Ю.И. Семенов
ОДНО-ПРЕДМЕТНЫЕ СТРУКТУРЫ НЕРЕФЛЕКСИВНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ЗНАЧКА
При рассмотрении в структурно-функциональном аспекте любая система, осуществляющая функцию обратной связи, а также любое живое существо, любое сообщество и т.д., осуществляющее деятельность, направленную на себя, представляет собой структуру, в которой в качестве элементов выступает один и тот же предмет. Такие структуры, в которых один и тот же предмет выполняет функции всех ее элементов, будем называть одно-предметными. Существование приведенных здесь в качестве примера одно-предметных структур является более или менее очевидным и основывается на осуществлении предметом той или иной рефлексивной функции.
В данной статье я хотел бы показать наличие одно-предметных структур нерефлексивного типа и выявить условия их существования. Прежде чем приступить к изложению этого вопроса примем следующие исходные предпосылки исследования:
1) под субъектом понимается отдельный человек;
2) содержанием сферы субъекта, допустим, являются тело, сознание и деятельность этого человека;
3) сфера субъекта определяется тогда тремя границами: телесной границей, границей сознания и границей деятельности этого отдельного человека;
4) все, находящееся вовне сферы субъекта, будем называть несубъектной сферой.
К числу предпосылок желательно было бы также отнести тезис, излагающий понимание того, что собой представляют указанные границы субъекта. Это не сделано намеренно, так как предмет исследования данной статьи затрагивает и этот вопрос, правда только в связи с темой данной статьи и только относительно границы сознания субъекта. Именно в этой предметной области и будет сосредоточено исследование условий существования и сущности одно-предметных структур нерефлексивного типа.
Проблема определения границы сознания субъекта требует тщательного и глубокого исследования. Здесь же будут только намечены общие методологические основы определения границы, необходимые для работы над поставленной задачей. Существенным свойством любой границы является ее двойственная сущность, поэтому то, что выступает в качестве границы сознания, одновременно каким-то образом должно быть причастно сфере субъекта и каким-то образом должно быть причастно несубъектной сфере. По моему мнению, этим что-то может являться объективная форма выражения содержания сознания, например, в письменном виде с использованием значков: букв алфавита, цифр, иероглифов и т.д. Значок или совокупность значков как вещи сами-по-себе, так и как формы объективного выражения содержания сознания, будучи созданными субъектом, далее существуют независимо от сознания, т.е. объективно. Поэтому любой значок или совокупность значков, с одной стороны, не принадлежит сфере сознания субъекта. С другой стороны, если значок создается для выражения какого-либо содержания сознания, то он оказывается также некоторым образом связанным с сознанием субъекта. Можно ли на этом основании утверждать, что такой значок принадлежит сознанию субъекта? Скорее всего, нет. Можно ли на этом основании утверждать, что такой значок принадлежит сфере субъекта? Скорее всего, тоже нет. Но кажется возможным утверждать, что он причастен сфере сознания и, соответственно, сфере субъекта. Причастен он может быть потому, что он образует границу сознания субъекта посредством того, что он выступает в качестве объективной формы выражения того или иного содержания сознания.
Если объектом восприятия является предмет незначковой природы, то чувственное восприятие этого предмета можно также выразить в объективной значковой форме. Значок при этом мог бы быть создан как образ (модель) или как знак по отношению к этому предмету. В этом случает объект чувственного восприятия (предмет), и объективная форма выражение чувственного восприятия этого объекта (значок) являются различными предметами. Между ними существует или отношение обозначения значком предмета, или отношение изображения значком этого предмета (если значок является образом, моделью этого предмета). Возможно также то, чтобы значок одновременно обозначал и изображал объект чувственного восприятия. Рассмотрим теперь другой случай, а именно, когда объектом чувственного восприятия является значок. В этой ситуации, как мне кажется, имеет место:
1. Совпадение объективной формы выражения чувственного восприятия значка и самого значка, как объекта этого чувственного восприятия.
Значок является чувственно-конкретным предметом, существующим, после его создания субъектом, объективно, то есть вне субъекта и независимо от субъекта, и может выступать в качестве объекта чувственного восприятия. В этой ситуации субъект, имеющий чувственный образ какого-либо значка, может сам воссоздать этот значок по его чувственному образу. Этот значок будет, с одной стороны, тем предметом (значком), который является объектом этого чувственного восприятия, а с другой стороны, - объективной формой выражения чувственного восприятия этого значка. Является верным и обратное: если объектом чувственного восприятия является значок, то он становится одновременно и объектом, и объективной формой выражения чувственного восприятия этого же значка.
Совпадение значка как объекта чувственного восприятия и как объективной формы выражения этого же чувственного восприятия обусловливает совпадение действий по воссозданию значка как объекта и по выражению чувственного восприятия значка в объективной форме. Это означает, что в онтологической сфере здесь имеет место абсолютное совпадение объекта чувственного восприятия и объективной формы выражения этого чувственного восприятия. Поэтому действия по воссозданию (созданию) значка как объекта и по выражению имеющегося чувственного восприятия значка в объективной форме в виде значка на основе онтологии значка не могут быть различены и разделены. Различение этих действий и значка как объекта и как объективной формы выражения чувственного восприятия имеет место только в конкретных деятельностных ситуациях с заданной целевой установкой. Например, дается задание показать знание каких-либо значков, тогда будут создаваться объективные формы выражения имеющихся чувственных восприятий этих значков. Но это только деятельностное различение, так как создаваемые объективные формы выражения имеющихся чувственных восприятий в онтологическом аспекте одновременно являются создаваемыми на основе имеющихся чувственных восприятий объективными предметами.
Вне таких целевых ситуаций действие выражения имеющегося чувственного восприятия значка в объективной форме и сама эта объективная форма выражения имеющегося чувственного восприятия значка оказываются объективно не нужными и не осуществляемыми.
Если рассматривать это совпадение в структурно-функциональном аспекте, то здесь имеет место одно-предметная структура нерефлексивного типа: один и тот же значок выполняет функции двух элементов в этой структуре: элемента - "объект чувственного восприятия" и элемента - "объективная формы выражения этого же чувственного восприятия". Поэтому структура оказывается как бы "свернутой" и значок воспринимается только как элементарный предмет.
Интересным представляется вопрос о том, позволяет ли указанное совпадение говорить об объективной истинности этого чувственного восприятия по отношению к его объекту? Специфика самой когнитивной ситуации наводит на мысль об использовании здесь корреспондентской теории истины, правда в модернизированном виде. Модернизация состоит в изменении характеристики сторон отношения истинности и критерия истинности:
1) отношение истинности следовало бы установить между знанием в его объективно выраженной форме и объектом этого знания;
2) критерием истинности тогда являлось бы совпадение объективной формы выражения знания и объекта этого знания.
Такая формулировка отношения истинности позволяет говорить об истинности не только высказываний и утверждений, но и таких "простых" объективных форм выражения чувственного знания как значок. Однако формулировка критерия истинности делает этот вариант корреспондентской теории истины узко специальной. Она становится ориентированной только на предельные когнитивные ситуации, в которых отсутствие и объективная ненужность опыта и практики для установления истинности обусловлено самой спецификой объекта знания. В рамках этой модернизированной корреспондентской теории истины на поставленный выше вопрос можно дать положительный ответ.
Поскольку установление этой объективной истинности осуществляется не посредством практики, а непосредственно в процессе выражения чувственного знания в объективной форме, постольку можно утверждать, что установление объективной истинности этого знания не зависит от опыта субъекта. Субъект, в действительности, может постоянно изменять вид объективного значка и сразу же, одновременно иметь объективно выраженное истинное знание этого значка. Фактически это знание является приобретенным в опыте, на практике, но объективная истинность его обусловлена тем, что объективная форма выражения чувственного знания совпадает с предметом, являющимся объектом этого чувственного знания.
2. Совпадение обозначаемого и обозначающего.
Рассмотрим пример, когда имеется некоторый предмет в качестве объекта чувственного восприятия и чувственный образ этого предмета. Допустим, что в качестве этого объекта выступает предмет, которому соответствует слово (значок) "дом". Этот значок не совпадает с объектом чувственного восприятия и не является образом этого предмета. Иначе говоря, значок "дом" не связан содержательно с объектом чувственного восприятия и не связан содержательно с самим чувственным восприятием. Поэтому чувственный образ этого предмета не может быть содержательно выражен в объективной форме при помощи просто значка "дом". Но тем те менее, такие значки-слова используются в качестве объективной формы выражения содержания сознания. Связь значка с содержанием сознания имеет здесь условный характер. Предварительное установление таких условных связей между имеющимися восприятиями объектов и значками (словами), а соответственно между значками (словами) и самими объектами, является необходимым условием для того, чтобы можно было использовать значки (слова) в качестве объективной формы выражения содержания сознания.
Теперь несколько изменим ситуацию: примем, что в качестве объекта чувственного восприятия выступает тот же самый предмет, которому соответствует слово (значок) "дом", но рассмотрим отношение этого предмета с его значком-образом. Значок-образ имеет содержательную связь с объектом чувственного восприятия и с чувственным восприятием этого объекта. Поэтому этот значок-образ можно считать объективной формой выражения чувственного восприятия объекта не на основе предварительно установленной условной связи, а на основе их содержательной связи. Но этот значок-образ может выполнять те же функции, что и значок-слово "дом". Пока без предварительного обоснования будем называть эти функции функциями знака. Тогда значок-слово и значок-образ будут выступать в качестве знаков одного и того же предмета, иначе говоря, значки будут выступать в качестве обозначающего, а предмет - в качестве обозначаемого. Обозначаемое и обозначающее здесь являются различными предметами.
Возникает вопрос именно о том, употребляется ли объективная форма выражения чувственного восприятия значка как знак? Собственно нет ничего запрещающего это. Объективная форма выражения чувственного восприятия значка может употребляться в качестве обозначающего во всех тех же случаях, в которых употребляются в качестве обозначающего значки-слова и значки-образы. Например, для значка-слова "дом" представим такую ситуацию: на некотором сооружении висит табличка "дом, который вы видите, построен в таком-то году". То же самое, например, для значка "А" - "А, которое здесь написано, написано в таком-то году". Слово "дом" в первом случае обозначает то сооружение, на котором висит табличка. Во втором случае значок "А" обозначает самого себя.
Из этого следует, что, если значок выступает в качестве объекта чувственного восприятия, то в структурно-функциональном аспекте он представляет собой еще "свернутую" одно-предметную структуру с отношением обозначения. В этой структуре один и тот же значок выполняет одновременно функции двух элементов: обозначающего и обозначаемого. Это вторая одно-предметная структура, которая накладывается на значок.
Это означает также, что является принципиально возможным существование не одно-предметных структур "обозначаемое - обозначающее", образованных только из значков, когда обозначаемое и обозначающее не совпадают.
Таким образом, получается, что значок, одновременно, выполняет четыре функции, а именно, функции объекта чувственного восприятия и объективной формы выражения чувственного восприятия объекта, а также функции обозначаемого и обозначающего самого себя. При таком рассмотрении он представляется системой из двух структур, элементы и отношения которых совмещены в одном и том же значке. Однако рассмотренные одно-предметные структуры не являются самостоятельными в том смысле, что их существование обусловлено включенностью значка в структуры, в которых одним из элементов является субъект, осуществляющий соответственно познание и обозначение.
|