CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
“Как государственная польза требует”, Габдулгафарова И.М.

  Габдулгафарова И.М.

кандидат философских наук

“Как государственная польза требует”

Вся человеческая, т. е. сознательно-волевая жизнь основана на мышлении, чувстве и воле, поэтому их качественное возвышение путем образования и воспитания есть вместе с тем и качественное изменение первоисточника социальной жизни, и, следовательно, всей совокупности общественных отклонений, организованных в семью, гражданское общество и государство. Известно, что образование - это расширенное воспроизводство человеческих ресурсов, производительных сил общества и полнота человеческой жизни. Образование не только зависит от экономики, но и само является предпосылкой ее успешного развития. По своей значимости, по охвату сфера образования равна самой человеческой жизни. Осуществляя связь времен, прокладывая мост между прошлым и будущим, образование является условием непрерывной эволюции человечества. Образование, знающее свои законы и осуществляющееся на основе этого знания, или практически действующее самосознание образования, есть педагогика.

На международном конгрессе “Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия”, проходившем в ноябре 1999 года в Новосибирске, было отмечено, что учет особенностей ребенка /ученика /, характер его инстинктивных реакций, интеллектуальных способностей, интуитивного потенциала, наследственности, физической, эмоциональной и рациональной природы, социального положения, национальных и других особенностей, а также уникальность педагогической деятельности конкретного учителя / преподавателя /, превращают педагогику как науку / всеобщее/ и практику /особенное / в искусство /единичное / образования. Одновременно было констатировано, что современная педагогическая мысль еще не стала наукой, она не носит систематического характера, поэтому не установлен подлинный смысл педагогики, а, следовательно, и адекватные средства его осуществления.

Педагогическое искусство есть процесс и результат реализации научной педагогической мысли. Актуальность вышепоставленных проблем стала предметом обсуждения на международной научно-практической конференции “Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия”, состоявшейся в Оренбурге 20-21 апреля 2000 г. В числе организаторов конференции следует назвать Министерство образования РФ Российскую Академию Образования, Оренбургский государственный педагогический университет, Немецкую службу старших экспертов Германии совместно с Администрацией Оренбургской области.

Заместитель главы администрации Оренбургской области Ковалев А.В. представил участникам конференции данные о состоянии образования Оренбуржья. Логика здравого смысла диктовала к столь представительной конференции подготовить обстоятельное выступление о зарождении, развитии и современном состоянии образования и педагогической науки обширного Оренбургского края. С данным докладом выступил ректор Оренбургского государственного педагогического университета, профессор, академик МАИ, заслуженный работник высшей школы РФ Болодурин В.С. .Интересные факты сообщения подкрепляли каждый исторический этап многогранного процесса образования. В конце уходящего столетия при определении приоритетных направлений в развитии образования не утратил актуальности аргумент, выдвинутый первым оренбургским губернатором Неплюевым И.И. “Как государственная польза требует”.

С 20 по 25 апреля 2000 года Оренбургский государственный педагогический университет с официальным визитом посетил господин Менно Аден, доктор педагогических наук, профессор специализированного института г. Эссена /Германия/, эксперт немецкой службы старших экспертов.

Господин Менно Аден принял участие в работе конференции “Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия”, встретился с педагогами, студентами факультета иностранных языков ОГПУ, с преподавателями музыкально- педагогического училища № 3, профессионально-педагогического колледжа, лицея № 1, посетил гимназию № 3, ОЦДЮТ, Дедуровскую среднюю школу Оренбургской области, лютеранскую церковь города Оренбурга. Во время визита были обсуждены актуальные проблемы современной системы образования России и Германии. Особо были рассмотрены перспективы университетского образования XXI века и определены проблемы:

  1. необходимость регулярного обмена опытом профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного педагогического университета с коллегами немецких высших учебных заведений;
  2. организация стажировки руководящего административного состава университета и кафедры общей педагогики и менеджмента в Германии, а также их обмен опытом с коллегами немецких высших учебных заведений ;
  3. разработка административного плана сотрудничества ОГПУ с немецкой службой академического обмена / ДААД / и аналогичным высшим учебным заведением в Германии. Как отметили ректор ОГПУ, профессор Болодурин В.С. и профессор, доктор Менно Аден, взаимный обмен педагогическим опытом, совместная деятельность в сфере разработки новых научных педагогических концепций будет способствовать более глубокой интеграции научно - педагогической мысли Германии и России, что в свою очередь, позволит более успешно решать проблемы воспитания и обучения поколения XXI века.

В числе задач конференции, наряду с систематизацией опыта различных научно-педагогических школ Германии и России, выстраиванием диалога педагогических культур с целью углубления знаний о современном состоянии европейской и российской педагогической науки, стояла и актуальная задача выделения приоритетных направлений научно - педагогических исследований и поиска путей практического внедрения их результатов в образование Оренбуржья.

Масштаб и содержание конференции имели особое значение для Оренбургской области. В работе конференции приняли участие ученые и практики 37 территорий России. В течение двух дней на секционных заседаниях состоялись обсуждения ряда проблем современного образования и педагогической науки , в их числе проблемы формирования творческого потенциала современного школьника, теории и практики формирования культуры педагогической деятельности, дополнительного образования как средства развития личности, управления педагогическими системами, формирования готовности будущего учителя к творческой деятельности, современной педагогической науки Германии и др.

Научный потенциал, уровень организации и проведения конференции, предоставленные конференцией возможности коммуникации научного сообщества, значимость рассматриваемых проблем как для педагогики и психологии, так и для образования в целом, отметил доктор психологических наук, профессор Леонтьев В.Г. / Новосибирск /.

На пленарном заседании были поставлены глобальные проблемы: тенденции развития образования и педагогической науки следующего века; цель государства и образования. С докладами по этим вопросам выступили: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики и менеджмента ОГПУ Рындак В.Г., доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогики и социальных наук Симонов В.П. / Москва /, доктор педагогических наук, профессор Терегулов Ф.Ш. / Уфа /, доктор педагогических наук Нургалеев В.С. / Красноярск /.

Одно из положений итоговых рекомендаций конференции направлено на сближение методик обучения в российских и европейских высших учебных заведениях. Целью процесса стандартизации систем обучения определено приведение в соответствие психологической и образовательной подготовленности преподавателей и выпускников университета с реалиями новых экономических и социальных отношений в России. Материалы международной научно - практической конференции опубликованы в 3-х томном издании: “Педагогическая мысль и образование XXI века. Россия - Германия. 20 - 21 апреля 2000 г”.

Литература:

  1. Мурашов В.И. Российская идея образования как основа государственной политики XXI века. Материалы международного конгресса "Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия" Т.5, Новосибирск, 1999, - С.42
  2. Там же. - С.42.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку