CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2010 arrow Теоретический журнал "Credo new" arrow Социально-философские аспекты проблемы суицида, Е. С. Калиниченко
Социально-философские аспекты проблемы суицида, Е. С. Калиниченко

Е. С. Калиниченко

 

Социально-философские аспекты проблемы суицида

 

 

В истории человечества проблема самоубийств оценивались по-разному: от резкого осуждения до признания самоубийства как достойного способа ухода из жизни. В разные исторические эпохи в различных обществах, а иногда и в разных слоях одного общества самоубийству давались противоположные моральные оценки.  По-разному оценивалось самоубийство и юриспруденцией. Отношение к этому акту зависело от философских, религиозных, правовых и научных воззрений.

В мифологии народов Европы считалось, что самоубийцы превращались в вампиров. Различные поверья относительно самоубийц встречаются у всех народов мира, что говорит о возникновении самоубийств на самых ранних этапах развития человечества [4].

В одних общинах и племенах самоубийство считалось как бы «личным делом», в некоторых - существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством, в других же на самоубийство был наложено табу, и его попытки жестоко каралась. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.

Для примитивных культов смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов. Духов, бродивших ночами по земле, и вмешивающихся в дела живых. Вот как об этом рассказывают былины. «В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, так деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где он повесился, появилось приведение и в образе Григория показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо женщину, что у той отнялся язык» [3, с. 216].

Так же согласно многим поверьям, считается, что черти возят на самоубийцах воду или катаются на них верхом: «Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, - говорит, - сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся – самое плохое дело, на них черти воду возят» [3, с. 216].

Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. У некоторых народов старики, когда приходило время, обычно уходили умирать по своей воле. Например, по традиции эскимосов их старики просто уходили в тундру и там замерзали. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз. Уже в античные времена, на острове Кеос, старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой. Этот обычай дольше всего просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы.

Первые закрепленные ограничения, связанные суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Родственникам покойного запрещается подходить к трупу, а дерево, на котором повесился несчастный, а также его дом придают очистительному огню. Родственники должны принести искупительную жертву - быка или овцу [2]

В эпоху античности описания различных типов самоубийств можно встретить практически во всех древнейших рукописных произведениях отражены не только описания различных случаев и типов самоубийств у разных народов, но и отражение мотивов, которые могли приводить к самоубийству, отношения общества к самоубийству отдельных своих членов или целых групп, способов и видов самоубийств, попыток препятствовать самоубийствам.

В древней Греции, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей строго осуждалось и каралось посмертным позором.

По религиозным взглядам древних германцев в рай попадали только мужчины, а так же женщины, покончившие жизнь самоубийством после смерти мужа. У многих народов самоубийство считалось предпочтительнее, чем сдача в плен или рабство. В Индии, Китае, Японии оно было относительно распространено и в определенных случаях носило характер социального предписания. Наоборот, в Спарте и Афинах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения. Отрицательное обоснование к этому акту можно найти в учениях греческих философов -  Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Древнем Риме отношение к суициду было двойственным, одни прославляли суицид, другие осуждали [5].

Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во Вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. Самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не вправе устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий. Для стоиков и эпикурейцев самоубийство было приемлемым. Например. Плиний младший, считал, что именно в этом - преимущество человека перед богами.

В «Дигестах» Юстиниана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот кто не жалеет себя, не пожалеет и других». В древнем Риме трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, суицид был приравнен к преступлению - за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был, по сути, богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой (самый известный пример - смерть Сенеки).

Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью - у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна. В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление, подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что самоубийца мог действовать в состоянии исступления и больше нуждался в жалости, чем в преследовании по закону (тем не менее, первый царь иудеев Саул покончил с собой, бросившись на меч).

Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Вернее в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал - то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление. В средние века под давлением религии в Австрии, Пруссии, Франции и некоторых других странах самоубийство стали относить к преступлениям.

В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством», в 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку совершив самосуд, они уходили от наказания, в 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив.

В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь - для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что должно символизировать вечное горение души в адском огне. В Бордо - самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Обервиле - тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (XIII в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин - его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны.

Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение.

В новое время первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Дэвид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился, опубликовал свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий. Поскольку отношение к самоубийству как явлению постепенно менялось, те кто, его совершал, часто признавались психически ненормальными.

Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц. Первым это сделала Франция во время Французской революции. В Америке, еще в 1881 году собрание штата Нью-Йорк определяло срок 20 лет тем, чья попытка самоубийства была неудачной. Дальше всех, наверное, пошли англичане - раньше по английским законам, в случае неудавшегося самоубийства, государство доводило начатое дело до конца. А уголовный преступлением самоубийство перестало считаться в Великобритании не так давно - в 1961 году, а еще в 1955 году состоялся процесс, по итогам которого подсудимого приговорили к двум годам тюрьмы.

В военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить, не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким. Жесткие кары за попытки самоубийства были введены при Петре I, затем они были смягчены, но по «Положению о наказаниях уголовных и  исправительных от 1885 года» лишение себя жизни не влекло уголовного наказания только в случаях, когда «кто-либо по великодушному  патриотизму  подвергнет себя очевидной опасности или прямо верной смерти, а равно женщина лишит себя жизни для спасения от грозившего насилия. Статьи об ответственности за самоубийство и за покушение на него действовали в России довольно долго. В Англии уголовные санкции за покушение на самоубийство были отменены только в 1961 году [1].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биркин А.А., Войцех В.Ф., Костюкевич В.П., Кучер А.А., Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога, Изд-во СПб., 2003.

2. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М. Изд-во: Когито-Центр, 2001.

3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2000 с. 216.

 4. Рассоха И.Н. Язычество народов Европы, Изд-во Торсинг, 2002.

5. Фиссер М.В., Драконы в мифологии Китая и Японии. Издательство Профит стайл. 2008.

 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку