CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2007 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Российская молодежь: современные семейно-брачные ценности и установки,С.П. Иваненков
Российская молодежь: современные семейно-брачные ценности и установки,С.П. Иваненков

С.П.Иваненков

Российская молодежь: современные семейно-брачные ценности и установки

В России сегодня у молодежи складываются новые модели брачных отношений. Мы хотим рассмотреть некоторые изменения в отношении молодежи к семье в различных ее аспектах. В своих гипотезах и рассуждениях я буду опираться, в основном на, собственные исследования, проведенные среди оренбургской молодежи в течение последних 5 лет.(В основном в статье использованы результаты социологических опросов в 2003 и 2007 г.г. Выборка квотная, количество респондентов 1000 человек). Естественно эта молодежь не вся российская молодежь, но во многих отношениях ее можно считать типичной российской молодежью. Если наши гипотезы и выводы заинтересуют других исследователей данной проблематики в других регионах страны или в стране в целом, то я буду считать, что мои труды в этом направлении не были напрасными.

Одним из важнейших индикаторов социального самочувствия населения и молодежи является отношение к семье и детям. Ведь желание иметь семью и детей на бытовом уровне и есть отражение уверенности молодежи в стабильном и обеспеченном будущем. Есть ли здесь изменения, или инерционность демографических процессов все еще тормозит изменения настроений, а может и отсутствие реальной возможности в ближайшей перспективе получить собственное жилье, так же сказываются на настроениях молодежи. Ответы на эти и другие вопросы станут объектом рассмотрения в этой статье.

Начну с ответа на вопрос: Какое отношение к семейной жизни Вы считаете наиболее правильным?

Таблица 1

 

Вариант ответа

2003

2007

 

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

 

54,09%

1

53,96%

1

вступить в брак, но не спешить с детьми

 

36,28%

2

31,70%

2

вступить в брак, но детей не иметь

 

1,12%

6

1,30%

5

иметь детей в незарегистрированном браке

 

1,57%

4

2,31%

4

не иметь ни семьи, ни детей

 

1,23%

5

1,20%

6

затрудняюсь ответить

 

4,70%

3

5,32%

3

 

 

Общие данные демонстрируют изменение лишь в двух позициях в ранжировании результатов: они поменялись местами - на 5 в 2003 году находилась «позиция не иметь ни семьи, ни детей» и на 6 – « вступить в брак, но детей не иметь». А первые две позиции, казалось бы, не претерпели существенных изменений и отражают реалии нашего времени – « вступить в брак и иметь детей», что представляется логично для здравого смысла и «вступить в брак, но не спешить иметь детей».

Но как это часто бывает – средние показатели скорее скрывают проблему, чем ее вскрывают. И хотя, конечно же, абсолютное значение двух первых позиций на порядок выше всех остальных, тем не менее, детальный анализ их и других, менее представленных в молодежном сознании и поведении, позволяет увидеть существенную разницу в поведении мужчин и женщин, точнее в их отношении к этим вопросам, которые в большинстве случаев и реализуются на практике.

Ввиду важности этого вопроса мы позволим здесь привести данные, демонстрирующие отношение к этой проблему со стороны молодых мужчин и женщин в 2003 и 2007 году, а поскольку абсолютные цифры существенным образом отличаются по половому признаку, то еще и отдельно сравним изменение отношения женщин и мужчин с течением времени к этой проблеме

 

Данные по 2003 году выглядят так:

Таблица 2

 

Вариант ответа

мужчины

женщины

 

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

 

49,69%

4

50,31%

3

вступить в брак, но не спешить с детьми

 

40,25%

5

59,75%

2

вступить в брак, но детей не иметь

 

40,00%

6

60,00%

1

иметь детей в незарегистрированном браке

 

57,14%

2

42,86%

5

не иметь ни семьи, ни детей

 

54,55%

3

45,45%

4

затрудняюсь ответить

 

69,05%

1

30,95%

6

 

Итак, в 2003 году мужчины гораздо сильнее, чем женщины затруднялись выразить свое отношение к данной проблеме и хотели бы иметь детей в незарегистрированном браке или вообще не иметь ни семьи, ни детей и лишь потом наступала очередь здравого смысла – вступить в брак и иметь детей или, вступив в брак, не спешить с детьми. У женщин же в 2003 году совершенно иная модель семейного поведения (предполагаемого или одобряемого) на 1 месте у них позиция вступить в брак, но детей не иметь, на втором месте - близкая позиция вступить в брак, но не спешить с детьми и лишь далее вступить в брак и иметь детей.

Главный вывод из сопоставления этих данных свидетельствует о том, что в 2003 году именно женщины были носителями семейных ценностей и стремились к созданию семьи, но не спешили заводить детей, в то время как мужчины вообще не хотели связывать себя брачными узами. Очень узнаваемая позиция, если немного оглянуться назад и посмотреть, в том числе и на демографические показатели, и статистику матерей одиночек и пр.

А что же мы имеем в 2007 году, после определенных мер, предпринятых правительством в отношении семьи и в том числе молодой семьи в рамках национального проекта. Что поменялось в общей картине? Сблизились ли позиции молодых мужчин и женщин, как изменились?

 

 

Данные по 2007 году выглядят так:

 

Таблица 3

 

Вариант ответа

мужчины

женщины

 

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

 

41,95%

5

58,05%

2

вступить в брак, но не спешить с детьми

 

37,01%

6

62,99%

1

вступить в брак, но детей не иметь

 

60,00%

4

40,00%

3

иметь детей в незарегистрированном браке

 

69,57%

2

30,43%

5

не иметь ни семьи, ни детей

 

75,00%

1

25,00%

6

затрудняюсь ответить

 

62,75%

3

37,25%

4

 

 

Данные по мужчинам свидетельствуют о том, что их позиция практически не претерпела изменений в сторону семейных ценностей – они еще более отчетливо не хотят иметь ни семьи, ни детей или уж, если и иметь детей, то в незарегистрированном браке. Налицо иждивенческая, безответственная позиция мужчин по отношении к семье и детям. Понятно, что порождается такое отношение к семье целым спектром факторов и, прежде всего тем, что мужчины до сих пор не могут найти себе места в новой экономике – они не конкуретоспособны, и мало что делают для того, чтобы стать таковыми. В то время как женщины штурмуют высоты новых профессий и не отказываются и от старой тяжелой работы, мужчины предпочитают опускаться на социальное дно, не видя в семье реального способа человеческого существования. Возможно, я что-то и усиливаю в своих оценках, но на поверхности, в реальной жизни картина выглядит именно так. Впрочем, это можно сформулировать и как гипотезу для дальнейших специальных исследований.

А теперь посмотрим на динамику изменения позиция у мужчин и у женщин в течение времени. Вот такие данные мы имеем:

Таблица 4

 

 

 

мужчины

 

Вариант ответа

2003

2007

 

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

 

49,69%

4

41,95%

5

вступить в брак, но не спешить с детьми

 

40,25%

5

37,01%

6

вступить в брак, но детей не иметь

 

40,00%

6

60,00%

4

иметь детей в незарегистрированном браке

 

57,14%

2

69,57%

2

не иметь ни семьи, ни детей

 

54,55%

3

75,00%

1

затрудняюсь ответить

 

69,05%

1

62,75%

3

 

 

Мужчины с течением времени, как уже было отмечено выше, только укрепились в своем желании не иметь ни семьи, ни детей. Снять с себя социальную ответственность за будущее своего рода, да и страны в целом. А вот женщины демонстрируют нам другую картину – модель брачного поведения. Посмотрим на полученные результаты.

Данные по женщинам:

Таблица 5

 

 

женщины

Вариант ответа

2003

2007

 

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

 

50,31%

3

58,05%

2

вступить в брак, но не спешить с детьми

 

59,75%

2

62,99%

1

вступить в брак, но детей не иметь

 

60,00%

1

40,00%

3

иметь детей в незарегистрированном браке

 

42,86%

5

30,43%

5

не иметь ни семьи, ни детей

 

45,45%

4

25,00%

6

затрудняюсь ответить

 

30,95%

6

37,25%

4

 

 

Женщины, напротив, с течением времени все больше хотят вступить в брак и обзавестись детьми именно в браке, хотя доминирует все-таки сдержанная позиция – подождать, не спешить с детьми после вступления в брак.

Таким образом, вскрывается реальная проблема для семейного будущего молодежи в стране и в Оренбуржье. Семейно-брачные интересы, модели поведения мужчин и женщин во многом не совпадают. Отсюда коллизии по всему спектру семейно-брачных отношений. В лоб, тем более за короткий промежуток времени ситуацию, отношения не изменишь. Нужна кропотливая работа с каждой отдельной социальной группой, пониманием ее специфики в современных социально-экономических реалиях страны. И дело не столько в воспитании на словах, сколько в реальных усилиях направленных на создание рабочих мест, устраивающих мужчин и по условиям труда и по размеру зарплаты. Сегодня именно мужчины слабое звено в семейно-брачных отношениях. Работа с ними требует дополнительных затрат и очень больших. Но иначе не достигнуть результатов, предполагаемых национальными проектами по решению демографической проблемы в стране.

Представляется также, что и здесь мы имеем проявление процессов глобализации в различных сферах социальной и даже личной жизни. Традиционная модель семьи, имевшая место быть у нас в стране еще в первой половине ХХ века, теперь сильно деформировалась во всем мире в разных странах в разные стороны: в мире говорят о кризисе социального института семья. Но в ментальном плане женщина, в том числе молодая российская женщина продолжает пока ориентироваться на сильного мужчину-добытчика, который и защитит и дом построит, а она за ним, как за каменной стеной, будет хранить семейный очаг.

Но реалии сегодняшнего дня уже сильно изменились, и женщина сама во многих семьях стала единственным кормильцем – фактически (в каком-то смысле – мужчиной), а потому без учета все больше и большей интеграции российского общества в мировую систему нельзя правильно понять и оценить направленность многих процессов даже на региональном уровне. Только широкое понимание контекста изменений в мировом социальном пространстве позволяет адекватно воспринимать и оценивать происходящие изменения в молодежной среде Оренбуржья и России.

Рассмотрим другие вопросы блока семейных отношений и ценностей. Ответы на вопрос: Сколько детей в вашей родительской семье?

 

Таблица 6

Вариант ответа

Один

Два

Три

Четыре и более

 

 

 

 

 

2003

12,65%

56,10%

22,40%

7,61%

2007

20,56%

52,86%

17,15%

6,92%

Разница 2007 к 2003 г.

+7,91%

-3,24%

- 5,25%

-0,69%

 

 

Мы видим, что даже в такой короткий промежуток времени для демографических процессов 4 года это действительно не срок, но, тем не менее, замета динамика уменьшения численности многодетных, даже начиная с двух детей семей, и увеличение однодетных семей.

Зато видна положительная динамика в стремлении молодежи создать собственную семью и иметь в ней определенное количество детей. Возросло число молодых людей, желающих иметь в семье два и три ребенка, хотя и незначительно - в общей сумме это более 3%, а если учесть, что сократилось число желающих иметь одного ребенка и не иметь ни одного ребенка – сумма этих позиций около 6%, то получается общее сальдо в изменении позиции в сторону увеличения желания иметь детей в большем количестве, которое суммарно выросло почти на 9%. Это уже не случайная цифра и не статистическая погрешность в расчетах, а это уже пусть и слабо, но набирающая силу тенденция, в которой можно разглядеть уверенность молодого поколения в стабильном будущем страны и своем собственном. Можно с уверенностью говорить, что усилия властных структур всех уровней, пропаганда семейных ценностей начинает давать свои первые результаты.

В этом можно убедиться, рассмотрев ответы на вопрос: Сколько детей вы хотели бы иметь в собственной семье?

 

Таблица 7

 

Вариант ответа

Один

Два

Три

Ни одного

Год

 

 

 

 

2003

26,99%

58,34%

10,86%

2,35%

2007

22,27%

59,78%

12,74%

1,20%

Разница 2007 к 2003 г.

-4,72%

+ 1,44%

+1,88%

- 1,15%

 

 

А здесь сопоставление родительской семьи и собственной в соответствующий год:

Таблица 8

 

Вариант ответа

2003

2007

 

родители

собственная

родители

собственная

Один

12,65%

26,99%

20,56%

22,27%

Два

56,10%

58,34%

52,86%

59,78%

Три

22,40%

10,86%

17,15%

12,74%

 

Во-первых, упало количество желающих вообще не иметь и иметь одного ребенка, а одновременно выросло количество желающих иметь два и три ребенка. Во-вторых, в собственной семье в первую очередь выросло желание иметь именно детей – видимо это отражение политики государства на стимулирование именно рождения второго ребенка.

Важнейшее место в ряду ценностных ориентаций как в сфере семейно-брачных, так и в обществе в целом имеют межнациональные отношения и межнациональные браки. В демократических государствах всегда поощрялись межнациональные браки, утверждая тем самым незыблемость тезиса о единстве нации как социального субъекта, а не этнического. Правда, и здесь в последнее время в развитых странах в условиях глобализации мы наблюдаем противоречивые тенденции. С одной стороны, количество таких браков растет, но с другой стороны масса нахлынувших эмигрантов не желает ассимилироваться и принять культуру и язык новой Родины, а стремиться сохранить и перенести свои, зачастую патриархальные и иноязычные, и инорелигиозные традиции и обряды в общество той страны, гражданами которой они хотят быть, но при этом сохраняя свою первородную культурную самоидентификацию.

Недавно мы были свидетелями крупных волнений во Франции, скрытая война мигрантов идет в США, в Англии, Германии. В иной форме она докатилась и до России.

Посмотрим глазами молодых на две эти проблемы – межнациональные браки и религиозные верования. Насколько изменилась ситуация здесь? Для многонационального и традиционно многоконфессионального Оренбуржья это имеет очень важное значение. Ведь длительное время именно Оренбуржье после распада СССР занимало одно из первых мест по количеству вынужденных переселенцев из других республик и не только русскоязычных.

Посмотрим на ответы на вопрос: Как Вы относитесь к межнациональным бракам?

Таблица 9

 

Вариант ответа

2003

2007

 

%

ранг

%

ранг

положительно

37,96%

2

37,11%

2

безразлично

45,69%

1

38,11%

1

отрицательно

8,17%

3

13,94%

3

затрудняюсь ответить

7,28%

4

7,62%

4

 

Как можно видеть из приведенных данных, ранжирование отношения к межнациональным бракам не изменилось, но абсолютные значения их изменения вызывают тревогу. Положительное отношение чуть снизилось - около 0,8% , но это происходит на фоне резкого уменьшения безразличного отношения (считается, что это личное дело каждого и потому никого не касается какого цвета кожа у твоего избранника) и главное - значительного роста более чем на 5% отрицательного отношения к межнациональным бракам.

Эти цифры должны насторожить общество, необходимо уделять больше внимания взглядам молодежи на межнациональные отношения, в том числе и на межнациональные браки. Нетерпимость – ни важно откуда от какой этнической молодежи исходит – есть пороховая бочка межнациональных конфликтов. Надо всячески пропагандировать такие браки – ведь это все граждане одной страны России, а если мы начнем строить перегородки между русскими и башкирами, татарами и казахами и другими возможными вариантами межнациональных взаимодействий, то жди беды.

В рамках статьи нет возможности отследить все социальные характеристики групп, выражающих то или иное отношение к межнациональным бракам. Но поскольку национальный аспект в этом вопросе стоит очень остро, то мы хотя бы этот фактор проанализируем – ибо все чаще и чаще приходится слышать из разных уст о том, что именно от русских исходит нетерпимость, национализм и чуть ли не русский фашизм. Посмотрим, наши данные позволяют это сделать, у представителей каких национальностей наиболее нетерпимы взгляды на межнациональные браки и как взгляды менялись с течением времени.

В 2003 году мы имели следующие данные:

Таблица 10

 

Вариант ответа

Национальность

положительно

безразлично

отрицательно

затрудняюсь ответить

русский

35,53%

48,07%

9,00%

7,40%

украинец

39,47%

50,00%

2,63%

7,89%

татарин

48,72%

42,31%

6,41%

2,56%

башкир

42,86%

38,10%

14,29%

4,76%

казах

51,35%

32,43%

5,41%

10,81%

мордвин

25,00%

54,17%

4,17%

16,67%

чуваш

58,33%

33,33%

0

8,33%

белорус

50,00%

37,50%

12,50%

0

 

Хорошо видно, что наиболее положительно относились к межнациональным бракам чуваши и казахи, а ниже всех этот показатель был у представителей мордовской национальности, русские же хоть и стояли рядом с мордовцами, но на более чем 15% лояльнее относились к межнациональным бракам. В то же время наибольшие показатели отрицательного отношения к таковым бракам продемонстрировали представители башкир и белорусов, наименьшие показатели отрицательного отношения мы наблюдаем у чувашской и мордовской молодежи. Русские в данной позиции также находятся в середине таблицы. Более подробный анализ полученных данных в статье затруднен, ввиду ограниченности объема . Но и сказанного достаточно для того, чтобы убедиться, что русские отнюдь не самая экстремистски настроенная часть оренбургского сообщества в отношении межнациональных браков.

Посмотрим как изменились настроения в 2007 году, и постараемся выдвинуть версии почему это произошло, если из общих выше приведенных цифр мы видим, что положительное отношение к межнациональным бракам в целом понизилось, а отрицательное возросло.(См.табл.9 )

Итак , в 2007 году мы имеем следующие данные:

 

Таблица 11

 

 

Вариант ответа

Национальность

положительно

безразлично

отрицатель-

но

затрудня-юсь ответить

русский

34,27%

41,89%

15,09%

8,74%

украинец

61,29%

29,03%

6,45%

3,23%

татарин

42,19%

40,63%

9,38%

7,81%

башкир

48,89%

44,44%

4,44%

2,22%

казах

53,85%

26,15%

15,38%

4,62%

мордвин

57,14%

28,57%

14,29%

0

чуваш

0

12,50%

75,00%

12,50%

белорус

37,50%

62,50%

0

0

 

 

В 2007 году наиболее высшие оценки положительного отношения демонстрируют представители украинской и мордовской национальности, а вот представителей чувашей и русские находятся на последних местах в этой позиции, правда, опять-таки если чуваши демонстрируют нулевое значение положительного отношения к межнациональным бракам, то русские - более 34% - относятся положительно. Но самый главный и интересный вывод мы имеем, если посмотрим на данные 2007 года по позиции отрицательного отношения к межнациональным бракам.

Для наглядности и убедительности приведем специальную таблицу значение отрицательно в 2003 и в 2007 годах соответственно по каждой из национальностей:

Таблица 12

 

Национальность

2003

2007

русский

9,00%

15,09%

украинец

2,63%

6,45%

татарин

6,41%

9,38%

башкир

14,29%

4,44%

казах

5,41%

15,38%

мордвин

4,17%

14,29%

чуваш

0

75,00%

белорус

12,50%

0

 

Здесь отчетливо видно, что только у представителей белорусов и башкир этот показатель понизился, в то время как у всех остальных национальностей этот показатель вырос.

Таким образом, можно утверждать что проблема межнациональных браков , отношение к ней молодежи разных национальностей показывает, что это процесс не с односторонним движением, нет одной национальной группы негативно относящейся к данной проблеме, как раз , наоборот, с течением времени негативизм у большинства, представленных в опросе национальностей, в отношении межнациональных браков возрос. Вот почему обществу и государству и структурам, работающим с гражданами страны надо эффективнее работать с представителями всех национальностей, учитывая наметившиеся опасные тенденции. В противном случае, как мы видим негативные тенденции здесь будут нарастать, ситуация может стать критической и выйти из под контроля.

В данной статье мы лишь вскользь затронули эти проблемы, можно сказать, что наше исследование в этом отношении носит пилотный характер. Необходимо продолжить и расширить исследование этих проблем и выработать четкие рекомендации по эффективному управлению этими процессами.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку