CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2010 arrow Теоретический журнал "Credo new" arrow Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в современной России
Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в современной России

О.А. Ефанова

кандидат философских наук

С.П. Иваненков

доктор философских наук

 

 

Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в  современной России

 

В рамках исследования динамики культурных потребностей молодежи в контексте современных социокультурных изменений (1980 – 2010 гг.) Центром социологических исследований РАГС был проведен социологический опрос молодежи в конце 2009 года. Единицей наблюдения в массовом социологическом опросе являлись респонденты, представляющие население Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет включительно.

Выбор возрастного интервала был продиктован тем, что, ввиду отсутствия закона о молодежи, данные о численности населения представлены в Итогах Всероссийской переписи населения 2002 года по следующим возрастным группам: 15-17 лет; 18-19 лет 20-24 года; 25-29 лет. В связи с этим, для формирования репрезентативной выборки за основу были взяты указанные выше возрастные границы, несмотря на то, что в Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, отмечается, что «государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте  от 14 до 30 лет».[1]

Выборочная совокупность опрошенных отражает доли молодежи, проживающей в центрах субъектов РФ, в средних, малых городах и сельских населенных пунктах.

Опрос проводился с 23 по 30 октября 2009 года по общероссийской репрезентативной выборке в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ставропольский край, Брянской, Челябинской, Иркутской областях, городах Москва и Санкт-Петербург, представляющих все федеральные округа РФ. Объем выборочной совокупности - 1050 человек.

По половым и возрастным группам респонденты распределились следующим образом.

Таблица 1

Распределение респондентов по полу и возрасту (в %)

Возраст (лет)

Мужчины

Женщины

15-17

17,1

20,0

18-19

16,2

12,2

20-24

33,5

36,2

24-29

33,3

31,6

 

Молодежь, проживающая в центрах субъектов Российской Федерации, городских населенных пунктах, кроме центров субъектов Российской Федерации, и сельских населенных пунктах представлена в следующих пропорциях.

Таблица 2

Распределение респондентов по типам населенных пунктов (в %)

Типы поселений

 

Центр субъекта Российской Федерации

50,3

Другие города

33,5

Сельские населенные пункты

16,2

 

Характеризуя распределение респондентов по образованию, следует отметить незначительное превышение доли респондентов с высшим образованием

Таблица 3

Распределение респондентов по образованию (в %)

Уровень образования

 

Высшее или незаконченное высшее

29,0

Среднее специальное (техникум, колледж и др.).)

21,2

Полное среднее (средняя школа, профессиональное училище)

32,9

Неполное среднее, начальное

17,0

 

По виду деятельности респонденты распределились следующим образом:

Таблица 4

Распределение респондентов по виду деятельности (в %)

Вид деятельности

 

Учащиеся школ

18,6

Учащиеся профессиональных училищ

3,0

Учащиеся средних специальных учебных заведений (техникума, колледжа и т.п.)

6,9

Студенты высших учебных заведений

18,6

Рабочие промышленности, транспорта, строительства и др.

10,9

Работники сельского хозяйства, фермеры

1,5

Специалисты технического, гуманитарного профиля

11,0

Военнослужащие, работники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и аппаратов государственного управления

4,2

Работники торговли, общепита, бытового обслуживания

8,5

Предприниматели

2,3

Занимаются домашним хозяйством

3,9

Временно не работают, ищут работу

5,2

Другие

5,2

Не ответили

0,4

 

Объем выборочной совокупности опрошенных с учетом отмеченных погрешностей реализации выборки позволяет считать, что полученные данные обследования отвечают требованиям репрезентативности состава населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет по основным социально-демографическим характеристикам, а погрешность выборки не превышает 3%.

Переживаемая Россией социальная трансформация вызвала к жизни новые духовные потребности, нравственные ориентиры, формы общения и нормы поведения. Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения и в культурном облике современной молодежи.

Результаты социологического опроса свидетельствуют о серьезных изменениях в структуре культурных потребностей молодых людей. Это касается, прежде всего, соотношения двух форм их проявления: производства культуры и потребления созданных культурных ценностей.

Данные опроса показывают существенную диспропорцию в соотношении указанных форм, выражающуюся в превалировании потребления над творческими формами деятельности. Так, доля регулярно посещающих зрелищные мероприятия в три раза больше доли занимающихся в студиях, клубах по интересам (29,7% и 13,3% соответственно). Различными видами художественного, технического творчества, традиционными ремеслами занимаются 18,7% опрошенных, в то время как 45,2% предпочитают посвящать свободное время просмотру телепередач и видеофильмов. В различных конкурсах и фестивалях в течение последнего года участвовали 26,5% респондентов, такое же количество (26,7%) в свободное время занимается любимым делом (музыкой, рукоделием, рисованием, фотографией, танцами и т.д.). В то же время 45,0% не испытывают потребности в каком-либо виде творческой деятельности и не имеют любимого дела.

Анализ результатов исследования свидетельствует, что интенсивность проявления потребности в творческой деятельности различается в зависимости от таких факторов, как возраст и место жительства. Она значительно выше в младших возрастных группах (15-17 и 18-19 лет) и у городской молодежи.

Стимулом культурной деятельности является интерес, представляющий собой базисное ядро культурных потребностей. По данным опроса, интересы молодежи в сфере культуры концентрируются на зрелищно-развлекательных ее формах, таких как кино и современная поп-музыка. (Таблица 5).

Исследование выявило зависимость интересов молодых людей от уровня образования. Респонденты с высшим или незаконченным высшем образованием заметно больше интересуются такими видами искусства, как литература, театр, живопись, архитектура. Так, например, среди имеющих высшее или неполное высшее образование увлекается театром 21,1% опрошенных, тогда среди респондентов со средним специальным и полным средним образованием  таких только 9,0%.

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?» (в%)

 

Виды искусства

 

Кино

62,5

Современная поп-музыка

38,3

Литература, книги

34,0

Рок-музыка

22,8

Фотография, киносъемка

19,3

Классическая музыка

16,6

Театр

12,8

Живопись

10,6

Балет, хореография

7,3

Архитектура

6,5

Декоративно-прикладное искусство

6,5

Ничего не интересует

3,5

Затруднились ответить

3,3

Другое

4,0

 

Как видно из данных таблицы, 34,0% респондентов указали в качестве одного из приоритетного интереса литературу и книги, но анализ тематики читаемых книг, а также просматриваемых фильмов и телепередач, показывает, что наиболее популярными жанрами являются приключения и детективы, которым отдают предпочтение половина опрошенных (49,6%), а также фантастика (39,8%) и любовные романы (37,3%) (Таблица 6). Достаточно популярны книги, телепередачи и фильмы о путешествиях, животном мире и природе. А вот такие темы, как история, наука и, особенно, искусство остаются на переферии внимания молодежи (Таблица 6).

 

 

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы смотрите передачи и фильмы, читаете книги по следующей тематике?» (в%)

 

Темы

Часто

Редко

Не смотрят

(не читают)

Не

ответили

История

26,3

45,5

26,0

2,2

Искусство

12,7

41,5

42,5

3,3

Любовь

37,3

35,0

23,5

4,2

Приключения, детективы

49,6

34,3

14,9

1,2

Фантастика

39,8

32,7

24,9

2,6

Ужасы

29,1

30,3

38,0

2,6

Путешествия

37,0

37,6

22,7

2,7

О животном мире и природе

31,0

36,2

30,4

2,4

Эротика

7,1

29,7

59,2

4,0

Религия

3,9

25,1

67,3

3,7

Наука

21,2

36,7

38,9

3,2

Специальные (по увлечениям)

41,7

22,1

32,1

4,1

 

А вот результаты ответа на  вопрос: Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?, в зависимости от возраста респондентов:

 (Сумма ответов не равна 100% , так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)

                                                                                              Таблица 7

 

Возрастные группы, лет

Всего

15-17

18-19

20-24

25-29

Классическая музыка

10,7

14,9

18,0

19,2

16,6

Рок-музыка

31,0

30,4

19,7

18,0

22,8

Современная поп-музыка

50,3

38,5

38,3

31,3

38,3

Кино

65,5

58,8

63,4

61,4

62,5

Литература, книги

29,9

33,8

31,7

38,9

34,0

Театр

9,6

17,6

11,2

14,2

12,8

Живопись

12,7

14,2

10,9

7,4

10,6

Архитектура

5,6

8,8

6,6

5,9

6,5

Балет, хореография

8,1

9,5

7,1

6,2

7,3

Фотография, киносъемка

23,4

15,5

20,2

17,7

19,3

Декоративно-прикладное искусство

6,6

8,1

6,3

5,9

6,5

Ничего не интересует

1,5

2,7

3,3

5,3

3,5

Затруднились ответить

2,0

2,7

4,9

2,7

3,3

Другое

7,6

6,8

2,5

2,4

4,0

 

Здесь видны возрастные отличия в предпочтениях, так старшая группа в возрасте 25- 29 лет почти в два раза больше отдает предпочтение классической музыке и  одновременно на 13% и 20% соответственно снижается у нее интерес к современной  рок и поп-музыке. Так же важно, что и читают значительно больше именно люди в этом возрасте.

Таким образом, реальная дифференциация культурных потребностей молодежи зависит, в том числе,  и от возраста. С этим важно считаться на практике  и учитывать организаторам различных массовых молодежных мероприятий.

Значительную роль в структуре культурных потребностей играют познавательные потребности, которые проявляются в стремлении к освоению ценностей культуры, повышению культурного уровня личности. Это, в первую очередь, потребность в чтении. Судя по результатам исследования, у россиян становится все меньше поводов гордиться тем, что они самая читающая нация в мире, так как доля почти (меньше 1 часа в неделю) или совсем не читающих художественную литературу уже превышает количество регулярно читающих молодых людей (44,9%  первых против 42,5% вторых) (Диаграмма 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Несколько лучше обстоит дело с чтением прессы. Число регулярно читающих газеты и журналы пока превосходит долю мало или совсем их не читающих (47,6% первых против 42,5% вторых) (Диаграмма 2). При этом следует отметить зависимость частоты чтения прессы и художественной литературы от уровня материального достатка. Так, среди респондентов с низким уровнем дохода в три раза больше совсем не читающих газеты и журналы и в два раза больше не читающих художественную литературу, чем среди имеющих высокий доход. Наблюдается также различие в читательской активности по регионам. Больше всего (61,7%) совсем не читающих художественную литературу и прессу среди молодежи Челябинской области.

 

 

 

 

Диаграмма 2

 

К рассматриваемому виду культурных потребностей относятся также потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов и других формах регламентированной досуговой деятельности, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно.

Возможность и полнота удовлетворения этого вида культурных потребностей зависят от таких объективных факторов, как наличие свободного времени и степень развития культурной инфраструктуры.

Материалы опроса показывают, что у 54,0% молодежи хватает свободного времени для проведения досуга. Причем у сельской молодежи свободного времени значительно больше (68,3%), чем у городской, в то время как возможности удовлетворять свои культурные потребности у сельской молодежи несоизмеримо меньше (Таблица 8)

 

 

Таблица 8

Наличие учреждений культуры (в%)

Учреждения культуры

Центр субъекта РФ

Средний

город

Село

Всего

Современный широкоформатный кинотеатр со стереозвуком

91,5

52,0

0,6

63,5

Обычный кинотеатр

85,0

60,5

11,2

64,9

Культурно-развлекательный центр

92,8

80,7

11,8

75,6

Интернет-кафе

92,2

75,9

4,7

72,6

Театр профессиональный

88,6

34,9

0,6

56,4

Театр любительский

77,5

33,2

0,6

50,2

Современная (с выходом в Интернет) библиотека

84,5

39,5

1,8

56,0

Обычная библиотека

96,6

89,8

78,2

91,3

Музей краеведческий

86,7

66,5

65,9

76,6

Музей-заповедник

61,9

33,0

17,1

45,0

Другие

4,9

4,5

57,1

13,2

Нет никаких учреждений культуры

0,9

3,7

8,8

3,1

 

Как показывают данные таблицы, сельским жителям доступны с основном обычные библиотеки и краеведческие музеи, а 8,8% сельских респондентов проживают в селах, где вообще нет никаких культурных учреждений.

Развитая культурная инфрастуктура в городах, особенно в центрах субъектов РФ, предоставляет широкий выбор для удовлетворения разнообразных культурных потребностей. Тем не менее, значительная часть молодежи, независимо от возраста и уровня образования, предпочитает проводить время в культурно-развлекательных центрах и кинотеатрах. Например, 27,5% опрошенных посещают современный кинотеатр не реже 1 раза в месяц, а профессиональный театр – лишь 2,8%. При этом не посещают профессиональный театр более половины (53,7%) респондентов.

28,6% сельской молодежи в возрасте 15-17 лет и 31,8%  восемнадцати и девятнадцатилетних еженедельно посещают дискотеки и клубы, тогда как городская молодежь такого же возраста ходит в клубы значительно реже (еженедельно посещают клубы, дискотеки 11,0% горожан 15-17 лет и 9,6%  - 18-19 лет).

Результаты опроса выявили зависимость выбора проведения досуга от материального положения опрошенных. 70% респондентов с низкими и очень низкими доходами вообще не посещают никаких учреждений культуры. Для респондентов с высоким и средним уровнем материального достатка характерно более частое посещение учреждений культуры, но их выбор все равно падает на современные кинотеатры и культурно-развлекательные центры.

В целом, на основе материалов опроса можно сделать вывод о том, что учреждения культуры не являются для молодежи популярным местом проведения свободного времени. Только 29,8% опрошенных в свободное время посещают театры, музеи, дворцы культуры, клубы по интересам и т.д. 70,6% молодежи, независимо от возраста и уровня образования, проводят свой досуг дома или в гостях у друзей и родственников (47,0%).

Основным видом отдыха для современной молодежи становится просмотр телепередач и видеофильмов, прослушивание музыки и проведение времени за компьютером. Подобным образом проводит свой отдых от 45,2% (смотрят телепередачи и видеофильмы) до 42,9% (проводят время за компьютером). Следует отметить, что почти 20% молодежи в возрасте от 15 до 19 лет бездельничают и «убивают» свободное время, а 18,0%. 25-29-летних предпочитают в свободное время расслабляться и выпивать.

Исследование показало, что значительную часть своего свободного времени молодые люди проводят у телевизора. 41,3% респондентов посвящают этому занятию более 2-х часов в день, причем селян среди них в два раза больше, чем жителей больших городов. Значительная часть опрошенных (41,4%) имеет возможность смотреть от 20 до 50 телевизионных каналов. Среди сельских жителей такую возможность имеют только 27,1%. 36,5% селян вынуждена довольствоваться гораздо более скромным выбором, так как их телевизоры принимают от 1 до 10 каналов.

Подавляющее большинство респондентов (82,3%) сделали свой выбор в пользу определенных каналов. Опрос показал, что молодежь отдает предпочтение в основном развлекательным телеканалам, таким как СТС и ТНТ. В тройку лидеров попал также первый канал.

Две трети молодых людей имеют любимые телепередачи. По большей части это передачи развлекательного характера, такие как Комеди Клаб, Дом-2, КВН, Ледниковый период и т.д. Им отдали предпочтение 37,2% имеющих любимые передачи. На втором месте со значительным отрывом следуют информационно-аналитические передачи (Вести, Новости, Профессия Репортер и т.д.), которые являются любимыми для 22,7% респондентов.

Коммуникативный характер культурных потребностей проявляется в стремлении молодежи к духовному общению, желании устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе в сфере потребления и производства культурных ценностей. Так, например, подавляющее большинство (79,6%) молодых людей, участвовавших в конкурсах и фестивалях, выступали в составе творческих коллектив.

Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется молодыми людьми также путем вхождения в какие-либо молодежные группы или объединения. По данным опроса, 30,2% респондентов являются членами различных молодежных групп или объединений, причем среди 17-19-летних их вдвое больше, чем среди 25-29 – летних. Большую часть из них объединяют общие интересы и общие дела, а также общность вкусов и взаимопонимание.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что сложились существенные различия в структуре культурных потребностей городской и сельской молодежи, заметны и возрастные различия, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодежи страны в целом. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо направить основные усилия на создание современной инфраструктуры не только для удовлетворения, но и для формирования культурных потребностей молодежи.



[1] http//minstm.gov.ru/.cmsc/upload/docs/14.doc

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку