CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2001 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow “Как государственная польза требует”, Габдулгафарова И.М.
“Как государственная польза требует”, Габдулгафарова И.М.

  Габдулгафарова И.М.

кандидат философских наук

“Как государственная польза требует”

Вся человеческая, т. е. сознательно-волевая жизнь основана на мышлении, чувстве и воле, поэтому их качественное возвышение путем образования и воспитания есть вместе с тем и качественное изменение первоисточника социальной жизни, и, следовательно, всей совокупности общественных отклонений, организованных в семью, гражданское общество и государство. Известно, что образование - это расширенное воспроизводство человеческих ресурсов, производительных сил общества и полнота человеческой жизни. Образование не только зависит от экономики, но и само является предпосылкой ее успешного развития. По своей значимости, по охвату сфера образования равна самой человеческой жизни. Осуществляя связь времен, прокладывая мост между прошлым и будущим, образование является условием непрерывной эволюции человечества. Образование, знающее свои законы и осуществляющееся на основе этого знания, или практически действующее самосознание образования, есть педагогика.

На международном конгрессе “Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия”, проходившем в ноябре 1999 года в Новосибирске, было отмечено, что учет особенностей ребенка /ученика /, характер его инстинктивных реакций, интеллектуальных способностей, интуитивного потенциала, наследственности, физической, эмоциональной и рациональной природы, социального положения, национальных и других особенностей, а также уникальность педагогической деятельности конкретного учителя / преподавателя /, превращают педагогику как науку / всеобщее/ и практику /особенное / в искусство /единичное / образования. Одновременно было констатировано, что современная педагогическая мысль еще не стала наукой, она не носит систематического характера, поэтому не установлен подлинный смысл педагогики, а, следовательно, и адекватные средства его осуществления.

Педагогическое искусство есть процесс и результат реализации научной педагогической мысли. Актуальность вышепоставленных проблем стала предметом обсуждения на международной научно-практической конференции “Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия”, состоявшейся в Оренбурге 20-21 апреля 2000 г. В числе организаторов конференции следует назвать Министерство образования РФ Российскую Академию Образования, Оренбургский государственный педагогический университет, Немецкую службу старших экспертов Германии совместно с Администрацией Оренбургской области.

Заместитель главы администрации Оренбургской области Ковалев А.В. представил участникам конференции данные о состоянии образования Оренбуржья. Логика здравого смысла диктовала к столь представительной конференции подготовить обстоятельное выступление о зарождении, развитии и современном состоянии образования и педагогической науки обширного Оренбургского края. С данным докладом выступил ректор Оренбургского государственного педагогического университета, профессор, академик МАИ, заслуженный работник высшей школы РФ Болодурин В.С. .Интересные факты сообщения подкрепляли каждый исторический этап многогранного процесса образования. В конце уходящего столетия при определении приоритетных направлений в развитии образования не утратил актуальности аргумент, выдвинутый первым оренбургским губернатором Неплюевым И.И. “Как государственная польза требует”.

С 20 по 25 апреля 2000 года Оренбургский государственный педагогический университет с официальным визитом посетил господин Менно Аден, доктор педагогических наук, профессор специализированного института г. Эссена /Германия/, эксперт немецкой службы старших экспертов.

Господин Менно Аден принял участие в работе конференции “Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия”, встретился с педагогами, студентами факультета иностранных языков ОГПУ, с преподавателями музыкально- педагогического училища № 3, профессионально-педагогического колледжа, лицея № 1, посетил гимназию № 3, ОЦДЮТ, Дедуровскую среднюю школу Оренбургской области, лютеранскую церковь города Оренбурга. Во время визита были обсуждены актуальные проблемы современной системы образования России и Германии. Особо были рассмотрены перспективы университетского образования XXI века и определены проблемы:

  1. необходимость регулярного обмена опытом профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного педагогического университета с коллегами немецких высших учебных заведений;
  2. организация стажировки руководящего административного состава университета и кафедры общей педагогики и менеджмента в Германии, а также их обмен опытом с коллегами немецких высших учебных заведений ;
  3. разработка административного плана сотрудничества ОГПУ с немецкой службой академического обмена / ДААД / и аналогичным высшим учебным заведением в Германии. Как отметили ректор ОГПУ, профессор Болодурин В.С. и профессор, доктор Менно Аден, взаимный обмен педагогическим опытом, совместная деятельность в сфере разработки новых научных педагогических концепций будет способствовать более глубокой интеграции научно - педагогической мысли Германии и России, что в свою очередь, позволит более успешно решать проблемы воспитания и обучения поколения XXI века.

В числе задач конференции, наряду с систематизацией опыта различных научно-педагогических школ Германии и России, выстраиванием диалога педагогических культур с целью углубления знаний о современном состоянии европейской и российской педагогической науки, стояла и актуальная задача выделения приоритетных направлений научно - педагогических исследований и поиска путей практического внедрения их результатов в образование Оренбуржья.

Масштаб и содержание конференции имели особое значение для Оренбургской области. В работе конференции приняли участие ученые и практики 37 территорий России. В течение двух дней на секционных заседаниях состоялись обсуждения ряда проблем современного образования и педагогической науки , в их числе проблемы формирования творческого потенциала современного школьника, теории и практики формирования культуры педагогической деятельности, дополнительного образования как средства развития личности, управления педагогическими системами, формирования готовности будущего учителя к творческой деятельности, современной педагогической науки Германии и др.

Научный потенциал, уровень организации и проведения конференции, предоставленные конференцией возможности коммуникации научного сообщества, значимость рассматриваемых проблем как для педагогики и психологии, так и для образования в целом, отметил доктор психологических наук, профессор Леонтьев В.Г. / Новосибирск /.

На пленарном заседании были поставлены глобальные проблемы: тенденции развития образования и педагогической науки следующего века; цель государства и образования. С докладами по этим вопросам выступили: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики и менеджмента ОГПУ Рындак В.Г., доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогики и социальных наук Симонов В.П. / Москва /, доктор педагогических наук, профессор Терегулов Ф.Ш. / Уфа /, доктор педагогических наук Нургалеев В.С. / Красноярск /.

Одно из положений итоговых рекомендаций конференции направлено на сближение методик обучения в российских и европейских высших учебных заведениях. Целью процесса стандартизации систем обучения определено приведение в соответствие психологической и образовательной подготовленности преподавателей и выпускников университета с реалиями новых экономических и социальных отношений в России. Материалы международной научно - практической конференции опубликованы в 3-х томном издании: “Педагогическая мысль и образование XXI века. Россия - Германия. 20 - 21 апреля 2000 г”.

Литература:

  1. Мурашов В.И. Российская идея образования как основа государственной политики XXI века. Материалы международного конгресса "Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия" Т.5, Новосибирск, 1999, - С.42
  2. Там же. - С.42.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку