CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография
 

Критика и библиография

От философии к философии науки

Красиков В.И. Философия и философия науки. Учебное пособие. Рекомендовано Си-бирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального обра-зования для использования в качестве  учебного пособия по дисциплине "История и фило-софия науки" для аспирантов и соискателей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 348 с.

Научное познание и философское его постижение издревле шли руку об руку. Имев-шие место недоразумения в их отношениях в XIX – XX вв., порождаемые взаимными ам-бициями "аксакальской власти" со стороны философии и "империалистскими притяза-ниями" классического рационализма науки, в целом преодолены.  Наступает эра интегра-ции и сопряжения сил. Наиболее перспективное  поле сотрудничества: методология и космология (онтология). Именно на нем наука может использовать плоды позитивной фи-лософской работы, и философия вправе ожидать дивидендов открытия новых бытийных пластов и аспектов в "старой доброй вселенной".
 Представляется, что введение нового кандидатского экзамена по дисциплине "Исто-рия и философия науки" следует расценивать как одно из проявлений процесса межнауч-ного взаимодействия и "притирки". Вряд ли здесь подходит однозначная оценка, позитив-ная либо негативная: как всякий компромисс, он выражает сегодняшнее соотношение, ба-ланс сил, имеет свои приобретения и потери. Очевидно, однако, что это новый этап взаи-моотношений философии и науки, и задача философов заключается в том, чтобы попы-таться предложить нечто полезное и заслуживающее внимания. Рецензируемую работу и следует рассматривать в качестве одного из шагов в этом направлении.
Сопряжение лекций по философии и философии науки представляется оправданным и полезным, учитывая ряд обстоятельств. В настоящее время студенты изучают философию на начальных курсах, как правило, на первом. Это вызывает постоянные нарекания со стороны преподавателей философии, которые справедливо указывают на неподготовлен-ность и незрелость мышления молодых людей этого возраста. Восприятие философии на старших курсах выгодно отлично. Вместе с тем в настоящее время вряд ли возможно осуществить сдвиг изучения философии на старшие курсы. Тому препятствуют следую-щие факторы.
Во-первых, прагматизация учебного процесса. Она связана как с общей "технизацией" современной жизни, когда от молодых людей для успеха в этой жизни требуется прежде всего конкретная профессиональная подготовка, так и с возрастанием объема информации в конкретных дисциплинах, который необходимо освоить. Люди, отвечающие за подго-товку специалистов, резонно полагают, что основной критерий качества их работы – то-варность, конкурентоспособность выпускника. Также это повышение его личных жизнен-ных шансов выжить и преуспеть в современном рыночном обществе. Потому философия вместе с другими гуманитарными науками "сбрасывается" на первые курсы, а ее часовая сетка напоминает "шагреневую кожу".
Во-вторых, это включение России в общее образовательное пространство Европы (Бо-лонский процесс). Известно, что во многих западных странах философия является элемен-том, скорее, довузовского образования. Общее позитивистское основание образования, сложившееся в середине прошлого века, отводит классической философии роль совре-менных мифов. Они, может быть, полезны и поучительны, но, скорее, для детей, чем для взрослых, озабоченных жизнью людей.
В-третьих, сама философия в России переживает шок от столкновения с тем типом со-циальной реальности, в которой взяли верх исключительно рационалистические и прагма-тистские формы организации жизни. Отечественная философия слишком долго пребывала в тепличном, привилегированно-идеологическом состоянии, была изолирована как от но-ваций в развитии мировой мысли, так и от реалий жесткой рыночной борьбы за место под солнцем. На Западе философия пережила подобные испытания в первой половине  XX в., и она выжила, существенно изменившись.
Курсы философии, читаемые на младших курсах, не могут не быть упрощенными и схематизированными под возрастной формат мышления младшекурсников. Однако про-ходит несколько лет и перед нами уже существенно иная кондиция мышления того же са-мого молодого человека. Психологические, ментальные изменения в этом возрасте стре-мительны и сравнимы разве что с аналогичными эволюциями детского возраста.
Вступительный экзамен по философии в аспирантуру представляется в этой связи вполне оправданным. Работа с аспирантами и соискателями убеждает в справедливости высказанных выше соображений. Будущим исследователям нужен курс философии, кото-рый бы не дублировал их ранние философские опыты, акцентировал моменты общей кон-цептуальности и методологии.
В наши дни не существует, казалось бы, недостатка в учебниках по философии. Од-нако проблема в том, что их многоголосие создает такую же ситуацию и в головах студен-тов. Тем более, что введение нового учебного курса "история и философия науки" для сдающих кандидатский экзамен, наряду с существованием вступительного экзамена в ас-пирантуру по философии, ставит вопрос об их взаимосвязи. Учебное пособие профессора Красикова В.И. представляет собой авторское изложение курса философии и нового курса "история и философия науки", объединенное в одной книге. Оно предназначено как для поступающих в аспирантуру, сдающих экзамен по философии, так и для аспирантов и со-искателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки. Это обстоятельство обуславливает специфику рецензируемого учебного пособия. Оно ориентировано на людей, которые изучали философию ранее и нуждаются в кратком, об-зорном изложении курса философии в целом. Также учебное пособие содержит и основ-ные темы, необходимые для подготовки к разделу "Общие проблемы философии науки" и соответствующие Госстандарту. Такой замысел и построение пособия определят его вос-требованность для широкого круга студентов старших курсов, ориентированных на маги-стратуру и аспирантуру.
В собственно "философской" части представлено конспективное изложение, как ис-тории философии, так и систематической философии. Следование традиционной схеме членения философского знания не сковывает авторскую инициативу в выдвижении ори-гинальных идей относительно типизаций учений о бытии и познании. В пособии присут-ствуют также интересная антропологическая концепция и раздел, посвященный раскры-тию экзистенциальных проблем.  Следует отметить большую емкость и смысловую плот-ность текста, которые позволили представить в относительно небольшом объеме практи-чески большинство философских вопросов.  Работу отличает сочетание научно-философского и живого языка, что может обеспечить успех в реализации образователь-ных задач.
Вторая часть пособия освещает основные темы общего раздела курса "история и фи-лософия науки", а также содержит изложение философских проблем космологии и биоло-гии. Материалы пособия основаны на концептуализации ключевых произведений совре-менной философии науки и дополнены авторскими идеями. Вызывает одобрение и несо-мненная работа над ясностью и простотой выражения ключевых понятий и текста в це-лом. Обращает на себя внимание информативная насыщенность пособия, привлечение философского материала  самых последних разработок западной и отечественной мысли.
Вместе с тем, в порядке научной дискуссии, выразим некоторые сомнения.  Основ-ная идея автора о философии как концептуальной рефлексии дискуссионная, т.к. явно смещает приоритеты в сторону субъективации философии. Несколько уходит в тень объ-ективное содержание философского знания. Также хотелось бы видеть более представи-тельным раздел, посвященный философским проблемам других естественных наук, кроме космологии и биологии. Однако эти отмеченные дискуссионные моменты относимы ско-рее к возможным вариантам организации текста и не ставят под сомнение его добротность и глубину.
Как известно, в большинстве случаев научные споры идут, вокруг того, "как можно сделать лучше". Но процесс совершенствования бесконечен и непрерывен. Перед нами же – завершенная и цельная работа со своей внутренней логикой и оригинальными идеями.
Пособие нужное и своевременное.

Иваненков С.П.
доктор философских наук

 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку