CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2009 arrow Теоретический журнал "Credo new" arrow К.Г. Шерьязданова, Правовая природа дипломатической деятельности
К.Г. Шерьязданова, Правовая природа дипломатической деятельности

К.Г. Шерьязданова
магистр юриспруденции и политологии


Правовая природа дипломатической деятельности


Существование и развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость   внешних связей требует  их организации и  регулирования   международным правом.
Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.
С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность.
По мнению Г. Никольсона, дипломатическое право появилось  еще до возникновения государства, когда сложился  определенный обычай, позже приведший  к созданию  института неприкосновенности посла. С образованием государства  стали складываться отдельные обычаи, которые находили выражение и в договорах, регулирующих официальные сношения между государствами, отдельными суверенами. При этом следует отметить, что образовывающиеся обычаи определяли режим  посла и его действий как временного представителя суверена.
Особый интерес вызывает  индийский памятник первого тысячелетия до н. э. - Законы Ману, который вместе с такими произведениями древнейшего индийского эпоса, как "Рамаяна", дает представление о задачах и положении послов древней Индии. В Законах Ману говорится о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе "Царь" записано, что "мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те, из-за которых происходят мир или война».  «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению" - гласили Законы Ману, так как посол находился под покровительством божества. Под покровительством божества находились также и помещения посольства.
В Древней Греции развитие внешних отношений приводит к появлению особых лиц, уполномоченных  для ведения внешних сношений: "вестников"  и "старейшин", которых снабжали соответствующими грамотами (дипломами). Следует заметить, что институт "старейшин" возник позже и носил светский характер, в то время как институт "вестников" - это институт особых жрецов, которые вначале занимались всеми вопросами внешних отношений, затем сопровождали светское посольство, скрепляли клятвой договоры и занимались вопросами выдачи преступников.
С. Филипсон пишет, что в Греции послы со священной миссией были всегда и везде неприкосновенными, послы светского характера были неприкосновенны постольку, поскольку они выполняли посольские функции. Все они считались под покровительством Гермеса и в мирное время, и во время войны. Анализируя международно-правовые нормы Рима, С. Филипсон приходит к выводу, что помещения послов не пользовались иммунитетом, но вместе с тем они не могли служить убежищем для преступников [1]. 
В Древнем Риме появляется юридическое понятие святости посольства и договоров (jus et sacra legationis). Создаются специальные органы внешних сношений - особая жреческая комиссия - фециалы. Посольства назначаются специальными постановлениями сената. Посольство состояло, как правило, из нескольких послов, причем один из них был главой (princepes legationis). В дипломатической практике Рима различались послы (legati caduceatores), ораторы (oratores) и вестники (nuntii).
Так сказать, верительной грамотой, удостоверяющей качество посла, был особого вида золотой перстень, наличие которого давало право на льготы и привилегии. Послы должны были отчитываться перед сенатом в своей деятельности. Существовал особый церемониал приема иностранных послов дружественных и враждебных держав, причем послы последних ставились в худшие условия.
Международные отношения эпохи феодализма так же, как и в древности, не носили всеобъемлющего характера. Дипломатические отношения в основном ограничивались определенными районами (Европа, Ближний Восток и Северная Африка, Средний, Дальний Восток), хотя в это время можно говорить об отдельных связях между дальними районами. Лишь в императорскую эпоху создается особый аппарат, занимающийся внешними сношениями и подчиненный императору. Послы также  назначались императором.
Особенностью дипломатической деятельности того времени являются созданные институты постоянного посольства и так называемая привилегия квартала. Городские кварталы были изъяты из юрисдикции государства пребывания в пользу иностранных послов. Это было главным образом в тех государствах, где  имели место частые мятежи и смуты (например, в Риме, Мадриде, Лиссабоне, Генуе, Венеции и во Франкфурте-на-Майне). Однако в течение первой половины XVII в. "привилегия посольского квартала" была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида (считается отмененной в 1684 г.) и Рима (считается отмененной в 1693 г., когда Людовик XIV формально отказался от этой привилегии). К 70-м годам XIX в. в Европе запретили  предоставлять убежище в помещении дипломатического представительства. Некоторое время это сохранялось только в Испании и очень длительное время в ряде стран Востока, например,  в Китае [2].
В этот же период складывается принцип полного изъятия дипломатического представителя из уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.
Дипломатическое право возникло и развивалось, прежде всего, как посольское право, как совокупность норм, определявших положение посла. Только к началу XX в. можно  говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое,  в совокупность норм,  регулирующих все официальные сношения государств. Дипломатическое право первоначально  охватывало вопросы иммунитета, выделяя личный и представительский, и рангов глав представительств (Венский протокол от 7 марта 1915 г. и Аахенский протокол от 21 ноября 1918 г.).
Параллельно с формированием внутригосударственного правопорядка шло формирование международного правопорядка, складывались нормы и принципы междугосударственного общения, в частности, формировалось дипломатическое и консульское право, оказывающее большое влияние на организацию дипломатической и консульской служб. Нормы и принципы дипломатического права,  касающиеся таких вопросов, как, например, правового положения дипломатических и консульских представительств, их функций, привилегий и иммунитетов, не могли не быть учтены каждым государством, участвующим в международном общении, при организации своих внешних сношений, своих дипломатических и консульских служб.
Новым моментом развивающегося дипломатического права следует считать образование и развитие международных организаций, комиссий, международных ассамблей, периодически или ежегодно созываемых, появляется новая категория дипломатов (международные должностные лица) и определяется их режим.
Исходя из вышеизложенного, дипломатическое право следует определить следующим образом: дипломатическое право - это совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права норм, которые выражают волю народа, господствующих классов субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют положение и деятельность (статус и функции) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования [3].
Дипломатическим правом регулируются вопросы официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. К таким вопросам относятся вопросы регламентации внешних сношений государств, формы их представительства за границей, формы ведения переговоров, организация дипломатической службы (центральной, зарубежной), вопросы дипломатического этикета, подготовки и создания дипломатических актов, их классификация, подготовка дипломатических кадров и ряд вопросов гражданско-правового характера.
Предметом дипломатического права является дипломатическая деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.
В советской литературе  появился термин "право внешних сношений", которым авторы определяли область правового регулирования дипломатической и консульской деятельности,  а конкретные институты этого права как подотрасли права внешних сношений - дипломатическое право, консульское право, право специальных миссий, дипломатическое право международных организаций [4].  
 По-иному определяют дипломатическое право зарубежные юристы, считая, что  "право дипломатии не есть часть международного права" [5]. А такие авторы, как   П. Корбетт, Шварценбергер, Г. Моргентау утверждают, что  дипломатия действует в пределах международного права, но может перейти за эти пределы и разорвать их, когда это выгодно [6-8]. 
Источниками дипломатического права являются международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях международных конференций и организаций.
Когда в практике государств в настоящее время встают вопросы правового положения дипломатического представительства, представительства при международных организациях, делегаций на международные встречи и конференции и других зарубежных органов внешних сношений, прав и обязанностей их персонала, то обращаются, прежде всего, к действующим конвенциям многостороннего характера, которые определили их режим.
Комиссия международного права ООН на своей первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы дипломатических и консульских сношений. В 1958 г. был составлен проект конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., принятой в Вене, а в 1961 г.-  проект конвенции о консульских сношениях и иммунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг. Следует отметить также Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.
Конвенциями универсального характера, оказывающими влияние на договорную практику государства по этому вопросу, являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.
К действующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности, кроме Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., регламенты международных встреч и конференций. В качестве примера конвенции регионального характера можно привести конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ 1985 г. [9].
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего,  в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.
В настоящее время Венская конвенция является основным международным правовым документом, определяющим статус и функции дипломатического представительства при главаре государств. Конвенция состоит из преамбулы и 53 статей.
Преамбула  конвенции констатирует, что конвенция способствует развитию дружеских отношений между государствами независимо от различий в их государственном и общественном строе, то есть  формулирует принцип мирного сосуществования. Далее в преамбуле специально подчеркивается соответствие данной конвенции целям и принципам Устава ООН в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами. Наконец, преамбула утверждает теорию функциональной необходимости привилегий и иммунитетов, поскольку здесь прямо говорится, что они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций.
Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках и Гаванская конвенция о дипломатическом убежище 1928 г., а также Конвенция о дипломатических чиновниках от 20 февраля 1928 г. отражает обычаи и практику многих государств, содержит, как говорится в преамбуле, "принципы, в общем принятые всеми нациями".
Участниками Конвенции на 1988 г. являлись следующие государства: Бразилия (1929), Мексика (1929), Панама (1929), Никарагуа (1930), Венесуэла (1932), Доминиканская Республика (1932-с оговорками), Коста-Рика (1933), Куба (1933), Уругвай (1933), Колумбия (1936), Эквадор (1936), Чили (1939-с оговорками), Гаити (1941), Перу (1941), Сальвадор (1956). Особенность действия этой конвенции  заключается в том, что многие латиноамериканские государства - участники данной конвенции являются одновременно участниками общей конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, выработанной в Вене в 1961 г. [10].  
Следует  отметить, что ряд положений этих конвенций аналогичны, ряд положений дополняют друг друга, а несколько положений отличаются друг от друга. 
Многосторонние соглашения о режиме дипломатической деятельности основываются на общепризнанных принципах современного международного права: суверенное равенство, уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела, взаимность и ответственность за нарушение международного права.
В заключении хотелось бы отметить, что особенностью  современных международных отношений является   взаимозависимость государств перед лицом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество и от решения которых зависит его выживание. Их решение возможно только на путях взаимной безопасности, на путях сотрудничества государств. Решать общечеловеческие глобальные проблемы силами одного государства или группы государств невозможно. Необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Сотрудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права - таково категорическое требование времени, в котором мы живем.

Использованная литература.

1. Phillipson С. The International law and Custom Ancient in Greece and Rome. – London, 1991. – P. 337.
2. Genet K. Traite de diplomatic et de droit diplomatigue. – Paris, 1931. –  Vol. 1. – P. 16.
3. Сандровский К. К. Право внешних сношений. – Киев, 1986.
4. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. – М., 1961. –  Гл. XIX. – С.56.
5. Pradier-Fodere P. Cours de droit diplomatigue. – Vol. 1. – P. 4.
6. Corbett P. Law in Diplomacy. – Princeton, 1959. – P. 272.
7. Schwarzenberger G. A manual of International law. – 1952. – P. 4.
8. Morgentau H. Politics in the XX-th Century. – Chicago, 1962. – V. III.
9. Thayer Ch. The Diplomat. – N. Y., 1959. – P. 161.
10.  Блищенко И. П. Дипломатическое и консульское права в практике стран Латинской Америки / /Международное право и Латинская Америка. – М., 1962.

 

 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку