2003), Gabriel Scheffer (2003), Igor Zevelev (2001).

В научном мире в ходе дискуссии о происхождении и сущности нации существуют примордиалистские, модернистские и постмодернистские теории наций. Различные точки зрения на теорию нации на определенном этапе развития общества справедливо. В этом смысле наиболее корректной является релятивистская теория нации. Она преодолевает крайности объективистской и субъективистской трактовок самого понятия “нация” и рассматривает нации не изолированно друг от друга, а в контексте взаимных отношений и взаимного восприятия. Понятие нация относительно. Нация - это прежде всего духовное единство людей. А значит на языке логики, науки, которые выхолащивают смысл самого понятия, выражающий национальную суть, невозможно выразить сущность нации. В 2000 году вышла в свет небольшая по объему книга Anthony D. Smith The Nation in History. Historiographical Debates about Ethnicity and Nationalism. Oxford : Polity Press, p. 106. В ходе фундаментальных дебатов о роли этничности и национализма проявились три вопроса:

1. Природа и сущность нации и национализма.

2. С античности или современного периода нации и национализм.

3. Роль наций и национализма в исторических и, особенно, в последних общественных переменах (p. 2). Многие подходы к исследованию происхождения наций не следует рассматривать как обязательно альтернативные, а как лишь какой-то аспект единого явления. Есть исследователи, например, В. Тишков, которые не видят научное содержание в понятие “нация”: “Нацию возможно рассматривать как семантико-метафорическую категорию, которая обрела в современной истории эмоциональную и политическую легитимность, но не стала и не может быть научной дефиницией. В свою очередь, национальное, как коллективно разделяемый образ, и национализм, как политическое поле (доктрина и практика), могут существовать и без признания нации, как реально существующей общности” (2001, c. 240). Вопросам исследования нации и национализма посвящены научные труды Lowel W. Barrington (1997), Thimothy Baycroft (1998), Ronald Beiner (1999), Alex J. Bellamy (1999), Erica Benner (2001), Bertrand Benoit (1997), Tiziano Bonazzi (1998), Susan Condor (2001), Walker Connor (2004), Colin Flint (2000), A.-P. Frognier (2001), Adrian Hastings (2000), Dieter Langewiesche (2000), Peter Taylor (2000), V. Todorov (2000), Vera Tolz (2004).

В теоретической литературе о национализме идут дебаты о его периодизации. E. H. Carr eще в своей работе, опубликованной в 1939 гоу (Nationalism) выделял 3 периода в развитии нации:

1. После французской революции. 2. С 1870 до 1914 годов. 3. 1914-1939годы.

T. Snyder в изучении национализма выделяет три этапа:

1. До первой мировой войны; 2. 1918 - 1945 годы; 3. 1945 г. - до настоящего времени ( T. Snyder, 1997 Kazimier Kelles-Krauz (1872-1905): A Pioneering...pp.231).

Umut Ozkirimli выделяет четыре этапа:

1. XVIII-XIX века, когда зарождалась и оформлялась идея национализма.

2. 1918 - 1945 годы, когда национализм стал субъектом академического исследования.

3. 1945 - до конца 1980-х годов, когда дебаты стали еще более разносторонними и в них приняли участие социологические и политические науки. Период деколонизации, крушение колониальных империй и возникновение новых государств в Азии и Африке.

4. С конца 80-х годов - до настоящего времени, когда делаются попытки перейти за пределы “классических” дебатов (Ozkirimli U. Theories of Nationalism, 2000, pp. 15). Крушение тоталитарных государств и образование независимых государств в Восточной Европе и Азии.

Но можно выделить еще один период в изучении национализма, то есть пятый этап.

5. С начала XXI века...., когда происходит переход от “индустриального общества” k “oбществу информационному”, при котором происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений и трансформация государств в новую форму общественного устройства - информационное пространство. Для анализа национализма в дискурсе формирующегося глобального мира смотреть: Chris Barker (1999), Zygmunt Bauman (2001), U. Beck (2000), Victoria Bernal (2004), J. Boli (2001), Michael Brint (2001), F. Lechner (2001), David Brown (1998), Manuel Castells (2000, 2004), David Elkins (1997), Gheorghita Geana (1997), Montserrat Guibernau (2001), John Hutschinson (2003, 2004), Hans Ingvar (2001), Marija Kaikkonen (1999), Mary Kaldor (2004), Susan Kane (2003), Paul Kennedy (2001), N. Lange (2000), Reneo Lukic (2001), John McGarry (2001), Stephane Paquin (2002), Fred W. Riggs (2002), Nick Stevenson (1997), John Stone (1998).

C. Hayes выделил 6 форм современного национализма:

- гуманитарный ( в конце XVIIIвека он трансформировался);

- якобинский (основан на принципах французской революции). В XX веке эта форма национализма проявлялась в фашистской Италии и в Германии (национал- социализм);

- традиционный (Германия, Голландия, Португалия, Испания, Россия);

- либеральный ( в Англии (Jeremy Betham), в Германии ( Wilhelm von Humboldt, Baron von Stein, Karl Theodor Weleker), во Франции (Victor Hugo, Casimir-Perier, Francois Guizot) и в Италии (Guiseppe Mazzini). Перед Первой мировой войной этот вид национализма трансформировался);

- интегральный (в первой половине XX века в Италии и Германии, в Венгрии, Польше, Турции и Югославии);

- экономический. Подробнее смотреть: Snyder L. The New Nationalism, pp.48-53).

Литературу о либерализме в дискурсе этнонационализма на современном этапе смотреть: Farid Abdel-Nour (2000), Arash Abizadeh (2004), Stefan Auer (2004), Reiner Baubock (2002), Nicklas Buttler (2000), Gans Chaim (2000), Evan Charney (2003), Jocelyne Couture (1999), John Hall (2001), Mikael Hjerm (2004), Eric kaufmann (2000), Geoffrey Brahm Levey (2001), Andrew Masor (1999), Tamar Meisels (2003), Robert Murray (1999), Kai Nielsen (1998), Andrew Vincent (1997).

О типах национализма (“западный”и “восточный”) (Kohn H. The Idea of Nationalism, pp.329-31), а также о хронологической классификации национализма

(Snyder L. The Meaning of Nationalism, pp. 64-68) смотреть работу автора Nationality. Ethnicity. Nationalism. Multiculturalism. Reference book (2005).

О типологии национализма можно смотреть и работу Hall John (Nationalism: Classified and Explained, 1993, pp. 1-28). Национализм имеет разные формы в разных обществах. O различных формах национализма смотреть работы Mosse George. Если национализм есть коллективное действие, то типологию национализма можно представить следующим образом:

1. Государственно-образующий национализм (содержит в себе попытку ассимилировать или присоединить культурно отличительные территории в свое государство. Это есть результат сознательных усилий центрального руководства сделать мультикультуральное население культурно однородным ).

2. Переферийный национализм (культурно своеобразные территории сопротивляются инкорпорации внутри существующего государства или попытки отделения или попытки владеть управлением (например, Квебек, Шотландия, Каталония).

3. Ирредентистский национализм ( попытка расширить существующие границы государства за счет включения территорий смежного государства, т. е. оккупировать, по этнографическому или лингвистическому признакам).

4. Унификационный национализм (вовлекает в объединение, к слиянию политические различия разных народов в одном государстве, но часто культуру оставляет - в отличии от государственно-образующего национализма).

5. Патриотизм есть форма национализма. Желание повысить престиж и власть одной нации, государства в отношении к другим в международной системе. В Европе и других странах мира национализм и патриотизм - это взаимосвязанные явления, а в США эти явления не очень взаимосвязаны друг с другом. Если патриотизм в США сугубо консервативный феномен, как стремление людей защитить свою страну в ее нынешнем виде, то национализм воспринимается как преданность идеалу американской жизни. Американская нация сформировалась не на социокультурной, а на идеологической основе. Американцы - “нация с душой Церкви”. В других странах мира национализм и патриотизм - явления взаимосвязанные. Дифференциацию между патриотизмом и национализмом смотреть: D. Bar-Tal (1999), C. A. Bayly (1998), Craig Calhoun (2002), Walker Connor (1994), Leonard Doob, Andreas Follesdal (2002), Cecile Laborde (2002), Brendan O`Leary (2003), Elizabeth O`Leary Cecelia (2000), Kenneth Minoque (2001), J. Primoratz (2001), Georgios Varouxakis (2001), M. Viroli (1997), R. Weight (2002) .

В изучении национализма выделяются две основные парадигмы: примордиалистская и модернистская. Первая большая парадигма, органическая, ассоциируется с современными дебатами о примордиалистском характере наций. Вторая большая парадигма, дебаты о которой концентрируются вокруг исторической переодизации наций и национализма, в частности об античных и модернистских нациях и национализме.

Примордиалистская парадигма национализма может быть условно подразделена на две теории: социобиологическая и культурного примордиализма (смотреть: Geertz C., 1973). Эта парадигма, которая рассматривает нацию и национализм в качестве извечной, исторически заданной общности людей и явления национализма. Одним из основателей примордиалистской парадигмы национализма является Hans Kohn. Eго теория воспринимала нацию как неизменный организм, наделенный неотъемлемыми специфическими чертами. В рамках этой парадигмы одни ученые подчеркивают культурную детерминацию, другие - биоэнергетическую природу нации. В данной парадигме выделяются теории двух основных направлений: “политический примордиализм” и “ культурный примордиализм”. О теории “политического примордиализма” национализма смотреть работы van den Berghe Pierre, (1978, 1995; Reynolds Vernon, 1980; Anthony D. Smith Nationalism and modernism, 1998, pp. 147-51.), где он пытается выделить комплекс черт, свойственных нации, как особому социальному и политическому организму. Сторонники теории“ культурного примордиализма” считают культурные характеристики первостепенно значимыми. Представителями этого направления являются Johann Gottfried Herder, Edward Shils, Elie Keduorie, Clifford Geertz, John Hutchinson и другие. J. G. Herder - интеллектуальный основатель культурного национализма. Более подробно о теории “культурного примордиализма” и его критике смотреть работы С. Geertz, E. Shils, John Hutchinson (1987), Steven Grosby (1995), Anthony D. Smith (Nationalism and modernism, 1998, chap.7), John Hutchinson (1987, chap.1).

В модернистской парадигме национализма выделяются три типа теорий (Josep Llobera, 2001):

1. Теории социальной коммуникации ( Karl Deutsch, Stein Rokkan, Benedict Anderson, Jurgen Habermas, Ernest Gellner).

2. Экономические теории:

2.1. Марксистские экономические теории:

2.1.1. K лассические ( K. М arx, F. Engels, O. Bauer, J. Stalin).

2.1.2. Колониальные( M. Hester).

2.1.3. Теория неравномерного развития (Tom Nairn, 1977).

2. 1.4. Теория мировой системы (Wallerstein)

2.1.5. Hroch Miroslav (1985).

2. 2. Немарксистская теория (Ernest Gellner, 1983).

3. Политико-идеологические теории (John Breuilly, Anthony Giddens, Paul Brass, Michael Mann).

Ernest Gellner объяснял процесс формирования наций и национализма потребностями выработки “высокой культуры” , необходимой для нужд модернизации и промышленного развития. В этом смысле связь концепции E. Gellner c марксисткой концепцией по своей природе о решающей роли социально-экономических аспектов жизни общества очевидна. Явление, составляющее суть национального сознания и национализма, оказалось в итоге надстроечным - это масс медиа и государственная система всеобщего образования. E. Gellner подчеркивал центральную роль модернизации и выдвинул тезис: “ Национализм порождает нацию, а не наоборот” (1983). Национализм есть результат общественных движений. Связь между культурой и государством и составляет сущность национализма. В теории B. Anderson решающая роль в образовании нации и национализма отводится языку, в теории J. Habermas - политической коммуникации.

Tom Nairn и Michael Hester объясняют возникновение наций и национализма объективными процессами, связанными с формированием относительной самодостаточности национальных рынков, появлением и развитием капиталистической промышленности и национальной буржуазии. Национализм исследуется главным образом через призму социально-экономических интересов индивидов. Вопросы взаимосвязи экономики и национализма рассматривают Erik A. Andersen (1999), Milica Bookman (2002), Harold James (1998), David Levi-Faur (1997), Takeshi Nakano (2004), Marica Pointon (1998).

Eric Hobsbawm, как и большинство марксистов, признает приоритет политического аспекта национализма, приоритет политики над культурой. E. Hobsbawm повторяет гегелевскую теорию о “historyless peoples”(Hobsbawm E. , 1990, chaps. 4, 6; pp. 63-67; Rosdolsky,1964).

Политико-идеологические теории сторонников идей Макса Вебера ( Michael Mann, Anthony Giddens, John Breuilly) основываются на явлениях, обусловленных становлением и развитием бюрократической государственности. Государственно-бюрократическая структура, а в более широком смысле - весь комплекс политических явлений, сыграли роль своеобразного каркаса, характеризующего национализм как форму общественного сознания, систему культурных ценностей и представлений, как политическую идеологию. По мнению John Breuilly, нации и национализм есть следствие капитализма и индустриализации. Национализм следует из modern и чисто политических движений (J. Breuilly, 1993, p.2).

Более подробнее о теориях нации и национализма можно познакомиться в Encyclopaedia of Nationalism. Editor A. S. Leoussi. London : Transaction Publichers, 2001. В формировании , развитии теорий нации , национализма внесли свой вклад и ученые : Karl Deutch (Nationalism and Social Communication), Elie Kedourie (Nationalism and Self Determination), Tom Nairn (The Maladies of Development), Paul R. Brass ( Elite Competition and Nation-Formation), Benedict Anderson (Imagined Communities), Pierre van der Berghe (A Socio-Biological Perspective), John Breuilly (The Sources of Nationalist Ideology), Anthony D. Smith (The Crisis of Dual Legitimation), John Hutchinson (Cultural Nationalism and Moral Regeneration), Walker Connor, James Kellas, David M. Potter, Maurizio Virili, Margaret Conversi, Liah Greenfeld, Will Kymlicka, David Miller, Michael Walzer, Yael Tamir, Montserrat Guibernau и другие . Теорией национализма занимались и исследуют Alan Finlayson (1998), Joshua A. Fishman (2004), Atsuko Ichijo(2002), Philip Kohl (1998), William Safran (1999), A. D. Suits (2000), Philip Spencer (2003), Howard Wollman (2003).

В 80-90- е годы XX века проявился кризис парадигмы модернизма. В последнее десятилетие прошлого века и начале XXI века происходит процесс формирования постмодернистских концепций национализма. Каждые из двух парадигм национализма теории внесли свой вклад в изучении нации, национализма. Активно идут процессы глобализации в современном мире, формируются информационные общества, мировое информационное сообщество, электронное правительство и другие процессы, которые, может быть, сейчас нам не известны. А так как национализм внутренне присущ самой природе современного общества, мира, то и природа национализма информационного общества нуждается во всестороннем исследовании.

Космополитизм (от греческого мировое гражданство) - идеология “мирового гражданства”, для которой характерно рассмотрение всего мира в качестве отечества человека, землянина. Космополитизм также иногда трактуется как национальный нигилизм, идеология, призывающая отказаться от самого понятия отечества, придать забвению свои этнические корни, национальную культуру. Идея “мирового гражданства” обладает большим позитивным потенциалом, заключающимся в провозглашении единства человечества, рассмотрении всей планеты в качестве общего дома землян. В этом плане она в полной мере соответствует духу времени, мощным интеграционным процессам, охватившим современный мир и переведшим к массовому осознанию его целостности и взаимозависимости. Но она может оборачиваться негативной стороной, когда из нее выводится необходимость отказа от национальных интересов, патриотизма, привязанности к своему народу, своей стране, собственной истории и культуре во имя абстрактной общечеловеческой идеи или общечеловеческих ценностей. Так литература о космополитизме и национализме представлена следующими авторами: Craig Calhoun (2003), Daniele Conversi (2001), Will Kymlicka (2001), Margaret Moore (2001), Kai Nielsen (1999), Christine Strachle (2001), Jemery Waldron (1999), Meyda Yegenoglu (2005).

Вопросам интернационализма и национализма также уделяют внимание Perry Anderson (2002), Arjun Appadurai (2000), Fredrik Barth (2000), Timothey Brennan (2001), Jerzy Tomaszewski (2000), Katherine Verdery (2000).

Литература, посвященная вопросам расизма и национализма, достаточно многочисленно представлена. Автор ограничился лишь несколькими, наиболее интересными в научном отношении, работами данной тематики в составлении библиографии: George L. Mosse (2000), Nieola Piper (1998), Juan E. San (2002), A. Socolov (2002), John Stone (2002), Ali Suki (2003), Ch. Westin (2001) и другие авторы.

Можно предположить, что в данный период истории человечества, формируется новая парадигма национализма - парадигма информационного общества ( или можно назвать парадигма глобального общества и т.д.). Поэтому сейчас точнее будет говорить о новых исследовательских ракурсах. В век становления глобализационного общества наиболее актуальными становятся проблемы миграции (эмиграции и иммиграции) и этно-/ и национализма: Majid Al Haj (2004), Richard Alba (1995), Rogers Brubaker (2001), Lorna Chessum (2000), David Coleman (2001), Thomas Faist (2001), Christian Joppke (1999), John Rex (1997), K. G. Rumbaut (2001), Gabriel Sheffer (2003), Philip Spencer (2001), Khachig Tololyan (2003), Hans Vermenlen (1999), S. Vectoves (1999), Mette Zolner (2000).

Так A. M. Alonso (2001), Malcolm Anderson (2000), Flya Anthias (2001), Himani Bannerji (2000), Rohit Barot (1999), John Breuilly (2001, 2002), Anthony Coughlan (2004), Catherine Hall (1999), Bjorn Lindgren (2002), M. Macey (1999), Rosemary Sales (1999), H. Seton-Watson (1997), Glenda Sluga (2005, 2000), Ali Suki (2003), Sylvia Wably (2000), Pnina Werbner (2002), T. Winderl (1999), Nira Yuval-Davis (1997, 1999, 2001) и другие специалисты исследуют многообразные формы взаимосвязей этничности, национализма, с одной стороны, и гендерных факторов, государства, с другой. В качестве отдельного предмета в изучении национализма, этничности выдвигается и феминизм (Ida Blum (2004), Robert L. Miller (1998), Lois A. West (1997), Rich Wilford (1998), Nira Yuval-Davis (2001).

Идентичность - та сущность, с чем соотносит себя личность, социальная группа, народ, с чем связывают они свою самость и ощущают себя суверенными и самостоятельными. Идентичность выполняет функцию ориентационной нормы, контроля, что придает жизни устойчивую стабильность, смысл, целенаправленность. Этническое самосознание - относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя этнической общности. Национальное самосознание - ядро национального сознания. Без национального самосознания нация есть “нация в себе”, нация, обладающая национальным самосознанием, является “нацией для себя”. Национальное самосознание - показатель степени развития нации в прошлом, настоящем и в будущем. Основой национального самосознания является национальная культура. Национальное самосознание проявляется на уровне взаимодействия наций и на личностном уровне. Одним из способов этнокультурного выражения национального самосознания является этническое самоопределение личности. Ross Abbinnett (2003), Aleksandra Alund (1997, 1998), V. Bader (2001), Gerd Baumann (1999), Homi Bhabha (2001), Carola Burgoyne (1999), J. Cerrah (2002), Partha Chatterjee (2003, 2001), Walker Connor (1997), Reginald Byron (2000), M. Diaz-Andreu (2001), Jonathan Fox (1999, 2001, 2003), Natividad Gutierrez (1999), Indrek Jaats (2000), David Routh (1999), Philip Schlesinger (2001, 2000), Stuart Hall (2000, 1999) и другие занимаются проблемой этнической и национальной идентичности (этническим и национальным самосознанием) в условиях становления глобализационных процессов.

Национализм нации, народа формируется на основании определенной культуры. В этом отношении, то есть в контексте культуры, национализм является разнообразным, так как разнообразны формирующие его культуры. Поэтому, наверное, не существует универсальной теории национализма. В обозримом будущем формирование общей концепции национализма представляется практически невозможным и можно согласиться с теми учеными, которые полагают о невозможности выработки научной дефиниции национализма ( Альтермат У., 2000). Национализм - явление рациональное и иррациональное и, возможно, в большей степени иррациональное. А наука (современного общества) может иметь дело и объяснять явления, процессы, имеющие в своей основе рациональный характер. О дефинициях, периодизации и других теоретических аспектах национализма смотреть: John A. Armstrong (2004), D. Claussen (1999), Nina Glick Schiller (2002), Liah Greenfeld (2001), Nick Hopkins (2001), Steven Reicher (2001), Stephen Schulman (2002), Andreas Wimmer (2002), Tamir Yael (1999). Cегодня научное сообщество почти столь же далеко от его понимания, как и в начале эпохи “модерна” 1960-80- х годов. Более того, национализм, как цельный объект исследования в конечном итоге распался на множество оригинальных феноменов. Наличие общего понятия “национализм” скорее осложняет, чем облегчает научный анализ, так как слишком часто он покрывает собой явления разной, порой - противоположной, природы (Anthony D. Smith Nationalism and Modernism, 1998). Но это не значит, что нужно прекратить научные исследования с их высоким уровнем научной культуры. Anthony D. Smith считает, что наиболее перспективные объекты и направления исследования концентрируются вокруг таких факторов, как государство, территория, язык, религия, история, ритуалы, церемонии. Детерминируя процесс развития национальных тенденций, все эти факторы вместе с тем испытывают как прямое, так и косвенное влияние с их стороны.

Проблема федерализма относится к числу наиболее сложных и многогранных. Из 189 стран современного мира в 58 государствах приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Однако только 15 стран избрали федеративные принципы государственного устройства. Известно также, что 27 из 44 федераций, образовавшихся на планете за последние два столетия, потерпели неудачу, либо распались, либо стали унитарными государствами. Федерализация национальных отношений означает, что интересы государства являются следствием воплощения и реализации интересов населяющих его народов в субъектах федерации. Федерализм как механизм регулирования отношений между народами использует принцип распределения властей. Как показывает мировой опыт, федерализм является наиболее адекватной формой организации демократических структурно-многоэтничных государств. Исследуют проблемы национализма и федерализма Gunther Bachler (1997), Marjorie Balzer (1999), Mike Bowker (2000), Alichie Brown (2001), Valerie Bunce (2004), Michael Burgess (20000, Steven Calabresi (2001), Ken Coghill (2004), Daniele Conversi (2000), Jan Erk (2003), Yash Ghai (2000), Liesbet Hooghe (2003), James Hughes (1997, 2001), Jeff Kahn (2001), J. A. Laponce (2003), Subrata K. Mitra (2001), Luis Moreno (2001), Wolfgang Benzch (2002), Ferran Requejo (1999, 2001, 2004), Cameron Ross (2000), Richard Sakwa (2002), Anthony D. Smith (2001), Alfred Stepan (1999, 2000 ), Maiken Umbach (2002), Ronald L. Watts (1998, 1999, 2000), Roger Wilkins (2004), Ghai Yash (2002).

Вопросы взаимовлияния территории , национализма , геополитики рассматривают : Pavel Baev (1997), Yuriy Borko (1997), David Hooson (2001), James Hughes (2002), D. Mitchell (2000), Iver B. Neumann (1997), Anthony D. Smith (2001), Gwendolyn Sasse (2002), George W. White (2000).

Проблемы взаимодействия национальности , языка , национализма представлены в трудах : Dominque Arel (2002), Stephen Barbour (2000), C. Barker (2001), Rampton Ben (2003), N. Berdichevsky (2004), Carmachal Cathie (2001), D. Galasinski (2001), John Edwards (2001), Joshua A. Fishman (1999, 2000), Malcolm Fisk (2000), Roxy Harris (2003), Einar Haugen (2000), Tomasz D. Kamusella (2001), Brendan O`Leary (2000), Stephen May (2003), David Miller (1999), Leigh Oakes (2001), Michael Roberts (2003), Gunther Schlee (2002), Thomas Spira (2004), Yasir Suleiman (2003).

Коллективная историческая и культурная память, фольклор есть у всех народов, а значит и существует связь между этническими образованиями предшествующих эпох и современными нациями. Anthony Smith основы национализма полагает в укорененности, в стремлении людей к славе и уважению. Мифы, символы, церемонии национализма являются основой социальных связей и политического действия. Он полагает, что национализм есть следствие кризиса сознания и власти. Изучение этнической, национальной символики, исторической памяти, мифов, ритуалов, церемоний в дискурсе этнонационализма в: John A. Armstrong (2001), Duncan S. Bell (2003), David Brading (2001), Rogers Brubaker (1999), Harald Bunblom (2000), Bruce Cauthen (2004), Monica Flacke (1998), Patrick Geary (2002), Ulf Hedetoft (1995), Eric Hobsbawm (1983, 2000, 2004), John Hutchinson (2004), Mark Moberg (1997), George Mosse (1975, 1990), Umut Ozkirimli (2003), Margarett Sleeboon (2002), Anthony D. Smith (1999), M. Takei (1998), Bernard Yack (1999), Oliver Zimmer (2003).

Аспекты взаимовлияния СМИ, искусства(музыка, фильмы, монументы...) и этничности, национализма исследуют: David Brading (2001), Nuola Jonson (1997), M. L. Legg (1999), Stephen M. Morris (2004), Michael Murphy (2001), George Schopflin (2001), Anthony D. Smith (2001), Harry White (2001), Alan Williams (2002).

Русский философ И. А. Ильин отмечал, что национализм проявляется прежде всего в инстинкте национального самосохранения и в искренней любви. Проблема национализма разрешима только на основе духовного понимания родины, потому что, по его мнению, национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию. Национализм органически связан с такими понятиями, как “духовность”, “религиозность”. Теме взаимосвязи религии и национализма уделяют внимание в своих научных работах John Аrmstrong (2001), E. Fawett (2000), Jonathan Fox (2003), Steven Grosby (2001, 2002, 2004), Adrian Hastings (1997), Olbi Igwara (2001), T. N. Madan (2001), William Safran (2003), C. Shackle (2001), Anthony D. Smith (2001), Peter Sugar (1999), Sami Zubaida (2004).

В дефинировании, исторической классификации национализма, в его изучении существуют большие расхождения ученых. Это, однако, не мешает им понимать, что в новой мировой истории национализм является одной из самых эффективных интеграционных идеологий, с помощью которой мобилизуются народные массы. Национализм представляет самую мощную политическую силу. В ходе дискуссий об этничности, национализме выдвигаются новые варианты для научного исследования.

Примечание

* Здесь и далее в тексте в скобках после фамилии дается год издания работы данного автора, которую можно найти в книге автора Nationality. Ethnicity. Nationalism. Multiculturalism. Reference book. Cанкт-Петербург, 2005. Это сделано в целях экономии, из-за большого объема статьи. Заинтересованный читатель данной статьи при желании сможет достать рекомендованную книгу в библиотеке (например, в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга).

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку