CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Проблема обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на современном этапе

К. Г. Шерьязданова

Проблема обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на современном этапе

Национальная безопасность – научная и практическая проблема, характеризующаяся состоянием политических институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Национальная безопасность, как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, включающая общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, обеспечивающие реализацию национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, наличием внутренних и внешних угроз. В содержательном плане в понятии национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность культурного развития нации [1].

«Нация, – писал У. Липман, - находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». [2].

Концепция национальной безопасности , равно как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Парадигма национальной безопасности строится с учетом, как внешних угроз, так и внутренних проблем, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в обществе.

Первостепенная задача концепции национальной безопасности – это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз – войны с другими государствами и гражданской войны [3].

В Законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 1998 г . имеются определения концепции национальной безопасности, как понятия, и национальной безопасности, как категории: концепция национальной безопасности – официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

Под национальной безопасностью Республики Казахстан понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз[6].

Свидетельством важного понимания проблемы национальной безопасности служат слова Президента Н.А. Назарбаева, обращенные к народу Казахстана: «Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития» [1].

После развала СССР руководство страны столкнулось со сложнейшей проблемой обеспечения национальной безопасности, так как в прошлом внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим потенциалом бывшего СССР.

Первым логичным шагом было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 г . Указом Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав Вооруженных Сил Казахстана [5].

В Послании народу Казахстана Президент заостряет внимание на том, что для обеспечения своей независимости мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Он также отдает приоритет государственной безопасности в первую очередь, сказав, что от коллективной безопасности каждый человек выигрывает значительно больше, чем когда удовлетворены его личные интересы, а безопасность общества находится на грани риска [6].

После обретения независимости и вслед за дипломатическим признанием Казахстана крайне важная задача состояла в том, чтобы концептуально определиться с приоритетными направлениями внешней политики. Какую международную политику будет проводить Казахстан – этот вопрос волновал многие государства, которые понимали, что ситуация в Центральноазиатском регионе будет во многом зависеть от внешнеполитического курса нашего государства. Как Казахстан должен подходить к решению проблем международной безопасности, включая ядерный потенциал, размещенный на территории нашего государства? Как обеспечить дипломатическими средствами безопасность государства?

Эти и другие вопросы, по словам тогдашнего Министра Иностранных Дел Токаева К.К. волновали разработчиков концепции внешней политики. Но в тоже время было ясное осознание четкой расстановки приоритетов, которые точно отражали бы насущные потребности и стратегические интересы Казахстана.

Тон разработке концепции задал сам Президент. В своей фундаментальной работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» Н.А. Назарбаев определил ориентиры международного курса государства.

«Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира. Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям:

- признаем сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики Казахстана;

- отвергаем войну или угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и иных целей;

- придерживаемся принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств»[7].

«Специфика геополитического положения и этнодемократического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующими в обеспечении безопасности, заявил он далее,- не военные, а политические средства с опорой, прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию. При этом система безопасности Казахстана должна выступать составной частью региональной и планетарной системы безопасности»[8].

Следующим этапом в формировании системы безопасности стало принятие в 1999 г . «Стратегии национальной безопасности на 1999-2005 гг.» В данном документе безопасность страны рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность, военная, экономическая, социально-политическая, экологическая, информационная безопасность.

Стратегия позволила комплексно рассматривать вопросы по безопасности и расширить понимание безопасности. Таким сферам безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, социальная до 1999 г . уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут перейти в разряд угроз национальной безопасности.

В Стратегии были выделены наиболее значимые угрозы нашей безопасности в среднесрочной перспективе. Это, в частности, очаги локальных конфликтов вблизи границ Казахстана, распространение экстремизма и терроризма, оружия массового поражения, снижения уровня боеспособности Вооруженных Сил, технологическое отставание страны, диспропорция в экономике, дефицит водных ресурсов, несанкционированный доступ к электронным базам и банкам данных и т.д.[9]

Стратегия является программным документом, на основе которого принимаются меры по защите национальных интересов страны, осуществляется координация деятельности всех государственных органов и организаций в предотвращении и нейтрализации угроз национальной безопасности.

Среди нормативно-правовых документов, обеспечивающих национальную безопасность РК, следует отметить, что в «Соглашении о создании СНГ» в статьях 5 и 6 есть указания на то, что стороны признают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; государства-члены СНГ будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических, вооруженных сил и т.д. [10]

Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности СНГ стал «Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте 15 мая 1992 г .» В этом договоре государства-участники подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях, не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства-участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств-участников в Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ.

Другим важным документом для обеспечения безопасности РК явился «Меморандум о гарантиях безопасности» в связи с присоединением РК к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5 декабря 1994г.

По словам министра иностранных дел К.К. Токаева, «глобализация привела к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества и самое главное в рамках СНГ» [11].

Следующим шагом по обеспечению безопасности стал «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и РФ». Стороны договорились, что, будут строить свои отношения как дружественные государства, руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силы, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. Также стороны договорились о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности, либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана «Договор о военном сотрудничестве между РК и РФ», в котором говорилось:

• заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских сил РК и военно-морского флота РФ в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения безопасности сторон;

• осуществлять сотрудничество в области военной разведки, совместных разработок, ремонта и поставок вооружений, военной техники и материально-технических средств [12].

Эти Договоры заложили прочные основы интеграции и безопасности двух государств и явились первыми документами такого рода в политической истории суверенного Казахстана.

Другим важным направлением в обеспечении безопасности Казахстана является Центральноазиатский регион. В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: «Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь – укрепление и развитие Центральноазиатского союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном» [13].

Так, в 1993 г . был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан. Стороны договорились о том, что будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН и ОБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов, а также будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы.

Новым этапом в сфере обеспечения безопасности стало проведение в 2002 г . Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в ходе которого государства-участники взяли на себя обязательства в сфере разработки мер доверия, урегулирования споров, ликвидации оружия массового поражения, создания свободных от ядерного оружия зон. СВМДА стал форумом для диалога между цивилизациями как средства устранения причин терроризма, предотвращения конфликтов между разными культурами и народами.

К числу ключевых международных событий века стало создание в 1996 г . «Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС) в составе России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана. Создание ШОС было обусловлено необходимостью консолидированных действий против национального сепаратизма, религиозного экстремизма и международного терроризма, создающих угрозу безопасности и стабильности стран.

Наряду с международной активностью по обеспечению безопасности, в Казахстане продолжалась напряженная работа по вопросам безопасности внутригосударственного характера. Статья 20 Закона о национальной безопасности РК обязывает все органы, должностные лица государства, организации и граждан содействовать укреплению обороноспособности РК, поддерживать и повышать уровень боеспособности Вооруженных Сил РК, способствовать сохранению мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов. Закон запрещает принятие каких бы то ни было решений и действий, способных нанести ущерб обороноспособности РК и боеспособности Вооруженных Сил. За исключением случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными РК, не допускается размещение на территории Казахстана военных баз иностранных государств, транзитные пересечения и провоз через территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и военной техники иностранных государств. Закон предусматривает привлечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК к обеспечению национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами РК.

С целью совершенствования и упорядочивания системы обеспечения военной безопасности Указом Президентом РК от 10 февраля 2000 г . была утверждена новая Военная Доктрина РК, согласно которой Казахстан обеспечивает свою военную безопасность всей совокупностью имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов, опираясь на эффективную военную организацию государства.

Согласно военной доктрине, главная цель обеспечения военной безопасности РК состоит в защите суверенитета, территории, экономики, государственных институтов, граждан страны о военных угроз, предотвращении агрессии или развязывания военных конфликтов, создании благоприятных условий для устойчивого развития РК.

Принятие военной доктрины имеет для осуществления военного строительства в нашей стране принципиальное значение. Этот документ является методологической основой для подготовки всех нормативных актов в области военной безопасности.

В качестве потенциальных угроз в Доктрине рассматриваются такие обстоятельства, как: распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов, появление в непосредственной близости от наших границ новых ядерных государств. [11]

В своей книге «Критическое десятилетие», рассматривая актуальные для нашего времени угрозы национальной безопасности РК, наш президент четко разграничил такие угрозы как терроризм, религиозный экстремизм, наркомания и наркотрафик, проблемы, связанные с нефтью и газом на Каспии. По его словам: «В основе терроризма лежит неравенство развития, которое в разных культурных системах порождает ответную реакцию, цинично используемую в наиболее агрессивной форме террористами. Для достаточно устойчивого к религиозной политизации Казахстана, который не является импортером деструктивных идей, наибольшей опасностью для межконфессионального согласия страны видится, прежде всего, в экспорте религиозного экстремизма»[14].

Между тем анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно.

Планирование, строительство, подготовка Вооруженных Сил в ближайшие годы должны быть направлены для разрешения конфликтов низкой интенсивности, представляющих в обозримом будущем наиболее вероятную угрозу мирному развитию нашей страны.

Для Казахстана крайне важно учитывать потенциальные внешние и внутренние угрозы:

• конфигурация геополитического поля Казахстана представляет собой разнородное пространство, сочетающее в себе несбалансированную систему внутреннего устройства с гетерогенной структурой внешнеполитического окружения.

• ввиду того, что размеры государства представляют стратегическое значение с точки зрения организации оборонных мероприятий, размеры Казахстана затрудняют сохранение политического нейтралитета.

• небольшое население Казахстана создает проблему слабой заселенности земель, отрицательно влияющую на оборонный потенциал страны.

• боеготовность Вооруженных Сил Казахстана все еще не отвечает должному уровню обороноспособности страны, национальная армия не обладает необходимым материально-техническим, финансово-экономическим и кадровым потенциалом для того, чтобы поддерживать на достаточном уровне обороноспособность страны в случае возникновения реальных и возможных внешних угроз[15].

Важным аспектом военно-политических интересов нашей страны является создание основ военно-стратегической самодостаточности Казахстана. В этой связи главной задачей является строительство Вооруженных Сил, способных обеспечить безопасность страны от любых угроз регионального масштаба, и в то же время соответствовать экономическим и демографическим возможностям государства, что предполагает создание компактных, мобильных и достаточно боеготовых частей и соединений.

Недостаточно сильная экономика делает уязвимой военно-политическую безопасность страны. Вооруженные Силы не обеспечиваются в полном объеме материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержания боеготовности, а экономическая неразвитость не позволяет государству более активно отстаивать свои национальные интересы, используя для этого финансово-экономические рычаги внешнеполитического воздействия.

Очевидным является также и тот факт, что Вооруженные Силы РК слабы и их мощь явно недостаточна для защиты такого большого по территории государства. Число казахстанских жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49 лет составляет лишь 4 млн. 400 тыс. человек, из них годных к строевой службе – 3 млн. 500 тыс. человек, в случае внезапного нападения теоретически можно призвать 1 млн. 800 тыс. человек.

В то же время Казахстан должен делать акцент не только на количество Вооруженных Сил, но и на их качественное содержание , что должно поднять престиж армии. Вероятно, следует пересмотреть подход к финансированию армии с учетом реальных и потенциальных военных угроз, развивать ПВО, принимая во внимание наличие у большинства государств региона тактических ракет наземного базирования, усиления ВВС.

Главным органом, обеспечивающим безопасность РК, является Совет безопасности РК - консультативно-совещательный орган, образуемый Президентом РК для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности. Постоянными членами Советами безопасности являются: премьер-министр, руководитель Администрации Президента РК, секретарь Совета безопасности, председатель КНБ, главы ключевых министерств и ведомств[13].

Комитет национальной безопасности РК непосредственно занимается обеспечением безопасности личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.

В вопросах организации защиты и обороны нашей страны учитываются доктринальные установки по проблемам обеспечения военной безопасности государств СНГ, прежде всего - участников ОДКБ.

В разработке военной стратегии казахстанское правительство делает упор на ведение политики интеграции и стабильных связей со странами СНГ, Китаем, США и другими государствами мирового сообщества.

Таким образом, в течение последних лет в Казахстане сложились определенные представления о собственной безопасности, тесно связанные с проблемой сохранения суверенитета государства. Данные представления базируются на принципах, которые были выработаны в ходе реализации внешней и внутренней политики. Это принципы следующие: во внутренней политике - сохранение этнической и социальной стабильности, проведение экономических реформ, укрепление государственной власти и режима президентства; во внешней – балансирование между глобальными державами, коллективная оборона в рамках Содружества, укрепление азиатской безопасности, интеграция Центральной Азии и евразийская идея.

 

 

 

Литература

• Казахстан-2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы, «Раритет», 2001. с. 21

• Токаев К. Преодоление. Дипломатические очерки. Астана. 2003. с. 155

• Токпакбаев С. Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования механизма обеспечения военной безопасности государства// Саясат.2000. №8-9. с.89

• Сатпаев Д., Спанов М. Национальная безопасность РК: опыт определения// Евразийское сообщество. 1998. с. 69

• Там же. С.70.

• Закон «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 года.

• Газета //Казахстанская правда//1992. 8 мая.

• Бакаев Л.Е. Национальная безопасность РК.- Алматы, Жеты Жаргы, 1998, - с. 38-39, 100-101.

• Казахстан-международные договоры с государствами-участниками СНГ с декабря 1991 по декабрь 1996 года. Алматы, Баспа, 1997, с. 9

• Там же.

• 11.Дубовцев Г. Приоритеты военного строительства.// Континент.- 2002.-№5. – с. 16-17.

• Сарсекеев М. Национальные интересы и внешняя политика Казахстана//Евразийское сообщество. 2002.№1. с. 13

• Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и Интеграция. – Алматы, 2001.

• Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Атамура, 2003 г .с. 170-200.

• Национальная безопасность. Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001.- 463 с.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку