CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография

Критика и библиография

Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 2000. – 519 с.

Данное учебное пособие представляет собой интересную попытку изложить проблемы молодежи как определенной социальной группы, имеющей свои конкретно-исторические особенности и характеристики, и вместе с тем представляющей некую постоянно существующую в обществе специфическую общность, которая в каждый конкретный момент настоящего выступает для данного общества его будущим.

Естественно, что при таком подходе время бурных перемен в России в начале ХХ века, динамика социальной жизни страны под названием СССР и вновь бурные события в России, но уже в конце века, накладывают свой отпечаток на весь облик молодежи страны, определяют ее существенные характеристики и одновременно усложняют процесс сопоставления различных данных о ней. Даже если не говорить о временах, когда молодежь - вслед за запретом в стране социологических исследований в целом - специально не изучалась, т.е. о периодах некоторых субъективных и объективных трудностей идеологического характера, тем не менее, все же остается достаточно большой временной период, когда ее изучению было посвящено внимание ученых России – так или иначе, с разных фокусов и профессиональных точек зрения. Что, между прочим, вместе взятое, и сегодня выступает определенным эмпирическим основанием для изучения проблем современной российской молодежи.

В.Т.Лисовский - широко известный в стране исследователь проблем молодежи, проведший десятки социологических исследований разного уровня и масштаба. При создании пособия автор не ограничивается только результатами собственных исследований. Он широко привлекает в том числе и малоизвестные, и давно забытые исследования молодежи начала ХХ века, первых лет Советской власти, ставя их в ряд с полученными данными последних лет. Однако примечательно, что при этом не создается ощущения мозаичности и разнородности излагаемого материала. Автор, глубоко изучивший и тонко чувствующий молодежную проблематику, находит для каждого из разделов книги необходимые и понятные широкому кругу читателей слова. При этом и строгие цифры социологических исследований, и единичные наблюдения, и эпизоды частной жизни изучаемой им молодежи укладываются в строгий концептуальный каркас, позволяющий понять главную идею: страна, не думающая о собственной молодежи, не заботящаяся о ней и не решающая ее насущные проблемы, лишена своего завтра. Очень легко предсказать будущее такой страны - исчезновение и полное историческое забвение.

Важно, что автор, не умаляя значимости для молодежи фактора материальных проблем, в первую очередь обращает свое внимание на ее духовный мир, как бы следуя знаменитому философскому тезису: “Если человек знает, зачем жить, то перед ним фактически не стоит вопрос, как жить”.

Исследователь скрупулезно, опираясь на доступные данные, показывает, что в разные периоды жизни страны молодежь в своих духовных устремлениях всегда обращалась к высоким целям и идеалам, пусть даже эти цели и идеалы в разные эпохи выдвигались разными идеологиями, различными группами, господствующими в обществе. Общим для молодежи всех времен было ее стремление создать свой мир, не похожий на мир взрослых. И не всегда у взрослых хватало мудрости и смелости принять ее мир, признать ее историческую правоту. Проблема “отцов и детей” остается вечной проблемой, какие бы социально-экономические формации ни сменяли друг друга, какие бы призывы к дружбе поколений ни звучали.

Но ведь если бы молодежь была другой, то социальная жизнь замерла бы на месте, в лучшем случае пошла бы по кругу. Без искреннего и честного порыва молодежи изменить мир к лучшему, сделать его добрее, без ее надежды увидеть его более открытым и менее жестоким. Меняется молодежная мода, меняются молодежные лидеры, но сама молодежь по - прежнему упорно ищет свои пути в лучшее будущее, а опыт отцов для нее не всегда приемлем. И тут ничего не поделаешь.

Не стоит, пожалуй, пересказывать здесь содержание всей книги, пусть заинтересованный читатель сделает это сам. Лишь можно подчеркнуть, что книга будет одинаково полезна как для молодежи - чтобы посмотреть на себя со стороны, посмотреть глазами науки; так и для старших поколений - с тем, чтобы осознать, может быть впервые, значение молодежных проблем, не только для нее самой, но и для всех групп общества.

Жанр учебного пособия наложил отпечаток на стиль и манеру подачи материала. Но это хороший контрпример тем, кто за наукообразностью пытается скрыть отсутствие собственной гражданской позиции, уйти от оценки исторических эпох, событий, личностей. В.Т.Лисовский дает прямые квалификации и событиям далекой истории, и фактам дней сегодняшних.

Нет сомнений в том, что данное пособие станет в настоящем и будущем своеобразной настольной книгой социолога и педагога, психолога, социального работника и управленца, занимающегося молодежной политикой, для всех исследователей проблем молодежи.

 

С.П.Иваненков, доктор философских наук

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку