CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1998 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Проблемы культуры молодёжи,С.П. Иваненков
Проблемы культуры молодёжи,С.П. Иваненков

С.П. Иваненков,

кандидат философских наук

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

           Проблема измерения культуры человека всегда вызывает некоторое недоумение: как и чем можно измерить культуру человека? Но если от абстрактного человека перейти к исторически-конкретному обществу и конкретной социальной группе, то можно для определенного периода их развития, и даже для человека, установить некоторые показатели. Характеристики последних можно определить, начиная от формальных, на которые ориентированы данные официальной статистики, до содержательных, которые можно выявить посредством проведения социологических, культурологических и прочих исследований.
           Если касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры. Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей. А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования и т.д. со “взрослыми”, или принятыми в мировой культуре.
           Мы можем говорить об экономической культуре, о политической культуре и т.п., но как правило, когда речь заходит о культуре без дальнейших прилагательных, то подразумевается духовная культура и непосредственно связанная с ней проблема свободного времени или досуга. Это тем более относится к молодежи, поскольку полагается, что ее основное занятие - это разумное проведение и использование свободного времени, т.к. она не занята проблемами поиска пропитания и всего остального обеспечения жизни.
           В данной статье мы по-прежнему опираемся на результаты социологического исследования, проведенного группой “Credo” по заказу Комитета по делам молодежи Оренбургской области в рамках подготовки ежегодного доклада о положении молодежи.
           Рассмотрим данные нашего исследования, начиная с ранжирования традиционных форм искусства. (данные в процентах к общему количеству опрошенных 1110 чел., из них город - 704, село - 4О6).

           Таблица 1

  общая оценка город село
Кино 53,28 50,30 57,68
Современная эстрада 46,54 42,02 52,23
Литература 37,47 36,30 39,20
Фотография, киносъемка 18,69 17,77 20,04
Рок-музыка 15,36 15,06 15,81
Классическая музыка 14,65 16,27 12,25
Живопись 12,22 12,95 11,14
Театр 9,34 10,54 7,57
Декоративно-прикладное искусство 6,56 7,23 5,57
Балет 5,75 5,72 5,79
Архитектура 3,05 3,46 2,45
Ничего не интересует 2,34 2,86 1,56

 

           Поскольку по условиям опроса можно было выбрать не более трех позиций, то совпадение и явное лидерство трех первых видов искусства, несомненно, говорят об увлечениях, явно преобладающих в молодежной среде. В особых комментариях полученные данные не нуждаются. Так, очевидно, что кино, с учетом массива видео продукции, сегодня остается важнейшим из искусств. Но! Мы хорошо знаем, какого качества кино- и видеопродукция демонстрируется сейчас по всевозможным визуальным каналам. И не секрет, фильмы производства каких стран заполонили и кинотеатры, и видео, и телевидение. Радоваться здесь пока нечему. Пойдет ли эта молодежь в кинотеатры на вдруг изменившийся репертуар? Здесь можно либо догадываться, либо соотнести с какими-то прежними показателями. Мы обладаем некоторыми, сопоставимыми в целом и частично по городу, данными социологического исследования, проведенного в 1992г. по городу Оренбургу (опрошено 818 человек) . Приведем их в сравнении с 1997 г. (во втором и третьем столбце воспроизведена таблица 1):

           Таблица 2

  Оренбург 92 город 97 село 97
Кино 65,1 50,30 57,68
Современная эстрада 60,4 42,02 52,23
Литература 24,1 36,30 39,20
Фотография, киносъемка 18,1 17,77 20,04
Рок-музыка 19,4 15,06 15,81
Классическая музыка 7,9 16,27 12,25
Живопись 5,2 12,95 11,14
Театр 2,9 10,54 7,57
Декоративно-прикладное искусство 3,1 7,23 5,57
Балет 1,8 5,72 5,79
Архитектура 3,05 3,46 2,45
Ничего не интересует 2,1 2,86 1,56

 

           Как видно, даже в 1992 году, когда наш экран еще не был так забит иностранной кинопродукцией, но американские фильмы уже не были в диковинку, кино так же занимало лидирующие позиции. Интерес к нему сохранился и у современной молодежи, хотя относительный рейтинг его несколько понизился. Чем можно объяснить высокий уровень увлекающихся или предпочитающих кино? Конечно же, демократизмом и доступностью этого вида искусства. Кроме того, это и времяпровождение с друзьями и сверстниками, особенно когда пойти больше некуда. И сегодня, как и тогда, реальной альтернативы содержательному проведению досуга молодежи нет.
           Вместе с тем, сопоставление данных по г.Оренбургу в 1992 году и по группе городской молодежи городов Оренбургской области в 1997 году явно демонстрирует абсолютное и относительное увеличение не только увлекающихся кино, но и неувлекающихся современной эстрадой, интерес к которой в среде молодежи значительно упал. Точно так же снизился интерес к рок-музыке. Это показательно: современный отечественный рок потерял свою самобытность и все более скатывается к копированию западных образцов. Рок, несомненно, и в дальнейшем будет иметь своих поклонников, по-видимому, на уровне 10-12% . Поскольку, как поет Борис Гребенщиков: “Рок-н-ролл умер, а я еще - нет”.
           Но нас радуют цифры 1997 года в нижележащих строчках таблицы: начиная с классической музыки и заканчивая архитектурой наблюдается рост интереса к другим видам искусства, причем в 2 - 2,5 раза. Эта своеобразная диверсификация интересов молодежи в области культуры свидетельствует о том, что наша молодежь не вся ушла на дискотеки и перестала интересоваться всем, кроме рока или эстрады. При этом цифра тех, кто ничем не интересуется, осталась той же, практически неизменной - 2 с лишним процента. Это тоже нормально, и наверное, эта цифра тоже будет постоянно воспроизводиться.
           Важно понять, с какими процессами в обществе в целом, и в молодежной среде в частности, связан наблюдаемый явный сдвиг интересов современной молодежи в пользу увеличения разносторонности. Может быть, с большей доступностью лучших образцов мирового и отечественного искусства, ознакомление с которыми сегодня стали нормальной практикой для многих школьников и молодых людей, которые, несмотря на все финансовые трудности, умудряются посмотреть Россию и даже дальнее зарубежье ?
           Несомненно, постоянная и безвылазная жизнь в одном городе типа Оренбурга мало стимулирует развитие интереса к видам искусства, понимание которых требует, помимо всего прочего, и знания конкурирующих образцов из мировой сокровищницы. Тогда только возникает и представление, и понятие об определенном месте данного вида искусства. В прежние годы наша молодежь, несмотря на все лозунги, все-таки обладала меньшими возможностями для реального сравнения тогда “экзотических” видов искусств, а соответственно, и не понимала их значения. Так, сегодня строительство коттеджей не только демонстрирует социальное расслоение, но одновременно меняет наши, в том числе и молодежные, представления о значении архитектуры в жизни человека. Раньше однообразные панельные коробки были всеобщей перспективой, при запрещенном строительстве двух и более этажных частных домов. Одноэтажные дома-лачуги не могли сформировать устойчивого интереса к архитектуре. Теперь можно помечтать наяву, увидев особняк не только старых дворян, но и дворцы “новых русских”.
           Сегодня облик города в архитектурном плане реально изменился, и это скажется в дальнейшем на развитии интереса молодежи не только к архитектуре, но и к живописи. Уже сегодня многие молодые люди предпочитают иметь дома не ковры, а картины, пусть и своих, менее знаменитых, но художников. Интерес к декоративно-прикладному искусству, помимо прагматического интереса, может быть в известной степени объяснен и ростом у определенной части молодежи интереса к своим историческим традициям. Декоративно-прикладное искусство всегда несет на себе ярко выраженный национальный характер. Может, и через это нам удастся достучаться до патриотического сознания нашей молодежи, кто знает?
           Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство, которое нам надо учитывать. Мы видели, что в целом культурные запросы городской и сельской молодежи практически схожи. Т.е. поселенческий фактор не существенно влияет на ее предпочтения. Но посмотрим на эту же картину с точки зрения различия молодежи по полу - мужчины и женщины. Здесь нас ожидают большие открытия. В опросе принимали участие 42% мужчин и 58% женщин, и, казалось бы, в близкой к этим пропорциям должны распределиться и интересы к видам искусства. Однако это далеко не так. Для сравнения оставим в таблице данные средней общей оценки (частичное несовпадение баланса оценок связано с тем, что часть респондентов не указала пол, но для сохранения информации и учета ее при разработке по другим параметрам мы сохранили данные подобных анкет).

           Таблица 3

  общая оценка мужчины женщины
Кино 53,28 25,61 24,53
Современная эстрада 46,54 16,35 27,94
Литература 37,47 12,85 22,82
Фотография, киносъемка 18,69 7,73 9,79
Рок-музыка 15,36 9,70 4,58
Классическая музыка 14,65 6,47 7,64
Живопись 12,22 4,04 7,64
Театр 9,34 2,25 7,01
Декоративно-прикладное искусство 6,56 1,89 4,49
Балет 5,75 1,26 4,22
Архитектура 3,05 1,17 1,80
Ничего не интересует 2,34 1,53 0,36

 

 

           Из данных таблицы 3 хорошо видно, что те дифирамбы, которые мы спели молодежи по поводу роста ее интересов к различным видам искусства, в первую очередь должны быть посвящены женскому полу, а юноши-мужчины значительно уступают прекрасной половине человечества. Мужчин почти в два раза больше, чем женщин, привлекает рок, в то время как современная эстрада имеет больше поклонниц, чем поклонников, в полтора раза. Ну а нижняя часть таблицы, начиная с классической музыки и заканчивая отсутствием интереса к искусству в целом, говорит не в пользу сильной половины человечества.
           Конечно, полтора процента ничем не интересующихся мужчин это мало, но ведь это почти в пять раз больше, чем ничем не интересующихся женщин. К тому же эти полтора процента со временем имеют тенденцию возрастать, а это прямая дорога вначале к алкоголю и хулиганству, а в дальнейшем - и к криминальному образу жизни. Несомненно, не стоит идеализировать и женскую часть населения, там тоже хватает проблем и с алкоголем, и хулиганством. Но в целом мы можем констатировать, что ситуацию в духовной сфере держат в относительном благополучии все-таки женщины. Вывод, наверное, не нов, но для каждого поколения молодежи эта всеобщая закономерность приобретает конкретные количественные различия. Они-то и интересны нам, позволяя говорить об особенностях поколений - 60, 70, 80, 90-х годов.
           Таким образом, вопросы культуры так плотно взаимосвязаны с культурой отношений во всех сферах деятельности, что можно будет дальше затронуть культуру и межнациональных отношений, и семейно-брачных отношений и т.д. Но это предмет особого разговора. Пока же посмотрим пристальнее на явно возросший интерес к литературе, к книгам. Когда мы приводили данные о наличии домашних библиотек, то цифра могла показаться завышенной, но теперь, в сопоставлении с читающей публикой, можно сказать, что опять-таки не вся молодежь превратилась в “таблоидно-настроенных” недорослей. Интерес к книге сегодня повысился, но мы тоже не питаем иллюзий, в основном за счет чего. Но, тем не менее, любопытно взглянуть, кто конкретно читает и что именно предпочитает читать. Ответы на вопрос: как часто Вы читаете художественную литературу? Сначала для ориентации - сопоставление с исследованием по г.Оренбургу в 1992г. (данные в % к соответствующему числу опрошенных).

 

           Таблица 4

  Постоянно Часто Иногда
  97/92 97/92 97/92
Произведения исторического содержания 7,1 / 5,2 12,3 / 9,4 24,6 / 17,6
О животном мире и природе 3,5 / 3,4 9,8 / 8,9 22,9 / 23,9
Фантастика 6,4 / 11,5 13,7 / 21,3 18,5 / 22,8
Политика 3,4 / 2,6 5,6 / 3,7 11,5 / 6,6
Любовь 14,2 / 13,9 22,4 / 16,3 21,1 / 21,3
Путешествия 6,6 / 10,2 16,1 / 15,2 23,6 / 19,9
Приключения, детективы 15,2 / 17,1 22,6 / 19,9 20,4 / 19,7
Спорт 6,6 / 6,3 8,9 / 6,3 12,4 / 11,3
Ужасы 0,0 / 7,8 9,3 / 12,3 11,9 / 14,7
Эротика 5,0 / 10,0 8,0 / 8,4 16,1 / 13,4
Религиозная 1,4 / 2,4 4,4 / 3,1 10,4 / 7,9
Научная, специальная литература (по увлечению) 11,8 / 4,2 13,3 / 5,5 16,8 / 6,8

 

           Эти сопоставимые данные свидетельствуют о том, что в целом молодежь остается читающей аудиторией с разнообразными вкусами. Детальный анализ предпочтений еще ждет своего часа, мы же пока отметим только явные различия читающей аудитории.
           На наш взгляд, наблюдается только одно явное существенное различие - это объемы чтения специальной литературы, которые возросли в 2 - 2,3 раза по всем категориям читающей аудитории. Думаем, что это закономерный результат, отражающий бурный рост тяги молодежи к образованию и самообразованию, о котором мы далее будем говорить обязательно. По экспертному мнению, львиную долю специализированной литературы ныне составляют издания, связанные с компьютером и программным обеспечением, новыми информационными технологиями.
           Также относительно возросло потребление “ужасов” на душу населения, а наряду с этим заметно изменилась структура эротического чтения в пользу постоянно читающих. Однако если сложить всех постоянно читающих по всем жанрам, то окажется, что в 1997 году таковых - 78,2%, в то время как в 1992 году их было - 94,6%. Разумеется, это среди тех, кто вообще читает книги.
           Цифра последней строки особенно бросается в глаза, поскольку демонстрирует, что доля постоянно читающих профессиональную литературу возросла в 3,3 раза, и если в 1992 году доля таких читателей составляла одну двадцать вторую часть, то в 1997 - она составляет уже одну шестую. Это явно свидетельствует о растущей профессионализации среди молодежи. Молодые люди понимают, что образование и чтение специальной литературы сегодня - хоть какой-то залог на будущий успех и возможность трудоустройства. Иными словами, образование и самообразование во имя будущей профессии - вот лозунг сегодняшней молодежи. А чтение всяких “ужасов” и эротики - это приложение и отдых.
           Значительно упало потребление фантастической и возросло чтение исторической литературы. В этом мы также видим определенную прагматическую переориентацию читающей аудитории - от проблем фантастических к проблемам историческим. Это еще одна попытка или тенденция, свидетельствующая о том, что сегодняшняя молодежь ищет свое место в современном мире и его реалиях более активно, чем молодежь начала девяностых годов. Тогда мир еще не представлялся кардинально изменившимся, было ожидание каких-то перемен, но каких именно - сказать ник-то не мог, разве что фантасты. Но реальная жизнь оказалась иной, о чем речь пойдет позже.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку