CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1998 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Философская мифология или медитационный синдром,А.А. Мишучков
Философская мифология или медитационный синдром,А.А. Мишучков

А.А. Мишучков,

преподаватель

ФИЛОСОФСКАЯ МИФОЛОГИЯ ИЛИ МЕДИТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

           Включение философии в образовательные программы не только высшей, но и средней школы становится нормой и соответствует тенденции гуманитаризации образования. Но, на процесс, включения философского знания в образование все большую роль в школе, особенно в неформальной ее части, начинают играть знания, по сути квазифилософские. В первую очередь, речь идет о мистико-философской литературе, являющейся даже учебными пособиями в негосударственных учебных заведениях. Так, например, в вальдорфских школах, появившейся и в отечественной системе образования, в качестве методологической основы используется типичная квазимифология - антропософия. Основатель антропософии - Р. Штайнер, развивает идеи о карме, реинкарнации, мистических силах, влияющих непосредственно на воспитание ребенка.
           Но, и в государственных школах, в силу непрофессионализма учителей - гуманитариев, зачастую преподаются чисто мифологические идеи. В силу того, что учителя не владеют культурой философского анализа, в их речи преобладают философские синкретизмы - конструкты политического, педагогического и религиозного характера, не выявляющие специфики данных явлений.
           Кризис традиционной философской позиции сегодня обусловлен общекультурным кризисом - эпохой постмодернизма, с её стержневой доминантой -недоверием к разуму. Суть этого недоверия - десакрализация (в терминах постмодернизма - деконструкция) общечеловеческих ценностей в угоду индивидуализму или коллективизму ограниченных ценностей. На волне упадка рационалистических основ культуры и нравственности происходит становление неомифологической культуры, в первую очередь с помощью "масс-медиа" и разных паранаук.
           Можно сказать, что определенная часть интеллигенции России, испытывает состояние похожее на то, как описывает его В.А. Чаликова в отношении элиты Запада в 70-х гг.: "именно поиск более широкого, чем научное, восприятия мира привел часть духовной элиты Запада к мистико-проектному сознанию как новой форме осознания отношений между бытием и сознанием. Это сознание пророческое, предвосхищающее, интуитивное, оперирующее воспоминанием и предчувствием, анализом и синтезом, использующее системный подход как средство в руках творческой личности, улавливающей сигналы из будущего и непосредственно их переживающей" (1, с.4). Особенность данной формы сознания в том, что намечается попытка сделать синтез последних научных достижений и мифологического восприятия реальности.
           Так, ссылкой на авторитеты в области науки - Т. Куна, К. Поппера, Ф. Франка, П. Фейрабенда поддерживается тезис о равноприемлемости научных и мифологических парадигм в мировоззрении. Ф. Франк в книге "Философия науки" (2) доказывает, что научные теории не логически выводятся из наличных фактов и определяются логическим рассуждением из наблюдений, а есть произведения имагинативной способности ума и дальнейших его спекуляций. Такая мифофилософская парадигма мышления удачно называется С. Грофом холотропной, от греческого holos (целый) и trepein (движение по направлению к...), буквально "движение к целостности бытия" (3, с.457). Холотропная парадигма носит паранаучный характер, она направлена, в первую очередь, на критику господствующей в науке ньютоно-картезианской парадигмы и разрыве с наукой, и с религией, как естественными конкурентами мифа.
           Суть новой парадигмы: человек обладает парадоксальной природой биологического существа как бесконечного поля сознания, выходящего за трехмерность ньютоновских измерений. Само сознание не есть продукт мозга, а есть трансцендентный атрибут бытия. Вселенная - бесконечно сложное устройство - существо, с самого начала предполагающее участие космического разума как решающего фактора развития. Человек целостен с абсолютным бытием Вселенной. Для коммуникации и получения информации не требуется сенсорных каналов и известных видов энергии. Истинный духовный опыт, логически продолжающий науку в получении аутентичной информации о себе и вселенной, может быть получен только в холотропном состоянии - экстрасенсорно и является эмпирическим, прагматичным, мистическим и универсальным (всеобщим). Целью его является глубинная трансформация личности в соответствии с мистическим восприятием, достижения абсолютной телесно-духовной целостности и в принципе бессмертия (3, с.455-458).
           С. Гроф синтезирует в новой парадигме теории из разных научных дисциплин, авторы которых склоняются к мистическому мировоззрению: в физике - А. Эейнштейна, Э. Шредингера, Д. Бома и особенно - Фритьофа Капры; создатели квантовой теории множественности миров - Д.А. Уилер, Н. Грэхем и тех, которые используют ключевую роль психики в квантовой реальности- Ю. Уигнер, Э. Уокер и представители Аюрведы; в биологии - Р. Шелдрейка; теорию процессов Артура Янга; различные теории информации, теории холодвижения Давида Бома и Х. Зуккарели, психофизиолога мозга К. Прибрама, теорию архетипов К. Юнга и многих других. С. Гроф приводит примеры данных теорий, чтобы подтвердить единое мистическое восприятие их всех и сведение их к некой "вечной философии" по психологу Кену Уилберу.
           Одна из главных мифологических (холотропных) идей - то, что истину человечество потеряло как мистическую тайну - 10 тысяч лет назад. Отсюда миф о невыразимой мудрости древних, загадочных тайнах пирамид египтян и о дошедших до нас знаниях догонов. Соединение с таким мистическим знанием (трансперсональным опытом человечества) - основное условие новой парадигмы. Второе основание данной парадигмы опора на сверхспособности человека заложенные в его телесной конституции. Развивая паранормальные способности (гипноз, левитацию, ясновидение и т. д.) человек сможет постигать весь трансперсональный опыт человечества, иметь эмпирический доступ к любой информации Вселенной, минуя социальные связи.
           С. Гроф - основатель холотропной техники дыхания и ЛСД-терапии, с помощью них человек эмпирически убеждается, что через трансперсональные переживания он способен в себе открыть всю эту информацию Вселенной. Через такие техники человек переживает бессознательную жизнь своего организма и излечивается от болезней. По Грофу, "для уразумения эмпирического мира в мышление индивида должны теперь включатся элементы наследственной, расовой и психогенетической памяти, сознательный разум молекулы ДНК (в которой хранится вся информация Вселенной) и метафизика генетического кода, динамика архетипических структур и факт перевоплощения по закону кармы" (4, с.67). Третьим основанием является аксиома, что человек "есть одновременно и материальный объект, т.е. биологическая машина и обширное поле сознания" (4, с.92) Четвертым, но не последним общим основанием оккультно-философской мифологии является признание как факта "Высшего Разума" Вселенной, находящегося в энергоинформационном обмене с космосом и Землей, надиктовывающего свои послания, в том числе и авторам данных книг.
           Пример, С. Грофа наиболее характерен как комплекс воспроизводства философско - практического мифосознания в обществе. Им основан в Москве Трансперсональный институт, практически обучающий психофизиологическим практикам, релевантным только что описанной мифопарадигме. Десятки тысяч в нашей стране занимаются магией и экстрасенсорикой и естественно необходимо "теоретически" обосновать данную область как приоритетную в развитии духовных сил и способностей человека. Многие ученые, увидев в этом явлении общественную потребность, стали раритетными исследователями в эзотерической сфере и многие даже не блиставшие в науке обрели здесь нечаянную славу. Рынок мистической литературы в России огромен и с каждым годом все расширяется его влияние на неустановившееся сознание молодежи.
           Так, академик Международной академии информатизации Каструбин Э.М., доктор медицинских наук написал свою книгу (5, с.14) на основании информации Высшего разума. Он создал медицинскую технологию ЦИНЕЙР, позволяющую с помощью нейроимпульсной активации мозга впадать в измененные состояния сознания и совершенствовать человеку свое существо в плане Высшего разума. Другой академик Международной академии информатизации Юрий Иванов создал теорию ритмодинамики, превосходящую теорию Эйнштейна, где доказывается существование инопланетян в параллельных нам мирах. Создание, так называемых, "спайдер-технологий" позволит общаться и уходить человеку в параллельные миры. "Но освоим мы такие переходы только тогда, когда научимся управлять частотным состоянием собственных "летательных аппаратов" на атомарном и ядерном уровнях".(6, с.23). Мне, как автору, такая "дематериализация" сознания, кажется чрезвычайно опасной. Не потеряем ли мы нечто, как и в случаях клонирования человека, то, что составляет уникальность его как целостного образа. Человеческая сущность, рожденная во всей совокупности условий этого мира, может вполне реально потерять себя при увлечении такими субъективными антимирами. Эта сверхфизика, должна, по мнению Иванова Ю., вытеснить устаревшие эйнштейновские представления о физическом мире из школы, так их и не понявшей. Еще один действительный член Международной академии информатизации, доктор химических наук, проректор Московской академии астрологов Ф.Величко создает вместе с учениками астромифологию, заменяющую мировоззренчески научные представления о космосе. "Именно мифология демонстрирует единство человечества как носителя Разума, Того Разума, который столь нужен нам сейчас, в трудные времена становления эры Водолея"(7, с.10). По сути, авторы многочисленной мифологической литературы отстаивают свое понимание духовной эволюции человека, отличное от научного и религиозного. Научное, основано на универсальном (рациональном) знании о человеке и мире, и универсальной деятельности в познании и развитии способностей. Религиозное понимание духовной жизни человека выводит его на общение с Богом, на служение человеку дарами милосердия, любви и смирения. Мифологическое же замкнуто на имманентных родовых силах человека, на самостоятельном развитии этих сил, и даже сверхспособностей человечества в отличие от умаления их надмирной, в смысле религии, Высшей Воли ведущей человека к спасению. То, что у этих трех типов мировоззрений разная духовная специфика продемонстрировано всей человеческой историей. Важно увидеть то, что современное духовное состояние общества скатывается на мифологический уровень этой специфики, пусть даже и с использованием средств "масс-медиа", компьютеров, психотехнологий и философских учений.
           Но, оккультно-философская мифология - это только верхняя часть айсберга мифологического сознания. Она важна тем сейчас, что, отличаясь наукообразием и интеллектуализмом в понимании устройства невидимого мира, о влиянии его на судьбы людей и духовной эволюции человека в плане сверхспособностей, она подменяет мировоззренчески рациональную парадигму развития общества, основанную на потенциале науки и традиционных ценностях в обществе.
           На сегодняшний день можно выделить такие важнейшие учения философской мифологии: интегральная иога Ауробиндо; учение Вивекананды; теософия Е.П. Блаватской; антропософия Р. Штейнера; агни-иога Е.И. Рерих; учение А. Бейли; масонское учение; каббала; "Роза мира" Д.Андреева и др.
           Сюда примыкает интуитивистское направление философии, отрицающее рациональный подход к вещам и ставящее отключение интеллекта в основу интуитивного понимания истин: дзен-буддизм; даосизм; учение Кришнамурти; учение Раджниша; учение К.Кастанеды и др. Для остальной, не философской, но мистически настроенной публики существует масса психофизиологических практик, напрямую открывающую мистический мир: различного вида иоги (хатха, карма, раджа, мантра и т. д.); трансцендентальная медитация; тантрические методы; методы "всемирного белого братства" О.Айванхова; метод Перепелицына; метод П.Иванова; ЛСД-терапия С.Грофа; ванна Лилли, цигун, восточные единоборства и т. д. Для оправдания нетрадиционной "лечебной" деятельности существует своя "философия", основанная на невидимых излучениях и "биополях": А Кашпировский, А.Чумак, Д. Давиташвили, В. М. Кандыба и т. д.
           Таким образом, видно, что в нашей стране имеет место всплеск невиданного интереса к мистицизму во всех его проявлениях. Причем, люди, поверившие в данные мифологические истины жизни, по логике этого мифа пытаются выстроить собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Предельным выражением этой тенденции являются секты. В рамках сектоведения их различают: 1) Деконструктивные религиозные организации (ДРО) сатанистской ориентации (церковь саентологии, черный ангел, всего более 15-ти); 2) ДРО эколого-оккультно-языческой ориентации (Белое братство, Белая экология, всего более 37); 3) ДРО восточной ориентации (Аум Синрике, бахаи, кришнаиты, всего более 22); 4) ДРО западной ориентации (богородичный центр, Свидетели Иеговы, всего более 11); 5) ДРО коммерческое (Гербалайф) (8, с.12). По данным этого справочника количество людей, участвующей в их деятельности приближается примерно к 5- 6-и миллионам.
           Особенностью сектантской мифологии является организация внутри групп контроля над сознанием, мышлением и поведением своих членов. Эта антисоциальная деятельность особо губительно сказывается на подрастающем поколении, что она достигла и школы видно из обращения научно-практической конференции "Религиозный тоталитаризм и молодежь" к ректорам вузов, директорам школ и иных учебных заведений", март 1996г. Из обращения: "обращаем ваше внимание на реальную угрозу, которая нависла сегодня над российскими учащимися со стороны нетрадиционных религиозных культов".
           Отмечено многими учеными, что в основе мифологической деятельности и интереса к мистическому лежит способность человека к "измененным состояниям сознания" - трансперсональным переживаниям, связанным с разного рода суггестивным влиянием на сознание. В этом смысле средства массовой информации подавая в определенной суггестивной форме информацию, приучают общественную психологию к мифологическому восприятию истин. В отличие от рациональных форм истины, мифологические не отрывают знания от чувства и потому в них можно так запросто поверить. Достаточно для этого немного помедитировать.
           XX век можно назвать и веком медитаций. Системный кризис мирового сообщества в духовной сфере вызвал определенный медитационный синдром. Не только отдельные люди ищут с помощью медитаций субъективные истины, но и в обществе мифологизируются общественные отношения, чтобы люди их воспринимали не рефлективно, а медитативно. Каждый наверняка встречался с такими формами аутогенного самовосприятия информации. Медитацию пропагандируют для увеличения и стабильности психологического ресурса человека, в лечебных целях, ну и конечно для самопознания человеком истины этой жизни. Зыбкость жизни пропадает, если помедитировать над Анахатой чакрой 30 минут и увидеть свою сущность в виде геометрической формы, с мифологическим персонажем внутри. Если эта субъективная мультимедийность является верхом человеческой духовности, то всеобщей истиной будет абсолютная медитация абсолютного мифа. Но, сформированная современной мифологией парадигма медитации является не только ложной культурной проекцией человеческой субъективности, размывающей ее объективное достоинство и связи с миром, но и как показывают и научные факты, ведет к деструктивному развитию психофизиологической конституции человека, подтверждая гибельность медитационного ухода человечества в астральные и любые другие параллельные миры.
           Так, академик С.В. Крапивин рассматривая "особые состояния сознания", возникающие от погружения в транс при помощи гипноза, медитации, наркопсихотерапии, лечебнего наркоза и других нейротехнологий, отмечает, что в них "наблюдается особый тип электроэнцефалограммы, которая характеризуется высокоамплитудной гиперритмичной активностью" (9, с..31). В отличие от нормальных трех типов функционирования мозга (бодрствование, медленноволнового сна и парадоксального) возникает синтетичный тип, нарушающий ритм деятельности мозга и создающий экстремальное состояние. Резко усиливается активность правого полушария, эпилептогенез, что приводит зачастую к тяжелым психическим и соматическим заболеваниям. В Московском центре реабилитации жертв сект сложилось даже название этой болезни, вызванной усиленной медитацией и интересом к мистическому: "оккультная болезнь". Она развивается по известному в психиатрии синдрому Кандинского-Клерамбо. От немотивированных к мотивированным страхам, появление голосов, попытки самоубийства. В гносеологическом плане у человека развивается солипсизм, синкретичное представление о истине, получаемое иногда и в видениях. Происходят личностные изменения - развивается самомнение, тщеславие, эгоизм и безразличие, цинизм и ощущение внутренней потерянности. Происходят и физиологические изменения, расстройства организма и искажение восприятия. Начинается утрата социальных контактов и связей, распад семей, снижение социального статуса личности. При медитации резко снижается лактат плазмы и падает мышечное напряжение, сильно повышается когерентность ЭЭГ. С усилением кровоснабжения мозга усиливаются межполушарные различия, правое полушарие преобладает над левым (10, с.16,128). А как известно мифологическое мышление основано по типу правополушарных процессах деятельности мозга (11, с.201-202). Опасность увлечением мифологическим развитием человека нам демонстрирует уже развитые формы религиозного сознания. Иудаизм, христианство и ислам выступают категорически против такого развития человека. Во Второзаконии (глава 18, ст.9-13) сказано: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим". Согласно правилам VI Вселенского собора, люди прибегающие к помощи к колдунам, подлежат шестилетней епитимии, недопущению к причастию. Даже однократная помощь волшебников приводит к оставлению человеком таинства крещения и духовному его оскудению. Такие жесткие запреты в иудаизме, христианстве и исламе далеко не случайны, ибо выработаны самой внутренней логикой служения Единому Богу. Такое же четкое отстаивание своей духовной специфики должно быть и у науки, если она хочет отграничиться от паранаучных и псевдодуховных форм сознания и идти к истине человеческого существования.
           Таким образом, анализируя мистико-мифологические формы сознания, мы приходим к выводу, что они являются превращенной и даже ложной формой духовного развития человека. Современный кризис духовности человека, кризис его субъективности как тотальной человечности, привел к превращенной форме сознания в виде мифологий, начинающих играть уже серьезную роль в жизнеориентирующих направлениях развития общества. Одна из присущих функций мифа - медитативная, начинает обуславливать межличностные отношения, и как проявление собственной природы мифа в явной форме приводит к некоему медитационному синдрому в обществе. Уход от таких аутопсихических суггестий в обществе возможен при таком понимании человеческих способностей, которые развивают сущностные силы в человеке - любовь, добро, стремление к истине, как действительные субъективно - объективные связи человека с миром, реализующие его свободу и субъективность в духовной форме социальных отношений. В человеке, несомненно, заложены величайшие возможности. Не все их реализовать и не все ими познать, а служить ими всем людям - вот наверное, - мера ответственности и мудрости человека.

           ЛИТЕРАТУРА

           1. Чаликова В.А. Предисловие// Утопия и утопическое мышление, М., Прогресс, 1991г.
           2. Frank P. Philosophy of Science: The Linr Between Science and Philosophi. Westport, Conn.:Greenwood Press. 1974.
           3. Гроф С., Целительные возможности необычных состояний сознания// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.М., Прогресс, 1990г.
           4. Гроф С. За пределами мозга, М., изд. Трансперсонального института, 1993г.
           5. Каструбин Э.М. Реальность и магия высшего разума, М., КСП, 1996г.
           6. Параллельные миры - реальность, интервью А.Губанова, Южный Урал, № 17-18, 24 января 1998г.
           7. Ф.Величко, Предисловие.\\ Семира и В.Веташ, "Астрология и мифология", Воронеж, НПО "МОДЭК", 1994г., 765с.
           8. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997г.
           9. Крапивин С.В. Нейрофизиологический аспект суггестивно-информационных систем.// Российский Медицинский журнал, №1,1995г.
           10. Берестов А. Число зверя. На пороге третьего тысячелетия, М., 1996г.
           11. Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия.// Бессознательное, изд. Сагуна, Новочеркасск, 1994г.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку