CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
ОРЕНБУРГСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 30 ЛЕТ

ОРЕНБУРГСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 30 ЛЕТ

Определенное внимание научной общественности, работающей в сфере образования, смогла привлечь прошедшая 23-24 января 2001г. международная научно-практическая конференция “Учебная, научно-производственная и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях”, посвященная 30-летию Оренбургского государственного университета. В конференции приняли участие представители российских и зарубежных научно-образовательных структур.

Были предприняты попытки осмысления социальной роли образования и образовательных институтов, структур, уяснения особенностей современных условий реализации этой роли в России и в российских регионах. Анализировались историко-культурные аспекты высшего образования, инновационные формы и методы в образовании, роль и место в образовании новых информационных технологий, а также те социально-психологические проблемы, которые возникают в жизнедеятельности различных субъектов - участников образовательных процессов.

Представитель Всемирного Технологического Университета, один из департаментов которого функционирует в ОГУ, В.В.Быстров, сообщив о награждении ректора ОГУ В.А.Бондаренко почетным званием и памятной медалью ЮНЕСКО, в своем выступлении подчеркнул следующее. Развитость стран и экономик и человеческий, кадровый потенциал в них взаимообуславливают друг друга. Невозможность бесконфликтного разрешения только в сфере собственно экономико-политических интересов проблемы существующего разрыва в уровне развития, качества жизни между странами и отдельными людьми, особенно в условиях затрудненности взаимодействия, неотлаженности его форм, приводит к необходимости глобальных образовательных проектов ( таких как ИНТЕРНЕТ, ВТУ и др.), к необходимости участия в целостном образовательном пространстве, к универсализации и взаимодействию, в первую очередь, в образовательной сфере.

Сотрудничающий с Оренбургским университетом В.Дитман, исполнительный директор Центра развивающих программ ( Ланкастер, США ) напомнил, что во всем мире попытки изменений оказываются действительно успешными тогда, когда связываются с долгосрочными целями и когда есть механизм прояснения этих целей, а с другой стороны, когда эти попытки опираются на всю целостность и на основания определенных культур, а также на их диалог , на взаимодействие культур при попытках проводить эти изменения. Это должно находить отражение как в методах социокультурного проектирования образовательной деятельности, так и внутри самой этой деятельности, в развивающих образовательных методиках.

В.Скоган ( Дания ), представляющий один из сотрудничающих с ОГУ европейских центров высшего образования, говорил о необходимости при разработке и реализации любого содержания конкретной образовательной политики согласования ее базовых оснований. Должны быть согласованы: интересы общества как определенного типа культуры, как определенного отношения на основе некоторых ценностей к возможным здесь способам и формам жизнедеятельности - с одной стороны, и общества как находящихся в определенном состоянии конкретного способа производства, типа экономики, состояния рынка - с другой; должны быть учтены интересы членов общества как реализующих определенный тип культуры на основе определенного способа и уровня социализации. Поэтому участники образовательного процесса должны в своих образовательных программах опираться не только и не столько на свои имеющиеся возможности и амбиции, сколько стремиться просоответствовать реалиям кадровой политики. Иначе слои “теоретической” подготовки и реально проявляющихся навыков и проблем начинают расходиться, что порождает дисбалансы в кадровом обеспечении - недостаток подготовленных специалистов одного “качества”, избыток специалистов другого “качества”, вынуждаемых к использованию не по назначению, невозможность согласования представлений, действий разных специалистов при управлении. В конечном итоге, все это создает невозможность интенсивного использования ресурсов, что усугубляет, в свою очередь, положение системы образования и предъявляет к ней дополнительные требования готовить специалистов, способных к согласованию теоретических и практических слоев, к проектно-управленческой работе.

Продолжая эту тему, профессор ОГУ, д.э.н. М.Г.Лапаева указала на необходимость учета и согласования в образовательной политике и в содержании образования таких тенденций как глобализация, универсализация и, напротив, дифференциация, специализация. Это требует, с одной стороны, фундаментализации образования, и ориентации на проблемный подход с учетом специфики отраслей и рынков, с другой. В разработке и реализации политических решений в стране и в регионе также важно при решении конкретных проблем использование методологии развитых наук и глубоких теоретических моделей, которое возможно только при понимании властью роли научно-образовательных структур, при предусмотрении властью в своей политики этой роли и при создании условий для ее реализации.

В докладах, представленных от имени руководства ОГУ, отмечалось, что становление в стране нового социально-экономического уклада и государственно-политических реалий требует проведения радикальных преобразований в структуре, содержании, в экономике образования и в методах управления. Отчетливо просматриваются тенденции “университизации” образования, с опорой на многопрофильные классические университеты, являющиеся ведущими научными и методическими центрами, выполняющие в региональных процессах экспертные ( а также сертификационные ) и коммуникационные функции.

И руководство ОГУ, и представители государственных, муниципальных структур указывали на важность ( как со стороны сохранения целостности гражданского общества, социальной безопасности, так и со стороны согласованного и взаимообогащающего развития учреждений образования различного уровня ) создания региональных университетских комплексов, включающих в себя, кроме собственно университетов, учреждения общего и специального среднего образования, дополнительного образования и др., обеспечивающих интегрированность и непрерывность образования. Конечно, такая работа, как отмечалось в докладах ( проректора ОГУ В.П.Ковалевский, А.В.Кирьякова и др. выступавшие ), требует выделения и отработки отдельных проблем и направлений в специальных проектах, которые, становясь федеральными экспериментальными площадками, создают возможность рефлексии полученного опыта, его технологизации и дальнейшего распространения в стране.

Предполагается, что региональные университетские комплексы создают дополнительные возможности и для концентрации образовательных ресурсов, и для достижения рационального соотношения экономической и собственно социальной направленности образования, позволяют снять внутренние дисбалансы - между различными уровнями образовательной системы, и внешние - по отношению к рынку труда.

При этом многими докладчиками отмечалось, что только в крупных научно-образовательных и научно-производственных комплексах, в разноуровневых и разнокачественных образовательных структурах со сконцентрированным ресурсом возможно программируемое развитие науки и образования, требующее как междисциплинарного, так и межуровневого согласования и дополнения действий.

В этом плане интересен опыт активно расширяющегося в разных отношениях Оренбургского госуниверситета. Руководство университета (ректор В.А.Бондаренко) добилось не только увеличения количества специальностей, обучаемых, ученых и преподавателей, но и расширения опытно-практической базы, научно-технологического парка ( Технопарк университета, где наука соединяется с практикой ) и социальной инфраструктуры университета, вхождения университета на различных уровнях в международные научно-образовательные ассоциации и программы, в международное информационное образовательное пространство и в реальные социально-экономические процессы в регионе и в стране. В результате взаимного наложения этих изменений возникает некий кумулятивный эффект, создающий известные предпосылки для развития собственно научно-образовательной деятельности.

И хотя отлаживаемый организационно-экономический механизм не может решить некоторых содержательных проблем, связанных, например, с фундаментализацией образования, но его наличие хотя бы не ставит под угрозу сами формальные возможности существования научно-образовательной структуры.

Указанный выше организационно-экономический механизм включения университета в более широкие социальные процессы может позволить не только привлекать дополнительные внебюджетные средства, но и достигать нового уровня информационно-технологического обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской работы, создания необходимых внешних атрибутов университетской среды.

В целом, конференция показала, что система образования и участники образовательного процесса стремятся превратиться в полноценных социальных субъектов, пытаясь перейти как на новый уровень осознания своей роли в социокультурном пространстве, так и на новый уровень реализуемости этой роли, отлаживая механизм социального действия на упомянутых в ходе обзора основаниях.

В.В.Солодкий

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку