CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1998 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Хроника научной жизни Христианство и Ислам на рубеже веков
Хроника научной жизни Христианство и Ислам на рубеже веков

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

(О состоявшейся в Оренбурге 23 - 24 апреля 1998 г. Всероссийской научно - практической конференции)

           Христианство и ислам - мировые религии, охватывающие своим влиянием около 2,7 миллиарда населения земного шара. Религиозное возрождение в России в равной степени относится как к христианству, так и к исламу, неизбежно затрагивает сферу межконфессиональных и государственно-церковных отношений, что ставит на повестку дня вопрос о взаимодействии христианства и ислама.
           В последние годы усилились заявления как со стороны христианских деятелей Запада, так и со стороны мусульманских теологов и политиков Востока о том, что после развала мировой системы социализма главным противоречием эпохи стало противоречие между исламом и христианством. Подобные заявления получают соответствующие отклики и на территории бывшего СССР. Это обусловлено как нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке, где Россия стремится быть одним из гарантов мира, так и весьма напряженной ситуацией внутри страны - на Северном Кавказе. Сейчас в России действуют разные политические силы, и некоторые из них очень заинтересованы в разжигании сепаратизма инационализма, стремясь буквально втянуть религиозные организации в политику, пытаясь тем самым придать легитимность своим притязаниям. Эти тенденции заставляют искать пути противодействия, среди которых одним из важнейших является межрелигиозный диалог, взаимодействие. Такое взаимодействие возможно в решении социальных, экологических, нравственных, культурных, межнациональных проблем, в защите прав человека, пропаганде общечеловеческих ценностей.
           Если обратиться к истории христианства и ислама в Оренбургском крае, то историческая память напоминает о многом. Так, Оренбургская-Уфимская епархия была создана в 1799 году, 16 октября (по старому стилю). Первым епархиальным архиереем стал Амвросий Келембет (с ноября - епископ Оренбургский). В 1865 году Оренбургская-Уфимская епархия была поделена на две части: Уфимскую (Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей, Мензелинск) и Оренбургскую (Оренбург, Челябинск, Троицк, Верхнеуральск, Орск с уездами). Интересно отметить, что в начале ХХ века в епархии насчитывалось 2 мужских монастыря, 8 женских, 10 соборных церквей, 529приходских, 25 церквей домовых, 7 кладбищенских, 257 часовен. Библиотек при церквях было 5521.
           В 1789 году в Уфе учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, что позволило оформиться центру управления мусульманами Оренбургской губернии и получить юридический статус служителям мечети как особому сословию.
           Та же историческая память напоминает, что 20 января 1918 года Совнарком РСФСР принимает декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" (впоследствии утвердилось следующее название декрета: "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"), который стал основой "церковной политики" Советского государства. Иначе, в России после октября 1917 года стала воплощаться концепция атеистического государства: элементом политики стала атеистическая пропаганда и вытеснение церкви из всех сфер общества. Отделение церкви от государства и школ от церкви - по сути своей, задача буржуазной революции - была в основном завершена к середине 20-х годов. Зимой 1929-1930 годов в ходе кампании по хлебозаготовкам и коллективизации возникшие трудности были отнесены на счет "кулацких элементов" и "служителей культа". Вслед за идеологической атакой на религию развернулась кампания по закрытию молитвенных зданий. Коллективизации повсеместно сопутствовало "раскулачивание" служителей культа. На духовенство и наиболее активных верующих обрушились судебные и несудебные расправы. Оренбургский край не составлял исключения. Духовное возрождение России сегодня многими политиками, учеными связывается с обращением и к религиозным ценностям. В этой связи можно обратиться к трудам С.Л. Франка, И.А. Ильина. В статье "Что дало России православное христианство" И.А. Ильин писал: "История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывающего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безбожие, народы разлагались и гибли. Понятно, что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры"2. Сегодняшний этап развития современного российского общества предполагает поиск оптимальной модели во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, формирование новой законодательной и нормативной базы в сфере государственно-церковных отношений. В то же время необходимо учитывать опыт российской истории: возрастание политической значимости "религиозного фактора" было связано с потерей контроля со стороны государства над этой сферой.
           Затронутые выше проблемы обсуждались российскими учеными на международной конференции "Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)", проходившей в июне 1994 года в Омске. В ходе работы конференции был организован "круглый стол": "мусульманско-христианское взаимодействие - цели, формы и перспективы".
           В сентябре 1995 года в Санкт-Петербурге была проведена теоретическая конференция "Философия религии и религиозная философия: Россия, Запад, Восток".
           Исторически сложилось так, что Оренбургская область лежит на пересечении важнейших путей, соединяющих европейские районы страны с Казахстаном и центральной Азией. Совокупность геополитических, демографических, исторических, религиозных и социальных факторов создает Оренбуржью неповторимый полинациональный колорит. Поэтому проведенная в Оренбурге Всероссийская научно-практическая конференция "Христианство и ислам на рубеже веков" гармонично вписалась в логику исторического процесса страны, тех ярких изменений, которые происходят в сфере межнациональных отношений в Оренбуржье. В работе конференции участвовали ученые Москвы, Казани, Уфы, Акмолы, Омска, Оренбурга. В начале пленарного заседания было зачитано приветствие Р.Г. Абдулатипова, перед участниками конференции выступили отец Василий и .муфтий Оренбуржья - Габдельбарый хазрат, призвавшие соотечественников к преодолению иммунитета жестокости, безнравственности, к вхождению в мир человеческих отношений совместными усилиями. Заместитель главы администрации области, кандидат философских наук В.Н. Рагузин в докладе "Единство и взаимосвязь религиозных и национальных компонентов в демократическом переустройстве Оренбургской области как субъекте Российской Федерации" отметил, что в течение трех столетий на территории России развивается уникальная евразийская цивилизация, в которой христиане и мусульмане играют основную роль. Сегодняшняя Россия уцелеет при сплоченном народе и распадется от этнофеодализма. Для христиан и верующих, исповедующих ислам, русских и татар, башкир и коми необходимо "единство в многообразии". Наибольшие трудности для сближения России и исламских народов представляют политические факторы, историческое наследие, раскалывающие российско-мусульманский мир. И, напротив, наличие общих элементов в культуре становится фактором, который может работать на сближение частей этого мира. Говоря об Оренбуржье, В.Н.Рагузин подчеркнул, что состояние межконфессиональных отношений в области можно охарактеризовать на данный момент как относительно спокойное, но содержащее в себе ряд противоречий, которые при определенных обстоятельствах могут превратиться в острое противоборство конфессий. Стремление использовать религиозный фактор для этнополитической мобилизации встречается не только в мусульманской, но и в православной среде. Одновременно в деятельности религиозных организаций области наблюдаются позитивные усилия, способствующие сглаживанию противоречий и достижению межнационального согласия.
           Доктор исторических наук, зав. кафедрой религоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Трофимчук Н.А. остановился на вопросе о миссионерской деятельности в системе политических отношений. Профессор отметил, что принципы миссионерской деятельности заложены в христианской идее универсального спасения и обосновываотся словами Христа: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа" (Мф.28:19). Вот почему миссионерская деятельность для каждого верующего - божественное установление, и использование религиозного рвения миссионеров в политических целях - явление вторичное, используемое в политике государств для решения внешнеполитических задач. Н.А. Трофимчук использовал статистические данные. Сегодня более 40 стран посылают своих миссионеров, около 100 принимают, около 60 стран полностью или частично ограничивают приезд иностранных миссионеров. Ежегодные расходы составляют около 1 млрд. долларов на более чем 50 тысяч миссионеров. По некоторым данным в России действуют от 700 до 1500 миссионеров, в основном из США, Южной Кореи. Резюмируя свое выступление, Н.А. Трофимчук подчеркнул, что миссионерство было на протяжении последних двух тысячелетий человеческой истории и остается в настоящее время инструментом, позволяющим производить жизненно важные перемены в обществе. Оно является таковым, наряду с другими орудиями и инструментами, которые изобрела западная цивилизация, дополняя трех великих богов современности: науку, технику и индустриализацию - и используется вместе с ними для содействия распространению ценностей западного мира.
           Р.Ю. Беляков - кандидат исторических наук, зав. сектором по связям с общественно-политическими формированиями Аппарата Президента Республики Татарстан (г. Казань) изложил консервативные и реформаторские течения в современной православной иерархии. В частности, Р.Ю. Беляков отметил, что в истории Русской Православной церкви трудно переоценить роль ее высшей иерархии - епископата. Это связано со многими особенностями развития как христианства в целом, так и отечественного православия в частности. К числу особенностей относятся: авторитаризм христианского вероучения, жесткая, централизованная структура управления, низкий уровень образованности и культуры как большинства духовенства, так и верующих, иностранное (греческое) происхождение высшей иерархии, теснейшая связь иерархии с государственной властью и др. Применительно к современным условиям, как утверждает Р.Ю.Беляков, особая роль епископата не только сохраняется, но и возрастает. Церковное руководство освободилось от оков идеологического и политического контроля со стороны аналитического государства. Совет по делам религии и его уполномоченные на местах канули в лету. Государство все более откровенно тянется к установлению особых отношений с церковью, пытается опереться на ее авторитет. Сняты все ограничения на пропаганду вероучения, на общественную деятельность. За консервативными и реформаторскими направлениями в современной православной иерархии стоят их "духовные отцы". Консервативное крыло делает ставку на постепенное сближение церкви и государства, максимальное приближение к той модели, которая существовала до 1917 года. Умеренно либеральная часть епископата полагает, что наилучшим вариантом строительства отношений между государством и церковью является реализация принципа отделения их друг от друга. Современная борьба двух течений в среде высшей православной иерархии является в настоящие время наиболее зримым проявлением перемен в церковной жизни. Г.М. Керимов - доктор исторических наук, профессор кафедры религоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ выступил на пленарном заседании конференции с сообщением "Религиозный фундаментализм в современном мире и перспективы его проявления в России". Гасым Мамедовнч подчеркнул, что ислам в России имеет длительную историю становления и развития - 13 столетий, а в районах Южного Дагестана, в Дербенте ислам восходит к 7 веку. Ислам в России является религией ее местного, коренного населения, в отличие от его носителей в Англии и Франции, куда они прибыли из стран Ближнего Востока, Индопакистанского континента. В Германии на сегодняшний день насчитывается 2 млн. 300 тысяч мусульман, в основном это выходцы из Турции. Профессор остановился на особенностях ислама, к числу которых он отнес: несхожесть аллаха с его творением - человеком, отсутствие церковной службы и монашества, отсутствие посредника между богом и человеком (каждый спасает себя сам), основательные запреты ислама (отказ от вина, свинины, недопустимость прелюбодеяния). За 14 веков ислам сталрелигией, способствующей созданию государства на основе религиозной идеологии, а шариат - единственный источник юриспруденции во многих мусульманских странах, где правитель защищает религию. Гасым Мамедович затронул вопрос об исламском фундаментализме, подчеркнув, что содержательный аспект этого явления кроется в неправильном толковании ислама реакционными деятелями. Насколько правомерна попытка отдельных политологов навязать общественному мнению образ врага в лице ислама в сегодняшней России? Г.М. Керимов отметил, что мусульманское движение, означающее религиозно-политический характер и ставящее целью борьбу с другими конфессиями или со светской властью за установление теократии, в отношении России вообще неприемлемо. В статье доктора исторических наук А. Юнусовой (участницы конференции) "Ислам в контексте Российской истории'' подчеркивается, что мусульмане России пребывают в пространстве, где численно и политически доминирует христианское большинство. Российский ислам почти моноэтничен и представлен в основном татарами, башкирами, народами Волжско-Уральского региона и Северного Кавказа. По официальным статистическим данным в России насчитывается 15 млн. мусульман. Правомерно автор статьи ставит вопрос: "Можно ли говорить, что мусульмане в таком количестве, разбросанные по всей стране, могут быть носителями фундаменталиама, тем более осуществлять его на практике?''3
           После пленарного заседания прошла работа четырех секций. Материалы конференции вошли в сборник "Христианство и ислам на рубеже веков", который раздавался участникам конференции до ее открытия. На втором пленарном заседании конференции ее участники обсудили и приняли рекомендации, в которых отмечено, что формирование социально-экономических, этнополитических и нормативно-правовых основ новой российской государственности невозможно без национального согласия, без участия в этом религиозных институтов. Христианство и ислам, отрицая насилие и войну, по своей общественной направленности имеют целью примирение людей.
           Для участников конференции 25 апреля в концертном зале филармонии состоялся традиционный благотворительный вечер "Жить во благо людей". И во время работы конференции, и во время прекрасного концерта доминировала одна идея: в бурном океане человеческих страстей конца ХХ века можно выжить, опираясь на сочувствие, любовь и доброту окружающих.

           ПРИМЕЧАНИЯ

           1. Любовь и Восток – Оренбург, 1994., С. 62
           2. Советская Россия 1993, 1 июля.
           3. А. Юнусова. Ислам в контексте Российской истории. (Азия и Африка), 1998 –3, С 63.

И. Габдулгафарова,
зав кафедрой истории Отечества
и социально-политических теорий ОГПУ,
кандидат философских наук, доцент.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку