CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДИЛЕММА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ,Л.С. Нурбосынова
Л.С. Нурбосынова ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДИЛЕММА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Л.С. Нурбосынова


кандидат философских наук


ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДИЛЕММА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ


Обретение независимости любой страны дает мощный импульс в развитии страны, становлении нации, самобытной культуры. В результате преобразований в общественной жизни человеку было необходимо вырабатывать новые формы адаптации – на базе переосмысления и переоценки. В условиях этой среды человек призван выработать смысл, отвечающий запросам развивающейся страны и закрепить способы самореализации.
Человечество сегодня заинтересовано сохранить человеческое в человеке, восстановить его высокое нравственное предназначение, которое возможно через обращение к великому опыту, нажитому людьми ушедших поколений. Сегодня необходимо практическое осмысление жизни, «действенным утверждением в ней смысла и уничтожением ее бессмыслия» (С.Л.Франк), что невозможно без крутого поворота в сознании, психологии народа достигнуть обновления общества. Решая задачи, поставленные временем, важно знать и быть уверенным, каково предназначение человека в этом мире, в чем смысл его жизни, какую роль в нем играют условия и человеческий фактор. В творчестве социальной философии основное место занимает человек и его определение места в мире, вернее, субъективно-человеческий фактор социально-исторического развития. Коренные социально-политические перемены, радикальные изменения в образе жизни людей, вызванные последствиями тоталитарного режима, подвели казахстанскую нацию к важнейшему историческому рубежу становления новой демократической цивилизации.
Потребность в обретении смысла заключается в поисках внутренней смыслосодержательной основы самобытности, потенций, отвечающих характеру и структуре не только сложившихся, но и становящихся отношений. Эти потенции в казахской культуре усматриваются, прежде всего, в “человеческом богатстве” и взаимоотношении с разными культурами: индоиранской, арабской, тюркской, монгольской, славянской цивилизациями, которые не развалили, а укрепили дух народа в ходе исторического развития. Накопленное культурное наследие оказывает громадное воздействие на функционирование общественного и индивидуального сознания в Казахстане. При этом, важное значение приобретают факторы, способствующие национальной консолидации. Объективные условия, включающие в себя все материальные и духовные достижения общества, на данном этапе его развития определяют направления развития чувств, мыслей и стремлений людей, т.е. то, что они должны знать, к чему должны стремиться.
Разрушение и упразднение старых форм и получение независимости показало, что обществу требуется новый смысл для восстановления способности к естественной жизнедеятельности. «Выработка иного смысла жизни» осознается как необходимость, где человеку предъявлены новые требования в связи с новыми задачами развития нашего общества. Выработка смысла жизни человеком предполагает личностное осознание своего места в изменившейся среде. Открылись широкие возможности для творческой самореализации человека, в обретении смысла жизни в связи с резким расширением степени свободы человека, которая должна принести обществу позитивные начала. Но практический опыт дает основания полагать, что большей частью общества свобода воспринимается не как ответственность за будущее, а как вседозволенность, влекущая за собой ряд негативных эффектов в отношении социума (преступность, насилие и пр.). Данное обстоятельство указывает на проблемность взаимосвязи «человека-общества», а значит, проблематичный характер будет приобретать самореализация. Традиционные способы самореализации не являются столь актуальными как вчера, т.е. деятели образования, науки испытывают кризис в новых условиях существования. Более востребованными оказываются специалисты, сведущие в области менеджмента и предпринимательства.
Проблемность самореализации в новой среде требуют от человека осознание и понимание себя, своего места в мире, нахождения достойных путей существования, т.е. человек призван произвести глубокие перемены в своем сознании, в его отношении и взаимодействии с новой общественной действительностью, быть более гибким и адекватно воспринимать окружающую его социальную действительность. Таким образом, человек должен выработать «иной смысл жизни», иную форму жизнедеятельности. Конечная цель человека заключается в успешном овладевании действительностью через обретение единства с обществом. Но каким образом достигнуть данное единство каждый человек рассматривает через призму своих ценностных установок и смыслоориентиров, которые порождают определенные формы самореализации, имеющие широкое распространение в наше время. Из наиболее часто встречающихся сегодня форм самореализации можно выделить следующие: профессиональная самореализация, путем создания семьи, путем материального и духовного обогащения, путем принадлежности к различным организациям, сектам и т.д. Человек должен всесторонне реализовать себя в мире, в различных сферах деятельности, не преступая грани, т.к. все, что сверх меры – есть зло (Абай). Молодое поколение в условиях рыночной экономики ищет легкие способы существования. Многие мечтают о «красивой жизни», при этом, не прилагая никаких усилий (физических, духовных и т.п.). Миф о достижении молодыми людьми «красивой жизни» породил доселе неизвестную нам нелегальную деятельность – работорговлю (траффинг).
Важнейшим условием сохранения стабильности и устойчивости общества является социальный генотип. Социальный генотип – совокупность жизненных смыслов, передаваемых от поколения к поколению, иначе говоря, это смысложизненные универсалии, имеющие непреходящий характер. В социальном генотипе того или иного общества сохраняется база данных, помогающая обществу выжить в критических обстоятельствах: ориентация на общечеловеческие ценности, самобытность, понятие смысла жизни, принцип гуманизма и т.д. Несмотря на все перипетии, происшедшие в истории Казахстана, казахский народ, “как трагический странник, кочевавший по степям и столетиям”, по словам М.Ауэзова, веками боролся за физическое и культурное выживание, национальное и человеческое достоинство, отстаивал свое право на самобытность. По сей день, в национальной среде сохранены обычаи и традиции, этические принципы. Не случайно, сегодня современное развитие мировой цивилизации, составной частью которой является Казахстан, сопровождается процессом обновления национальных особенностей культур. Сейчас, как никогда ранее, человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя. Ощутимые перемены, происшедшие и происходящие в жизни народов (наций), которые встали на путь независимого развития, сопровождаются пересмотром всех устоев жизни, натолкнувшись на ряд проблем в области экономики, политики и культуры. Но для этого, первоначально крайне важно уяснить, куда мы идем и, что не менее важно, куда можем прийти. “Независимость – это исходное измерение и переломный рубеж в истории общества и народа, в жизни отдельного человека, это новые возможности и новые требования, пробуждение в каждом из нас новых надежд” [1,с.92]. В нашей стране культурное наследие выступает как неотъемлемый элемент современной социальной действительности, требующей глубочайшего исследования. В культуре каждого общества и в мировой культуре вообще наследие живет вечной жизнью непреходящих ценностей, подкрепленное смыслом. Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, т.к. к нему относятся универсальные смыслы различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Смысл, зачастую получающий импульсы от духовности, как раз есть тот стержень, который позволяет народу выжить, отстоять свое право на существование. Мы встали на независимый путь развития и вошли в мировое сообщество лишь в конце XX века. Единственно верной позицией является желание и стремление быть в русле мирового бытия, акцентирующий внимание на нравственных ценностях, присущих данному обществу, его истории и культуре.
Национальная идея – это идея о смысле жизни, обеспечивающая безопасность и процветание, свободу и справедливость, единство поколений и солидарность народов. Смысл жизни каждого человека и общества в целом можно упрочить лишь на основе культурных взаимоотношений. Практика подтверждает, что чем более совершенствуются жизненные смыслы, тем успешнее решаются задачи социального развития. В таком случае, закономерным является формирование гражданского общества, где процесс созидания происходит преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, «их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность» [2,с.248]. Общество нуждается в идее гражданского согласия, крайне актуальной именно теперь, когда радикальные изменения в областях социальной, политической, национальной будут определяться формами экономических отношений. Соответственно последует потребность демократизации в духовной сфере, выраженная в свободе выбора, слова, печати, в плюрализме мнений как основное условие жизнедеятельности людей. Совершенно справедливы высказывания З.М.Какабадзе: «Люди таковы, какова общественная система, но, с другой стороны, общественная система такова, каковы люди. Общественная система основана на интересах и соответствующих требованиях людей: но общественная система, будучи установленной, предъявляет свои требования, и это влияет на людей, накладывает на них свой отпечаток» [3,с.227]. Человек и общество, взаимосвязь между ними достаточно сложна. Изменения в обществе, в первую очередь, отражаются на человеке как члене данного общества и непременно требуют от него изменений и перестраивания. Надо отметить, что с развитием общества меняются и ценности. Исходя из этого, перестраивание подразумевает перемену ценностей или перемену жизненной философии, а это, как показывает практика, довольно-таки трудный процесс. Имеющийся опыт показывает, что разрушение установившихся связей с обществом, привычных реалий жизни дискредитирует человека и приводит к осознанию бессмысленности жизни.
В целом, для казахской культуры основным причинным механизмом проявления свободы духа и воли являлась фундаментальная идея смысла бытия, природа которой заключалась в отражении реальной действительности, принципов существования социальной организации, родовых особенностей человека, точнее, его неуемную жажду жить, т.е. реализовываться, определяться в процессе познания объективного мира.
По мнению западных и ведущих социологов и политологов СНГ, демократический путь развития общества весьма сложен для тех стран, которые перенесли господство тоталитарной системы и находятся на данный момент в состоянии «номенклатурной демократии». Нельзя построить гражданское общество без распространения демократических смыслоносителей: доверие, вера, совесть, патриотизм, чувство собственного достоинства и т.д. Без гражданского и поистине демократического мира общество не сможет решить насущные смысложизненные задачи. Общество должно отвечать потребностям человека, ибо сущность человека никогда не бывает окончательно установленной и законченной, находясь в развитии и становлении. Человек призван бороться за создание таких условий жизни, которые позволили бы ему творчески трудиться, всесторонне развивать свои способности и активно участвовать в достижении гуманистических идеалов человечества. Поэтому «утверждение независимости страны не ограничивается сферой политики и экономики. Это должно закрепляться на уровне сознания и чувств. Лишь тогда, когда независимость завоюет наши сердца, станет для каждого из нас кровным делом и смыслом жизни, она будет реальностью» [4].
В настоящее время ситуация в стране резко обострилась наличием таких остро стоящих проблем как алкоголизм, наркомания, преступность. Это люди, которые неверно осознают смысл жизни, а то и вовсе не знают, для чего живут, мало чего достигают в жизни. Люди, не имеющие смысла жизни, зачастую несчастны и социально опасны, как правило, быстро деградируют. Эти негативные явления - показатели низкого самоорганизационного потенциала общества. Основными характерными чертами данного показателя являются плохая ориентация в новой социальной среде, включенность человека в деградирующие структуры (преступность, анархия, коррупция и пр.), в конце концов потеря смысла жизни и одиночество. В современном обществе все большую актуальность приобретают чувства ненужности, осознание своей никчемности. И если СПИД называют чумой ХХ века, то не является ли более пагубной и остро стоящей перед нашим обществом проблема суицида. В основном причиной данной проблемы является утрата смысла жизни, ненахождение своего места в мире. Корни данной проблемы находятся во внешнем мире и несоответствии индивидуальных потребностей, запросов индивида, что в свою очередь приводит к затрудненности реализации человека как необходимом условии дальнейшего существования. Причины обусловлены следующими показателями: разрушение устоявшейся системы социальной деятельности, где старые формы самореализации не действуют; низкий уровень социально-экономического положения дает выход таким проблемам, как бедность (алкоголь, наркомания), как следствие уход от реальной жизни в ирреальный мир; духовное одиночество, влекущее за собой непонимание, отторженность от мира, общества, вплоть до неудовлетворения самим собой. На современном уровне развития огромное значение приобретает коэволюционный тип смысложизненных ориентаций, который способствует расширению сознания и самосознания, укрепляет взаимосвязь человека с миром, с обществом, с самим собой.
Для того, чтобы уровень общественного сознания поднять на высокий уровень, нужна четкая идеология, в целом, человечеству необходимы мощные объединяющие цели и каждому народу в частности. Но каждый человек и общество в целом проникается чувством доверия, что условия существования станут лучше в рамках демократического пути развития. Для осуществления и разрешения данной проблемы, мы должны находить решение универсального смысла, непосредственно имеющего отражение в защите прав человека.
Восстановление целостности исторического сознания, понимание смыслов прошлого является условием надежности новых смыслов как энергии духовного движения общества. И, во-вторых, обретение этих новых смыслов – разработка духовного поля новых идей, целей и ценностей.
На протяжении всей истории каждое общество сталкивается с основополагающей экономической проблемой: что и для кого производить в мире ограниченных ресурсов. Нужно отметить, что, как и у любого явления, у рыночной экономики есть свои позитивные и негативные моменты. К позитивным моментам относятся: современное частное предпринимательство и предпринимательский дух, вкупе с политической демократией, предлагают самые лучшие перспективы для сохранения свободы и самые широкие возможности для экономического роста и нахождения истинного смысла жизни в различных сферах. К негативным относится то, что рыночная экономика не свободна от несправедливостей и злоупотреблений, порой достаточно серьезных. Не секрет, что рынок требует сегодня узкого специалиста, частичного человека, но не каждый может адаптироваться к рыночным условиям жизнедеятельности, в крайнем случае, пополняет ряды нищих, безработных, бомжей, беспризорников, среди которых и речи не может быть об обретении высшего смысла жизни. Сегодня «...экономическая нестабильность в разряд престижных вывела материальные ценности: престижная работа, высокая заработная плата, большие деньги, ...а ценности духовного порядка (образованность, честность, независимость) оказались намного отодвинутыми на второй план» [5], что непосредственно взаимосвязано с особенностями рыночных отношений. Основными понятиями рынка являются: деньги, цена, товар, потребительская стоимость, жесткая конкуренция и т.д., где культура, свобода человека отодвигается на задний план. Все же «нравственный стержень внутри нас» способен пробудить в человеке его лучшие начала. Американский политолог Фр.Фукуяма писал: «Ни одна из современных теорий экономического развития не принимает сознание и культуру всерьез, не видит, что это, в сущности, материнское лоно экономики» [6]. Голые экономические категории не только никогда не станут ответом на вопрос о том, зачем приходит человек в мир и в чем смысл его жизни, но даже не обеспечат экономического роста. По мнению А.Х.Касымжанова, «нынешнему Казахстану просто «вписаться» в современный мир на основе симбиоза «идеологии чистого листа» и «подземной кладовой» не удастся. Именно в ценностях, в смысло- и жизнеориентирах, в образе мысли надо «вернуться назад», оглядеться и затем постепенными шагами выправлять то, что еще можно выправить, и двигаться по руслу идеологии общенационального интереса, которая может быть идеологией государства, нераздельного со своим народом» [7]. Данное высказывание подтверждает факт того, что каждому народу должна быть присуща национальная идея, придающая осмысленность бытию, в котором живет человек, с целью подвергнуть в тот или иной период собственную жизнь критической самооценке.
Национальная идеология представляет собой систему идей, а также ценностей, отражающих особенности политического режима и специфику смысложизненных вопросов. Национальная идея является составляющей национальной идеологии, она вытекает из исторического прошлого и специфических особенностей развития страны, определяет ее место в составе мирового сообщества. Предтечей национальной идеологии будет являться создание национальной идеи, призванной укреплять нацию и стабилизировать общество. Народ, нацию, смысл жизни составляют обязательные части – вечные ценности, переходящие из поколения в поколение. Нельзя не вспомнить «четырех матерей» М.Шаханова: Земля, язык, обычаи и история, без которых «перекати поле – твоя голова». Мировой опыт показывает, что процесс слияния наций противопоказан человеческой сущности, т.к. «подлинное и совершенное бытие человечества заключается не в безразличном единообразии, а в единстве различных, индивидуально-своеобразных наций» [3,с.308].
В настоящий период для Казахстана национальными смысложизненными приоритетами являются: сохранение суверенитета, территориальной целостности республики, ее духовного и культурного наследия; защита прав человека, безопасности, свободы и обеспечение достойного уровня жизни; формирование у народа системы реальных духовных, культурных ценностей, основанной на истории, традициях.
С.Н.Акатай «К истории казахской идеи» отмечает, что «казахская идея – публичная, социально-политическая целостная категория, отражающая естественно-историческую тягу этнически близких людей, призывающих на общем языке к совместной коллективной жизни, коллективной борьбе, коллективному политическому и культурному сотворчеству, коллективной защите своей территории. Она есть основа казахстанского патриотизма» [8]. Национальная идея сегодня зиждется на духовных основах общества, возвышая те духовные ценности, которые объединяют людей. Основополагающими национальной идеи являются демократия, равенство, политическая стабильность, безопасность, экономический рост, приоритет общечеловеческих ценностей.
Построение демократического общества и принципы ее развития, находятся в состоянии переосмысления, т.к. «жизнь и развитие общества полны противоречий и только строгий и точный учет, анализ законов объективного развития позволит строить политику на подлинно научных основах. Для этого философия служит средством, орудием поисков новых вопросов, новых ситуаций, вследствие чего она сама претерпевает развитие, уточнение, конкретизацию» [9]. При любом общественном устройстве жизненные смыслы направлены на достижение такой деятельности, которая в своем единстве будет достигать личного счастья и общественного блага. Свобода личности, справедливость, права личности – эти понятия вошли в обиход. В настоящее время множество факторов указывает на падение нравственности среди молодого поколения, т.к. рыночные институты минимизируют требования к «человеческому капиталу», сокращая потребности общества в братской любви, патриотизме, справедливости, милосердии и т.д.
Наш век отличается чрезвычайной пестротой, какой не наблюдалось ни в одну эпоху, относительно вопроса о происхождении и сущности человека. Актуальна по данной проблеме эпическая поэма М. Шаханова «Заблуждение цивилизации», в которой затрагивается нынешнее состояние общества, а именно «…где мы, что с нами, носителями нравственного наследства рода людского, что мы топчемся и что мы давимся гудящей базарной толпой на пороге веков? Кто мы сегодня перед лицом всемогущего фактора рыночной экономики, ставшей для нас и богом, и дьяволом, и судьей, и надзирателем, и царем, и палачем?..» [10].
Так или иначе, мы знаем, что страна может считаться состоятельной, прежде всего, уровнем своей культуры, национальным самосознанием. Испокон веков душа казаха любила степной простор, вольную жизнь. Больше смерти он боялся тюрьмы, всякой неволи. Абай хорошо понимал, что единственное спасение казахов, лишившихся земли, самостоятельности, свободы, в сбережении своего духовного мира, самосознания, человеческого достоинства и чести. Лишь в таком случае можно сохранить свой национальный менталитет. Сложность ситуации состоит в том, что зачастую, во многих социальных структурах, свобода - это исходное, атрибутивное, сущностное для человека - отнимается у него, что приводит к превращению борьбы за возвращение отнятого в самостоятельный смысл. Тогда смыслом бытия становится именно стремление к свободе как необходимому для раскрытия себя состоянию. Это наблюдается на протяжении исторического развития Казахстана.
Казахстан как поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, отражающими непреходящий смысл, продвигается к построению истинной демократии на основе политических и гражданских прав и равенство всех этнических групп.
Широта связей человека с внешним миром, с другими увеличивает полноту бытия. В задачи нашего государства входит первостепенное значение демократизации и гуманитаризации воспитания и образования, которые играют большую роль в становлении, формировании и развитии индивида. В практическом аспекте «на долю» смысла жизни как проблемы в условиях демократического государства лежит ответственность в реализации прогресса как объективного мира, так и личности. Только в этом случае он вызывает действительное возвышение жизни индивида и, следовательно, обогащает жизнь мира. Поэтому сегодня в решении этой проблемы мы видим актуальность, исходя из тезиса: «Центр (смысл жизни) воздействует на периферии (социальные институты)», т.е. центр как идеологическая основа взаимодействует и взаимодополняет такие сферы, как политический, экономический, духовный, которые в свою очередь конкретизируют смысл жизни и ставят в определенные условия развития.
В качестве перспективы дальнейшего развития выдвигается идея евразийства, которая предлагает поиск новой формы интеграции как стремление к более нормальному удовлетворению возрастающей потребности населения к объединению и согласию. Казахстан XXI века, находясь в самом сердце Евразии, а также во взаимоотношениях с другими странами и религиозными конфессиями и национальностями внутри страны, предлагает основной смысл бытия человека и общества – евразийство, для которого характерен антропоцентризм. Единая мировая духовная культура необходима для прогрессивного развития личности и общества, как наиболее эффективный путь разрешения противоречий в современном мире.
Народы Великой степи сыграли не меньшую роль в культуре и истории человечества. И только с обретением независимости народ Казахстана получил возможность обрести смысл, который появляется на высоком уровне духовности, издревле ведущей нацию к процветанию. Принцип бытия в демократическом обществе – это принцип справедливости, а основное право личности – право на счастье. Шакарим дает напутствие казахскому народу:
«Казахи, мой народ,
Идите за людьми, узревшими восход
Пусть совесть прояснит твой разум, мой народ,
И светлое пускай над темным верх возьмет».
(«Взошла заря свободы»).
Проблема человека и общества, ее разрешение зависит от согласованности и сбалансированности векторов экономического, политического и социального развития, в связи с чем мы обозначаем ряд тенденций: в политической сфере – «объективное раскрытие исторической обстановки» (Касабек А.); экономика есть средство для достижения смысла; смысл жизни как отражение духовной сферы общественной жизни, где человек совершенствуясь, совершенствует мир (Г.Фихте).
В конце концов, важно сознавать, что на любом этапе исторического развития существуют проблемы, связанные с жизнью человека, ее смыслом, которые никогда не могут быть решены целиком и навсегда. Эти проблемы должны изучаться на практике, в каждом случае отдельно, принимая во внимание воздействующие на них исторические и социально-экономические силы. И именно сегодня открытая демократическая политическая система – система, способствующая борьбе мнений и свободному, открытому обсуждению насущных вопросов, – может оказаться наиболее эффективной для наилучшего разрешения вопроса о смысле жизни.
Духовная сфера, обеспечивающая социальный прогресс, осуществляется через образование, которое лежит в основе мировоззрения, мировосприятия, миропонимания человека. Образование играет важную роль в развитии и становлении нашего общества, призванного утвердить гуманизм, чувство национальной гордости, этнокультурной самобытности. В наше время гуманизм должен стать фундаментальным основанием, доминирующим принципом мировоззрения и методологии, на котором будет выстраиваться понимание целей и задач человеческой общественной жизни. Ныне именно это общество со своими планами развития способно удовлетворить потребности человека. В условиях либерализации нашего общества утверждение широкого спектра прав личности расширяет возможности более полной реализации каждым человеком собственной природности, творения своей социальной и биологической жизни. Человек должен определить свое отношение к понятию смысла жизни, смерти, к социальному целому, к человечеству, но «свободное и ответственное определение возможно лишь на основе достаточной информированности о достижениях современной науки, о ценностных ориентациях разных социальных групп, о материальных возможностях обеспечения жизненной стратегии» [11,с.138], что предопределяет основные парадигмы XXI века – «Гуманизм», «Гуманитаризация» и «Информатизация».
Человек и общество никогда не будут самодостаточны, а если и будут, на какой-то определенный отрезок времени. Потому что человек всегда будет искать самые наилучшие способы выживания, находить оптимальные смыслы, в соответствии с чем, человек будет изменять свою жизнь и окружающую его действительность. Примером тому является смена ОЭФ как факт генезиса понятия смысла жизни, переход его на более высокий уровень. Человеческая история познала множество общественных устройств, начиная с традиционного общества, где была ярко выражена взаимосвязь человека с природой, вплоть до гражданского общества, для которого характерно возвышение человека над природой.
Человек, его мысли всегда обращены в будущее, поэтому он должен знать, насколько выбранное им курс будет соответствовать реальным запросам общественного развития. Недаром многие философы древности и недавнего прошлого обращали свои взгляды в будущее, проектировали и предлагали идеальную модель общественного устройства, где жизнь человека будет самодостаточна, а общество будет отвечать реальным потребностям его развития. Нельзя не вспомнить знаменитых социальных философов: Аль-Фараби «Добродетельный Град», Мор Т. «Утопия», Кампанелла Т. «Город Солнца», Асан Кайгы «Благодатная земля» и другие. Как никогда справедливы высказывания Шакарима, что «мир не ад, а наоборот, является раем. А этот рай превращают в ад насилие людей над людьми, насилие господствующих классов, их эгоизм, волчьи нравы. Если бы люди не преследовали и не вредили друг другу, а жили б в братском единстве и бескорыстно использовали бы своим честным трудом природные богатства, то, безусловно, мир превратился бы в рай»[12,с.180], – вот зачатки проектирования идеальной модели общества, к которому бы следовало стремиться и какие отношения следовало бы устанавливать между людьми. Сегодня есть все основания полагать, что высшего смысла жизни люди могут достичь в обществе, построенном на принципах гуманизма – в гуманистическом обществе.
Гуманистическое общество – это такое общество, основными приоритетами которого будет являться создание условий для полноценного существования человека, реализации заложенных в нем способностей и потенций, достижения человеком избранных им жизненных смыслов. Жители данного общества будут стремиться, по аль-Фараби, укреплять ту часть души, которая по природе предрасположена к счастью, превращает ее в актуальную и совершенную. Важными элементами устойчивости общества является духовность, взаимопонимание, самосознание, общественное согласие, толерантность, а самое главное, установление и утверждение таких социоприродных связей, которые бы сохранили бытие природы как одно из фундаментальных условий существования человека.

Литература:
1.Молдабеков Ж.Ж. Государственность Казахстана: эволюция становления. - Алматы: Áiëiì,2001. – 160с.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.:Аспект Пресс,1995.-320с.
3.Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия.- Тбилиси: Мецниереба,1985. – 309с.
4.Рыскалиев Т.Х. Духовные компоненты утверждения независимости //Саясат. – 2001. - №7-8. – С.27.
5.Омирсеитова А.К. Ценностные ориентации казахстанцев //Саясат. – 2001. - №1. – С.17.
6.Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. – 1990. - №3. – С.138.
7.Касымжанов А.Х. Самоопределение и духовное наследие //Саясат. – 1999. - №3. – С.89.
8.Акатай С.Н. К истории казахской идеи (историко-политические предпосылки независимости) //Саясат. – 2001. - №3. – С.13.
9.Касабеков А.К. Социальная обусловленность познания. Х1Х Всемирный философский конгресс. /Москва,1993/. Доклады казахстанской делегации.- Алматы: Галым,1993.С.45-46.
10. Айтматов Ч. Кодекс и безграничное поле шахановской поэзии. /Вступ. ст./. // В кн.: Шаханов М. Заблуждение цивилизации /сага о нравах эпохи/.- Алматы,1999.
11. Природа и дух: мир философских проблем. /Под общ. ред. В.Л.Обухова/. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. агр. университет,1995. – 209с.
12. Мухамедханов К. Из мрака забвения //Простор. – 1988. - №7.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку