CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Институциональные факторы конкурентоспособности российских консалтинговых компаний. Н. Г. Буцкая
ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА



Н. Г. Буцкая 

кандидат экономических наук 




Институциональные факторы конкурентоспособности российских консалтинговых компаний.


Конкурентоспособность - основное свойство компании, необходимое для её существования и эффективного функционирования в условиях рыночной экономики, так как успешность деятельности любой рыночной компании определяется её способностью выдерживать конкуренцию с другими компаниями, действующими в этом же сегменте рынка и производящими аналогичную продукцию, а также получать бóльшую по сравнению с ними прибыль. Уровень конкурентоспособности экономического агента представляет собой интегральную величину, отражающую совокупность многочисленных характеристик самого агента, а также условий окружающей его среды, которые в экономической науке называются факторами конкурентоспособности или конкурентными преимуществами и определяются структурой существующих экономических институтов. Совокупность данных факторов отражает специфику институциональной среды экономического субъекта и в конечном итоге и обуславливает способность агента успешно вести борьбу с конкурентами.  
Американский ученый Дуглас Норт, с именем которого связывают развитие институционального подхода к анализу экономических процессов определяет институты как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [4, 73]. Институт также можно определить как «совокупность правила или нескольких правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила» [2, 23]. Таким образом, институт - это совокупность правила и механизма принуждения, обеспечивающего его выполнение. Такой механизм может быть внутренним, когда санкции за нарушение правила налагает на себя сам экономический агент, и внешним, когда санкции налагаются на агента извне. Экономический агент склонен нарушить правило, если трансакционные издержки его выполнения превышают издержки наказания за нарушение. Другими словами, если затраты ресурсов, связанные с соблюдением правила или нормы, представляют для агента больший риск и большие потери, чем санкции за неисполнение этой нормы, то следуя принципу рациональности и максимизации собственной полезности агент скорее всего предпочтет нарушить норму. 
Институты, являясь общепризнанными нормами взаимодействия людей, оказывают большое влияние на их поведение, делая его более предсказуемым и снижая неопределенность внешней среды. «Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми» [5, 21]. Каждая экономическая система характеризуется наличием определенных социальных, экономических, политических институтов, формирующих условия, в которых проходит конкурентная борьба между экономическими агентами. В основе функционирования рыночной экономики лежат институты частной собственности и свободной конкуренции. Общеизвестно, что необходимым условием развития рыночных отношений является система обеспечения права частной собственности на факторы производства и товары. Только при таком условии экономические агенты имеют мотивацию стремиться к увеличению отдачи имеющихся в их распоряжении ресурсов и повышению прибыльности предприятий. Механизм же конкуренции в свою очередь создает необходимые условия для выделения наиболее эффективных производителей, перераспределения ресурсов в соответствии с их максимальной эффективностью, созданию, таким образом, наиболее качественных товаров с минимальными затратами и росту экономики в целом.
Трансформация хозяйственной системы неизбежно влечет за собой и модификацию основных её институтов. Соответственно и при переходе к информационной экономике, который сегодня констатируют эксперты и ученые, рыночные институты, а с ними и условия конкуренции, изменяются. К характерным чертам информационного общества относят:
• возрастающее значение информации как товара и как фактора производства;
• возрастание доли высокотехнологичных и наукоемких производств в структуре национального производства развитых стран;
• увеличение доли информационных товаров и услуг в валовом внутреннем продукте;
• наличие глобального информационного пространства, обеспечивающее эффективное взаимодействие экономических агентов и возможность доступа к мировым информационным ресурсам;
• широкое распространение информационных технологий в повседневной жизни членов общества, формирование «информационного сознания», признающего культурную и экономическую ценность информации. 
Информация и знания становятся важным стратегическим ресурсом, а доступ к ней и средства её эффективного использования - источником конкурентного преимущества. Переход к информационному обществу влечет за собой повышение спроса на информатизацию управленческих и бизнес-процессов практически во всех областях. Влияние информации и информационных технологий на развитие современной системы хозяйственных связей приобретает многоаспектный характер, связанный со специфическими свойствами информации как экономического блага. Перечисленные признаки информационного общества создают новые условия взаимодействия экономических агентов и обуславливают формирование институтов (то есть механизмов и образцов поведения), оказывающих существенное влияние на их (агентов) конкурентоспособность. 
Специфика институциональных факторов конкурентоспособности консалтингового бизнеса напрямую связана с особенностями информации как блага – потребительского и производственного. Нематериальная природа информации в некоторой степени сближает её с понятием «общественного блага», так как им обоим в определенной степени присущи такие качества как неисключаемость из потребления и неконкурентность в использовании. Оба эти качества влекут за собой сложности в спецификации прав собственности на информацию и защиту этих прав, и, как следствие, высокие трансакционные издержки, связанные с продажей таких товаров, что значительно ограничивает возможности производителя расширять свою прибыльность. Однако если в случае с производством общественных благ данная проблема решается путем перераспределения соответствующих отраслей в государственный сектор, то сфера производства информационных продуктов нуждается в применении более тонких механизмов регулирования. К специфическим характеристикам информации как товара также относят её дискретность как продукта, возможность неоднократного использования, сложность определения качества товара до покупки, возможный очень короткий «срок годности», низкая капиталоемкость повторного производства. 
Перечисленные особенности информации определяют и специфику институциональных условий, складывающихся на рынках информационных продуктов, к которым относятся консалтинговые компании. Роль основного рыночного института – право частной собственности на ресурсы и товары – в современных условиях на рынке консалтинговых услуг претерпевает некоторые изменения. Продукт труда консультантов - консалтинговая услуга – является по сути информационным продуктом, основную ценность которого представляет процесс взаимодействия продавца и покупателя, а также характеристики этого процесса. Ввиду невещественности консалтинговой услуги, её можно реализовать только непосредственно в процессе производства. Её невозможно сохранять, складировать, производить для будущего потребления. Это же свойство в значительной степени затрудняет возможность дать её качеству численную оценку. Качество услуги напрямую связано со степенью удовлетворенности купившего её потребителя и зависит от его субъективной оценки произведенной продавцом работы по удовлетворению его потребности в этой услуге. С точки зрения потребителя качество еще не предоставленной услуги проверить или доказать очень сложно. Следовательно, предварительно сложно оценить соотношение цены и качества такого специфического товара как услуга. Поэтому при выборе поставщика услуги покупатель вынужден ориентироваться на отзывы других покупателей о качестве услуг различных поставщиков, а также на их деловую репутацию.
Так как услуга не имеет вещественного воплощения, её качество оценивается клиентом посредством сравнения реально полученной услуги с образом той, которую он ожидал получить. Ожидаемый образ формируется у потребителя в результате предыдущего опыта потребления аналогичных услуг, опыта потребления других людей, а также рекламы и оценок услуг различных продавцов в средствах массовой информации. Таким образом, большое влияние на эффективность процесса взаимодействия производителя и покупателя услуг оказывают маркетинг и реклама [1, 57-59].
Помимо той специфики, которая свойственна всем услугам как виду товаров, консалтинговые услуги имеют также ряд характерных только для них черт. К ним относятся: 
1. Сложность в определении товарной части консалтинговой услуги, то есть отсутствие единогласного понимания того, что именно является товаром в случае продажи консалтинговых услуг – непосредственно сама услуга по преобразованию хозяйственной деятельности, полученный от неё эффект или все удовлетворяющие клиента последствия деятельности консультанта. 
2. Высокая степень нестандартизированности потребностей предприятий в консалтинговых услугах, то есть каждая компания имеет свой специфический комплекс проблем и решать их нужно индивидуально для каждой компании с учетом особенностей её внешнего окружения. 
3. Большой временной разрыв между моментом приобретения услуги и получением положительного эффекта от её воздействия.
4. Зависимость эффективности предоставляемой услуги от компетентности её покупателя, то есть руководства и зачастую рядовых сотрудников компании, так как процесс предоставления консалтинговой услуги в большинстве случаев протекает при их непосредственном участии.
5. Преимущественная ориентация консалтинговой услуги на запросы высшего уровня управления, при одновременном вовлечении в процесс части рядовых сотрудников компании-клиента [3, 10].
Поскольку консалтинговая услуга - товар в высокой степени дифференцированный, то вероятность того, что клиент, получивший однажды качественную услугу, во второй и все последующие разы будет обращаться к тому же самому консультанту, является весьма высокой. Она связана с тем, что реализация процесса оказания консалтинговой услуги требует определенных усилий и ресурсов и со стороны заказчика: затраты рабочего времени сотрудников на общение с консультантами, передача информации о существующих на предприятии проблемах, посвящение консультанта в специфику корпоративной культуры и организации бизнес-процессов. В результате - после окончания проекта сотрудники консалтинговой компании имеют значительный объем информации о компании-клиенте, который позволит им в следующий раз намного быстрее диагностировать проблему и предложить оптимальное решение. Поэтому руководству компании-клиента, если оно осталось довольно результатами предшествующего сотрудничества, будет выгодно в следующий раз обратиться за помощью именно к этому консультанту. В этом случае, в глазах конкретного клиента консалтинговая компания, с которой он уже имел опыт успешного сотрудничества, обладает очень сильным конкурентным преимуществом. Сложность и высокая степень дифференцированности консалтинговой услуги выступают для её провайдера дополнительным конкурентным преимуществом по отношению к реальным и потенциальным конкурентам, а также образуют дополнительный барьер на вход в отрасль новым игрокам. Удовлетворенность постоянных клиентов в совокупности с высокими издержками смены консалтинговой компании, повышает их лояльность поставщику услуг. По мере роста числа клиентов, удовлетворенных сотрудничеством с консалтинговой компании, улучшается деловая репутация консультанта, усиливается брэнд консалтинговой компании, что, в свою очередь, облегчает и ускоряет процесс привлечения новых клиентов, которые, при правильной реализации стратегии, могут стать постоянными. В совокупности все эти процессы приводят к увеличению клиентской базы, росту сегмента рынка, покрываемого консалтинговой компанией, и, как следствие, к повышению её конкурентоспособности, оборота и прибыли. 
Результатом консалтинговой деятельности в самом обобщенном смысле является решение проблем компании-клиента: повышение эффективности бизнеса, оптимизация структуры управления и бизнес – процессов, грамотно подобранный персонал, оптимальным образом разработанная система информационного обеспечения и т.п. Эти параметры представляют собой различные качественные характеристики состояния бизнеса компании, которые благодаря профессиональным навыкам и знаниям работников консалтинговой компании были улучшены в соответствии с поставленными компанией-заказчиком целями. Таким образом, консультанты производят и продают продукт, в силу свойств которого не имеют возможности обладать правом собственности на него до момента продажи. 
Более того, ключевой для консалтингового бизнеса ресурс – человеческий капитал – также не может быть его собственностью. Он составляет основу эффективности и производительности консалтинговых компаний, и в то же время не может быть его собственностью. Значение человеческого капитала для развития консалтинговой компании переоценить сложно. Данное понятие включает в себя совокупность всех качеств сотрудника, оказывающих влияние на его возможность эффективно выполнять работу: физические и умственные способности, навыки, образование, опыт, харизма, моральные качества, творческий потенциал и т.п. Профессионализм и квалификация специалистов, нанимаемых консалтинговыми компаниями, в наибольшей степени влияет на качество предоставляемых услуг. Основу самого процесса оказания консалтинговой услуги, как уже говорилось, составляет взаимодействие консультанта и клиента. Поэтому на успешность проекта влияют не только аналитические способности и знания консультанта, но и его коммуникативные качества: способность располагать к себе, находить контакт, умение вести переговоры, убеждать. Привлечь работников с такими качествами компании могут двумя способами: нанимать опытных специалистов, уже получивших необходимые навыки в консалтинговом бизнесе, переманивая их у конкурентов более привлекательными условиями оплаты и труда, или выращивать собственных специалистов, затрачивая собственные ресурсы на их обучение. Оба варианта имеют свои как недостатки так и преимущества. В любом случае формирование высокопрофессиональной команды специалистов и наращивание человеческого капитала связано со значительной затратой финансовых ресурсов и времени. 
Следовательно, консультанты вынуждены конкурировать не только за платежеспособный спрос клиентов, но и за человеческие ресурсы, являющиеся для них основным фактором производства. При этом результаты конкурентной борьбы в этих двух сферах тесно взаимосвязаны. Опыт успешной реализации консалтинговых проектов закладывает основу для создания базы постоянных клиентов компании, сотрудничество с которыми обычно составляет основу её совокупной выручки. Рост клиентской базы влечет за собой и формирование положительной деловой репутации компании и репутации престижного работодателя, которая, с одной стороны, привлекает все больше новых клиентов, а с другой – высококвалифицированных специалистов. В таких условиях основными областями конкуренции между консультантами становится борьба за расположение, или - другими словами - лояльность как клиентов, так и персонала. В обоих случаях главным конкурентным преимуществом становится деловая репутация, брэнд.
Специфика второго основного рыночного института в консалтинговой сфере – конкуренции - также вытекает из особых свойств консалтинговых услуг. Они представляют собой товар в высокой степени дифференцированный, что обуславливается разнообразием потребностей в них клиентов. Рынок характеризуется наличием большого числа, среди которых отсутствуют такие, которые имели бы доминирующее положение на рынке и возможность оказывать значимое влияние на конъюнктуру цен на консалтинговые услуги. Бурный рост рынка последних лет, постоянно изменяющиеся запросы клиентов и совершенствование технологий их удовлетворения дают возможность определить степень интенсивности конкуренции на современном российском рынке консалтинговых услуг как ожесточенную. Кроме того, на вход на данный рынок существуют определенные барьеры. Основу успешного бизнеса консалтинговых компаний составляет солидная клиентская база, которая обеспечивается безупречной деловой репутацией и высоким профессионализмом консультанта, то есть нематериальными активами, которые нарабатываются только со временем. Труднодоступность этих качеств, и как следствие, недостаток клиентской базы представляют основное, однако вполне преодолимое, препятствие для входа на этот рынок. Таким образом, в соответствии со структурным подходом к исследованию конкурентных отношении, конкуренцию на современном рынке консалтинговых услуг следует отнести к типу монополистической конкуренции. Однако, не смотря на то, что на данный момент монополий на рынке нет, исследователи констатируют формирование тенденции к сращиванию капиталов, расширению специализаций внутри компаний и укрупнению бизнеса в целях удовлетворения потребностей в комплексных услугах [7]. Эти процессы создают угрозу монополизации рынка и обусловливают необходимость разработки специальных законодательных мер по предотвращению развития такого сценария.
Основным институциональным фактором, препятствующим развитию российского рынка консалтинговых услуг, является отставание законодательства в области регулирования консалтинговой деятельности. Несмотря на пятнадцатилетнюю историю развития консалтинга в России, до сих пор не существует единого законодательного акта, который бы закреплял понятие и сущность «консалтинга», определял права и обязанности консалтинговых компаний перед клиентами, разграничивал виды консалтинговых бизнес-услуг. При организации своей деятельности российские консультанты вынуждены ориентироваться на большое количество достаточно неоднородных правовых актов, принятых еще в 90-ые годы прошлого века и часто имеющих довольно отдаленное отношение к специфике консалтинговой деятельности. К основным из них относятся: распоряжение Госкомимущества РФ от 02 октября 1992 г. «Об участии консультационных фирм и индивидуальных консультантов в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий»; распоряжение Правительства РФ от 16 декабря 1992 г. «О подготовке Программы развития в Российской Федерации профессионального консультирования по экономике и управлению»; распоряжение Госкомимущества РФ от 24 февраля 1993 г. «О порядке сертификации консультационных фирм и индивидуальных консультантов, участвующих в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1996 г. «Об утверждении методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».
Развитию справедливой конкуренции на рынке консалтинговых услуг препятствует также и отсутствие системы сертификации и лицензирования. Изначально этот фактор играл для развития консалтинга скорее позитивную роль и создал благоприятную почву для развития консалтинга, так как на ранней стадии формирования спроса на консалтинговые услуги наличие системы обязательной сертификации создавало бы излишние административные барьеры, которые увеличивали бы издержки организации бизнеса и усложняли процесс регистрации компании. Но на современном этапе возможно лицензирование способствовало бы снижению неопределенности и развитию конкуренции. Сегодня, когда рынок растет высокими темпами и число его участников постоянно увеличивается, отсутствие систем лицензирования и сертификации значительно повышает для клиентов риск оппортунистического поведения консультанта, так как приводит к распространению на рынке большого числа дилетантов, предоставляющих низкокачественные услуги и дискредитирующих таким образом понятие консалтинга как такового в глазах потребителей. Отсутствие лицензии или сертификата качества затрудняет процесс классификации услуг, усложняет ценообразование. Все это приводит в конечном итоге к широкому распространению недобросовестной конкуренции, обману ожиданий клиентов, необоснованному завышению цен, общему снижению качества услуг, формированию недоверия клиентов к институту консалтинга в целом. Такая ситуация, безусловно, повышает риски потери деловой репутации, а вместе с ней и привлекательность их как работодателей. Это приводит сначала к снижению конкурентоспособности российских консультантов в борьбе за высококвалифицированные трудовые ресурсы, и в конечном итоге – к риску снижения качества предоставляемых ими консультационных услуг. Развитие законодательного регулирования консалтинговой деятельности могло бы значительно снизить неопределенность на рынке и создать институциональные условия для формирования дополнительных факторов конкурентоспособности для молодых, но динамично развивающихся консалтинговых компаний. 
Таким образом, анализ особенностей институциональной среды современной российской экономики позволяет выделить в качестве ключевых конкурентных преимуществ, необходимых российским консалтинговым компаниям, стремящимся достичь высокого уровня конкурентоспособности, высокий уровень лояльности клиентов и высококвалифицированного персонала, постоянное высокое качество предоставляемых услуг и позитивную деловую репутацию. 

1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинформ,1999. 
2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория./ Под общей ред. А.А. Аузана.- М.: ИНФРА – М, 2006.
3. Курбатова О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг. - М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение// THESIS. -Т.1.Вып. 2. – 1993.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
6. Ханферян В. Рейтинг консалтинговых компаний по итогам 2007 г. рейтингового агентства "Эксперт РА" http://www.raexpert.ru/ratings/consulting/2007/


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку