CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1998 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Критика и библиография
Критика и библиография

 

 

 

 

Критика и библиография

 

 

 

 

Диакон Андрей Кураев, Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии); Т. 1. Религия без бога, 528 с.; Т.2. Христианство без оккультизма, 430 с; Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд. “Отчий дом”, М., 1997г.

 

 

 

 

В 1997 – 1998 гг. диакон А. Кураев является одним из самых пишущих и известных богословов. Только в 1997г., кроме данной книги вышли: Раннее христианство и переселение душ; Христианская философия и пантеизм; Школьное богословие; Протестантам о православии; Если Бог есть любовь; Православие и право. Церковь в светском обществе; Оккультизм в православии; Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки; Вызов экуменизма? Наследие Христа (Что не вошло в Евангелия?) и др.

 

 

Возрождение христианской культуры и веры в нашей стране сопровождается огромным интересом к взаимоотношению православия и других культурных и религиозных форм сознания. Христианская философия призвана отстоять здесь свою духовную специфику, чтобы не слиться в единый конгломерат с нехристианской культурой и не быть поглощенной ей.

 

 

Проводя детальный, тщательный анализ учения Рерихов А. Кураев ставит задачу выявить “антихристианские и просто безнравственные примеси” (с.7, т.1) в этом учении, называющем себя христианским; разобрать случайны они или нет,  показать антихристианскую специфику учения Рерихов вообще.  Вторая задача – “оценить место “примесей” во всей системе Агни Йоги и сделать вывод: что является примесью, а что основным содержанием” (с.7, т.1). Структура книг отражает последовательность решения автором поставленных задач: главы информационного характера об Агни Йоге и оккультизме, чередуются с аналитическими главами, где их доктрины сопоставляются с христианским пониманием мира, человека и Бога и раскрываются  “темные” стороны теософии, как раз логично и необходимо связанные с фундаментальными ее предпосылками. Сравнительный полемичный анализ вскрывает специфику христианского мировоззрения и его отличие от языческого и оккультного, и ставит перед читателем нравственный выбор – осознать и принять в своем сознании ту или иную специфику миропонимания.

 

 

На основе анализа учения Рерихов А. Кураев приходит к выводу том, что “рериховское движение в России – нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера”. (с.336, 2). В ней есть религиозное учение, практика перестройки сознания – культ и обряды, своя иерархия (религиозная организация). Цель Агни Йоги по Л. Шапошниковой: “достигнуть положения Космического Иерарха или Богочеловека”.[i] Причем по христианскому учению, Христос, будучи Богом, стал человеком, чтобы человек стал Богом (св. И. Лионский), а в данном случае в восточном оккультизме, говорится о том, чтобы человек сам проявил в себе безличностно-субстанциальное качество Бога. Е. Рерих здесь исповедует в противоположность теизму Запада восточный пантеизм: “1. Неотделимость Бога от Вселенной и 2. Единство Духо-Материи”.[ii] Еще ближе к восточному магизму используемые в Агни йоге ритуалы –“терафимы”, универсальное отождествление человеческой энергии и вещей в экстатических состояниях.

 

 

От идеи синкретизма всех религий, истины которых как бы говорят о внутренней доктрине Агни, движение рерихианства движется к нетерпимости ко всем  религиям и учениям (буддизм, индуизм, христианство, иудаизм, антропософия, А. Бейли, Г. Ауробиндо, Д. Давиташвили и др.), которые не так и неправильно толкуют и практикуют Доктрину (с.64-68, 1). Доказывая, что учение Рерихов является религиозно-сектантским учением, А. Кураев ставит под сомнение “всеобъемлющий синтез” религии, науки и философии в этой системе, ибо суть  этого “потока сознания”, вовсе не заключается в том, чтобы соответствовать специфике этих форм сознания и мышления, а скорее используя некоторые особенности этих форм утвердить в сознании человека внутреннюю “тайную доктрину” - мистико-мифологическое ядро рерихианского учение.  Например, такой миф: Христос первые 30 лет своей жизни посещал Индию, где его проводником в Шамбалу и учителем был махатма Россул Мория, который затем воплотился в преп. Сергии Радонежском, и как Великий Учитель дал Рерихам новое космическое учение Агни йогу (с.103, 1). Нацистско-языческий миф о Шамбале (с.267) как мировом центре нового сверхчеловечества раскрывается в инфернальных чертах ритуалов тантры. Интересным представляется антихристианские поиски Агарти-Шамбалы нацистами по плану “Ананэрбе” и теософскими исканиями. На многочисленных фактах А. Кураев показывает прямые фальсификации Евангелия, христианских и других источников, к которым прибегают теософы, чтобы оправдать наличие оккультных идей там, где их нет. Причем авторы теософии в своем гнозисе возвращаются в дремучее язычество (с его тождеством плотского и духовного), например, “научно” доказывая, что христианская символика и “все христианские храмы есть лишь воспроизведения стоящего Фаллоса”.[iii]

 

 

Во вторых, постулат Агни – “относительность всех понятий”, “относительность добра и зла”, согласно древнему мифологическому принципу Гермеса Трисмегиста: “что вверху, то и внизу”. Как пишет А. Кураев: “отождествление Бога и мира, духа и природы способно приводить человека к полной нравственной дезориентации” (с.184, 1). Логика такого “всеединства” проста, мир абсолютен, все есть Бог, все части его - благо, зло – необходимое условие проявления абсолюта и основание гармонии бытия, различение добра и зла – свойство несовершенного человеческого сознания. Поэтому для Е. Рерих: “в своем космическом аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение следствий дифференциации”.[iv] А для Е. Блаватской: “Именно сатана является Богом нашей планеты и единым Богом, … Ибо он един с Логосом”.[v] Так теософия соскальзывает с пантеизма и имморализма к сатанизму. Бог как абсолют недостижим человеку, но достижимы в плане самообожения материи духовные иерархии, где человек учится потреблять все более высокие энергии, которые в виде огненного столпа должны соединить небеса и землю (с.221, 1). Цель христианства – победа крестом воздушной сферы духов космоса, по ап.Павлу: “наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6, 12). Рассматривая многочисленный духовный опыт теософов переживания  Учителя мира, А.Кураев квалифицирует его с точки зрения православной аскетики как “прелесть”, как психопатологию непреображенного эроса. (с.253, 1). А домашний доктор Е. Рерих А.Ф. Яковенко как  “нервную болезнь, которая называется эпилиптической аурой” (с.259, 1).

 

 

На фоне болезненного воображения Е. Рерих создана целая “гипнократическая утопия” нового общества будущего (с.307-330), оккультный план соответствует советскому коммунизму: “Многое вы начинаете делать правильно. Вы сокращаете язык. Вы начинаете переоценку ценностей. Вы отменяете наследование. Вы отменяете храмы и тем признаете подлинное учение. Видите, сколько  у нас согласий, - только особо тупой может думать о противоречии путей (Община, 143).  В этом грядущем царстве нашей цивилизации А. Кураев видит зреющее царство Антихриста, которое завершит историческое христианство.  Всемирное общество потребления создает свою экуменическую духовность (типа Нью Эйдж), в котором просто нет возможности быть христианину, стать им. Идеалом храма становится место встречи с Космосом, где можно помедитировать и очистить свои энергии от плохой кармы. Характерным признаком информационного общества становится “прозрачность” человека, тоталитарный контроль сознания и деятельности человека, и здесь вполне подходящи западное администрирование и восточный оккультизм.

 

 

Теософия входит в список учений, которые проповедует движение “Новый век”, готовящий новую эру Водолея (с.333, 2).

 

 

Она исповедует ряд религиозных идей несовместимых с христианским учением, которые суммирует диакон А. Кураев (с.323 - 3329, 2);: 1) идея реинкарнации ( необходимости переселения душ), религиозно не похожей, как она известна в восточной философии (с.397, 1); 2) идея тождества мира и Бога, человека и Бога; 3) отрицание Личного Бога и его святой воли; 4) вера в единую вечную материю; 5) стирание личности человека в его эволюции к божеству; 6) духовность понимается как связь с Космосом, а не с надмирным Творцом, через очищение себя тварными энергиями космоса; 7) зло укоренено в Абсолюте, в Боге; 8) человек не свободен от закона кармы, который сильнее воли Бога простить грешника, следовательно покаяние не нужно; 9) не признается спасительная жертва Христа за грехи мира, что он есть Мессия, единосущный Сын Божий, а проповедуется оккультная практика спасения; 10) не верят в телесное воскресение Христа и воскресение мертвых в день Страшного Суда; 12) самообожествление  шестой расы людей на Земле (оккультистов); 13) извращение учения о благодати, подмена ее психической энергией; 14) поклонение гнозису Сатаны, откровениям неземным существам; 15) идея синкретизма (единства всех религий, не важны пути и имена Бога, все спасутся, если они ведут к единому мистическому переживанию человека себя Богом).

 

 

В соответствии с этим еретическим толкованием христианства, попыткой выдать себя за истинное христианство Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме” отметил, что “усиленно пропагандируется “Учение  живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой. И засвидетельствовал, что “люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви” (с.338, 2). Это не анафема (проклятие), а констатация духовной несовместимости Церкви с этим псевдоучением.

 

 

Так как по своему характеру деятельности рериховское общество является религиозным, оно должно быть зарегистрировано и подчиняться Закону о религиозных объединениях. В первую очередь, соблюдать светский характер государственного образования. Но, при Министерстве образования создан Центр глубинного образования, а Н.А. Стадникова в 1995г. выпускает для начальных классов двухтомный учебник “Искусство мыслить” по “живой этике”, где сказки для детей начинены оккультным смыслом. Международная встреча рериховских обществ (7-10. 10.1994г.) выступили с инициативой в ЮНЕСКО объявить 1999 год (125-летний юбилей Н.К. Рерих) годом Рериха, назвать его именем малую планету и улицу Москвы, включить “Живую этику” в школьные программы. Примечательно, что Нострадамус предсказал в 1999 году приход Антихриста, под знаком этих ожиданий интеллигенция в России делает свой выбор.

 

 

Литература:

 

 

1. Шапошникова Л. Огненное творчество Космической эволюции // Рерих Е.И. У порога нового мира. – М.., 1993г., с.8.

 

 

2. Письма Елены Рерих 1929-1938. Т.2, с.266.

 

 

3. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.2, с.109.

 

 

4. Письма Елены Рерих 1932-1955, с.433.

 

 

5. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.2, с.293.

 

 

 

 

                                                                                                     Мишучков А.А.

 

 

 

 

 

 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку