CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2010 arrow Теоретический журнал "Credo new" arrow СПЕЦИФИКА ИММИГРАНТСКОГО ТРУДА В ИТАЛИИ, Г. П. Сапего
СПЕЦИФИКА ИММИГРАНТСКОГО ТРУДА В ИТАЛИИ, Г. П. Сапего

 

Г. П. Сапего

 

специфика иммигрантского труда в италии

 

Место иммигрантов на рынке труда принимающей страны является одним из решающих факторов их интеграции. Наиболее неблагоприятной и потенциально взрывоопасной ситуацией является концентрация иммигрантов в отдельных секторах экономики, считающихся наименее престижными, и низкооплачиваемых. Италия, привлекающая иммигрантов как раз на такие рабочие места, может столкнуться с  проблемами, которые характерны для ее северных соседей, столкнувшихся с иммиграционными потоками значительно раньше: геттоизаиция, социальные бунты и нарастание экстремистских настроений. В то же время, иммиграция в Италию имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении итальянского иммиграционного опыта.

Анализируя проблему интеграции иммигрантов в итальянское общество, исследователи выделяют две основных группы иммигрантов. Первую группу составляют те, кому въезд легально разрешен ввиду наличия спроса на рынке труда, которые, возможно, будут способствовать экономическому росту и впоследствии легко интегрируются в общество. Вторая группа состоит из малоквалифицированных иммигрантов, многие из которых являются сезонными рабочими, просителями убежища и нелегалами. Из-за своего статуса представители последней группы имеют меньше шансов на политическую и социальную интеграцию, несмотря на их трудовой вклад в экономику страны[1]. Представители второй группы по большому счету находятся на периферии общественной жизни, и перед ними стоит угроза полной маргинализации. Интеграция лиц, находящихся на территории Италии нелегально и работающих в теневом секторе экономики, невозможна в силу их статуса.

Кампании по легализации, проводимые итальянским правительством, так и не привели к значительному сокращению количества нелегальных иммигрантов. Основными причинами, по которым они не смогли воспользоваться данной возможностью, стали как сложность самой процедуры, так и боязнь нелегалов заявить о себе. В любом случае, кампании по легализации были обречены на неэффективность уже потому, что в Италии, особенно на юге страны, труд иммигрантов востребован как раз в «теневом» секторе. В результате, легализованные иммигранты столкнулись с нежеланием работодателей продолжать сотрудничество, принимая во внимание их новый статус, предоставляющий иммигрантам возможность претендовать на условия труда, аналогичные тем, которыми пользуются итальянские граждане. Наниматели заинтересованы в нелегалах, благодаря которым они экономят на заработной плате, налогах и социальных выплатах. Отсутствие у работников необходимых документов повышает их уязвимость в новом окружении и способствует повышению их зависимости и подконтрольности своим работодателям. Столкнувшись с безработицей, многие иммигранты были вынуждены вернуться на «теневой» рынок труда, в то время как официально они числились безработными. Таким образом, проводимые кампании не способствовали ни борьбе правительства против нелегальной иммиграции, ни улучшению положения самих нелегальных иммигрантов.

 

Можно выделить следующие черты, характерные для итальянского рынка труда;

1) иммигранты, как правило, занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации;

2) использование иммигрантов в сфере промышленного производства, а не только в сельском хозяйстве и сфере услуг, как это имеет место в других средиземноморских странах;

2) значительное число иммигрантов трудится в «теневом» секторе экономики;

3) в стране еще не сложилась жесткая «этническая» специализация труда. В то же время нельзя исключать подобного развития событий в дальнейшем, принимая во внимание рост числа иммигрантов из Восточной Европы, как из стран-членов ЕС, особенно из Румынии, так и стран, находящихся вне Евросоюза, – Украины и Молдовы. Хотя в данном случае все же более уместно говорить о региональной специализации, например, восточноевропейские иммигранты-женщины в сфере ухода за пожилыми людьми.

 

Большинство иммигрантов в Италии заняты на низкоквалифицированных работах и испытывают трудности в получении должностей, требующих квалификации, даже в случае наличия у них языковой и профессиональной компетенции. Так, средний уровень образования среди иммигрантского населения выше, чем у «коренных» итальянцев. 12,1% иммигрантов имеют диплом колледжа или университета, тогда как итальянцев с аналогичным образованием всего 7,5%[2].

В Италии уже обозначилась проблема несоответствия уровня образования иммигрантов и позициями, которые они занимают на рынке труда. «В странах Северной и Центральной Европы, с многолетней иммиграционной историей, данная проблема остро обозначилась только во втором поколении иммигрантов. В Италии, напротив, дискриминация стала очевидной с самого возникновения иммиграции, хотя во многих случаях ее оправдывало плохое знание иммигрантами итальянского языка»[3]. В то же время, ряд исследователей называет низкий уровень образования иммигрантов, наряду с трудностями в поиске позиций, требующих квалификации, в качестве одной из причин занятости на низовых позициях. Наблюдается тенденция снижения  образовательного уровня новых иммигрантов. Так, уровень образования иммигрантов, зарегистрированных в бюро по трудоустройству, основанный на признании степеней, за 1990-е годы снизился на 10%. Если в 1995 году не имели образования 75% иммигрантов, то в 2000 году – 85%[4].

Несмотря на расхождения исследователей в оценке уровня образования иммигрантов, следует отметить, что даже в случае успешного прохождения процедуры официального признания дипломов об образовании, полученных за рубежом, особенно в странах, не входящих в состав ЕС, иностранные рабочие не смогут конкурировать с местным населением. Сами итальянцы сталкиваются со сложностями при поиске работы, требующей квалификации. Особенно остро данная проблема стоит перед итальянской образованной молодежью. По показателю безработицы среди образованной молодежи Италия занимает одно из первых мест в ЕС, опережая даже большинство новых членов. Италия является одной из немногих стран-членов ОЭСР, в которой уровень безработицы среди молодежи с высшим образованием выше, чем у молодежи с полным средним или средним техническим образованием и у лиц с неполным средним образованием[5].

Более того, в последнее время наблюдается тенденция, когда молодые иммигранты приезжают в Италию с «романтической» целью найти работу, соответствующую их квалификации, хотя в стране востребован неквалифицированный труд[6]. В результате, такие молодые люди пополняют ряды безработных. Примечательно, что данная категория иммигрантов потенциально способна к быстрой интеграции в новое общество, поскольку фактором, подталкивающим их к иммиграции, стала привлекательность итальянского (западного) образа жизни, в отличие от первого поколения иммигрантов во Франции или Германии, для которых экономический мотив был основным. В большинстве своем такие иммигранты секулярны и, что касается выходцев из так называемых мусульманских стран, побудительной силой для эмиграции стало их стремление порвать с традиционализмом. Однако безработица, влекущая за собой маргинализацию, оставляет возможность для пополнения ими рядов радикальных исламистских организаций.

 

Как и в других европейских странах, в Италии иммигранты заполняют ниши на рынке труда, не востребованные гражданами страны: непрестижные, трудоемкие и низкооплачиваемые позиции. «Более 25% иностранцев работают по нестандартному графику: 19% – в вечернее время (с 20.00 до 23.00), 12% –  ночью (после 23.00) и 15% работают по воскресеньям»[7]. Тем самым, «отсутствует предложение рабочей силы в отдельных секторах, хотя в целом уровень экономически активного населения в Италии считается достаточным для удовлетворения потребностей национальной экономики»[8].

На севере Италии, где уровень безработицы низок, и спрос на рабочую силу  более высок, иммигранты играют на рынке труда дополняющую роль. В то же время, на юге страны, характеризующемся экономической отсталостью и высокой безработицей среди местного населения, иммигранты являются конкурентами, особенно в сельскохозяйственном секторе, где, как правило, востребован нелегальный труд[9]. Так, при общем уровне безработицы в Италии, составившем 6,9% в конце 2006 года, на Юге данный показатель равен 12,2%, в то время как на Севере – 4%, а в центральной части страны – 6,4%[10].

В южной Италии, на фоне спроса на труд иммигрантов, местная молодежь не в состоянии найти работу, поскольку ее высокий уровень образования не соответствует  местному спросу на рабочую силу с низкой квалификацией, особенно в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве и сфере услуг, где распространены неформальные трудовые отношения[11]. В 2005 году среди выпускников университетов южане составили 37,7%. В «тройку» наиболее популярных у них специальностей вошли экономика,  инженерное дело, а также медицина и хирургия. На юге уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-34 лет составляет 23,8%, что почти в два раза выше общего показателя безработицы в регионе. На юге 59,2% выпускников работают после трех лет с момента получения диплома, и только 42,2% из них работают на постоянной основе, тогда как общенациональные показатели составляют соответственно 74% и 56,3%[12].

О проблеме трудоустройства молодежи итальянского юга свидетельствует и тот факт, что выпускники, являющиеся выходцами из северной и центральной Италии, находят работу примерно в 30-40 км от места своего постоянного жительства, в то время как южанам приходится перемещаться на расстояние свыше 200 км[13].

В результате, на юге Италии сосуществуют иммиграция и безработица. Поскольку местное население, особенно образованная молодежь, отказывается выполнять отдельные виды работ, предпочитая оставаться на попечении родителей, работодатели заполняют пустующие ниши иностранцами.

 

Иммигрантский труд в Италии распределен по отраслям следующим образом: 13,8% – сельское хозяйство, 26,4% – промышленность, 39,2% – сфера услуг. Высокая концентрация иммигрантов в сфере услуг типична для всех иммиграционных стран. Однако в Италии данный фактор играет особую роль благодаря большому числу вакансий в секторе домашнего хозяйства (помощь в работе по дому, уход за пожилыми, больными и присмотр за детьми). В данном виде деятельности в основном заняты женщины, категорию которых изначально  пополняли выходцы из Эритреи, Эфиопии, Сомали, островов Зеленого Мыса, Филиппин, а, начиная с 1990-х годов, – из стран Восточной Европы. Помимо домашнего хозяйства, сфера услуг предлагает иммигрантам возможность занятости в гостиничном и ресторанном бизнесе, на уборочных работах, а также в торговле и автосервисе[14].   

Официальная система поиска вакансий на итальянском рынке труда плохо структурирована. Поэтому иммигранты часто узнают о вакансиях от знакомых внутри «этнических сетей». Однако в Италии нет четко определенных этнических ниш, есть, скорее, трудовые сообщества, основанные на этническом признаке. Причина тому –  многоэтничность иммиграционных потоков (в стране проживают иммигранты 191 национальности). Например, сектор помощи по дому в Италии, который часто считается этнической нишей, при более внимательном рассмотрении является многоэтничным, поскольку там задействовано несколько сообществ (женщины из Эритреи, Филиппин, Албании и Польши). То же самое применимо к работе в гостиничном и ресторанном секторе (услуги носильщиков, уборщиков и т.д.), где в прошлом были заняты иммигранты из Северной Африки, а сейчас рабочие из Польши, Словении, Чехии, Румынии и Албании. Самой большой группой, занятой в строительном секторе, являются иммигранты из Румынии. За ними следуют иммигранты из Албании, Польши, Египта, Марокко, Туниса и Болгарии. Лишь незначительное число из них имеет постоянный контракт (1 из 10), а оплата труда является сравнительно низкой. Иммигранты из Бангладеша и Пакистана заняты в уличной торговле и в мелком торговом бизнесе. Примером этнической специализации являются выходцы из Пенджаба (Индия), занятые в животноводстве в провинции Эмилья-Романья[15].

Растет число предпринимателей среди иммигрантов. Однако они все еще сталкиваются с серьезными проблемами, такими как доступ к кредитам, подготовке и профессиональной помощи. Эти новые предприниматели являются людьми среднего возраста (68,9% из них в возрасте 30-49 лет), четыре из пяти – мужчины, 80% – выходцы из стран, не входящих в состав ЕС (лидируют Марокко, Китай и Сенегал). Североафриканские иммигранты работают в основном в ресторанном бизнесе, а китайцы – в торговом.

Основным пунктом назначения иммигрантов являются города северной и центральной Италии. Свыше 60% иммигрантов проживают на севере страны (36% на Северо-западе и 27% на Северо-востоке). 25% или примерно 1 млн. иммигрантов приходится на центральную Италию. Иммигрантское население юга страны составляет 12%[16]. На севере и в центре Италии спрос на рабочую силу, особенно в сфере услуг, достаточно высок. Не следует забывать и о широких возможностях для трудоустройства в «теневом» секторе, что характерно для всех регионов Италии, а не только для юга страны.

В течение 1990-х годов повысилась иммиграционная привлекательность Северо-востока Италии у выходцев из стран Восточной Европы, а также у выходцев из Африки. Выделяется несколько причин привлекательности Северо-востока. Во-первых, здесь высок спрос на рабочую силу. В промышленности и сфере услуг доминирующее место занимают небольшие фирмы, где трудовое законодательство является менее жестким, что позволяет отношениям занятости быть более гибкими и более благоприятными для иммигрантов[17].

Имеет место концентрация определенных национальностей в отдельных регионах страны: марокканцы – на индустриальном севере Италии, китайцы – в районе вокруг Флоренции и Прато, сенегальцы – в маленьких городах на северо-востоке (Istat, 1992)[18].

В отличие от других промышленно развитых стран, для Италии характерно присутствие иммигрантов на всей территории страны. Если, например, во Франции 40% иммигрантов сосредоточены в Париже, а в Великобритании треть иммигрантов – в Лондоне, то в Италии в районе Милана и Рима проживает только пятая часть от общего числа иммигрантов. Подобное положение дел можно объяснить: а) востребованностью иммигрантского труда в домашнем хозяйстве (следовательно, он не привязан к мегаполисам, где сконцентрированы промышленные предприятия); б) занятостью иммигрантов в различных отраслях (в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг); в) распространением нелегальной занятости (которая опять-таки относительно равномерно распространена по всей территории).      

 

Как большинство экономически развитых стран, Италия сталкивается с проблемой нежелания местного населения работать в ряде сфер на рынке труда, характеризующихся тяжелыми условиями, неудобным графиком работы, низкой заработной платой. Тем самым, несмотря на наличие в стране безработицы, наблюдается постоянный приток трудовых иммигрантов, готовых занять невостребованные рабочие места. Ввиду отсутствия длительной иммиграционной традиции и инертности государственной машины, в стране до сих пор отсутствует продуманная иммиграционная и интеграционная политика.  

Одним из наиболее серьезных препятствий на пути к выработке эффективных мероприятий по интеграции иммигрантов в Италии, имеющим непосредственное отношение к сфере трудовых отношений, является значительный по объемам сектор использования нелегального иммигрантского труда. Причем в этом секторе могут быть задействованы как лица, проживающие на территории страны без надлежащих документов, так и те, кто обладает разрешением на проживание, но по причине безработицы соглашается на неформальные трудовые отношения.

Проводившиеся кампании по легализации иммигрантов (в частности амнистии) не смогли побороть феномен нелегальной иммиграции. Его искоренение в значительной степени зависит от реструктуризации системы трудовых отношений в Италии и сокращения удельного веса «теневой» экономики. Вывод иммигрантов из «тени» может способствовать улучшению статуса самих иммигрантов, которые станут более защищенными как на рынке труда, так и в социальной сфере. Кроме того, это будет способствовать повышению наполняемости итальянского бюджета за счет налогов и социальных выплат. Тем самым иммигранты станут полноценными членами системы социальной защиты, и, при грамотной информационной кампании, можно будет преодолеть негативное отношение местного населения к ним как к «нахлебникам». Однако в то же время, как показывает практика, легализация приводит к безработице среди иммигрантов. Они, с одной стороны, зачастую находятся в положении полурабов, работая в «теневом» секторе. С другой стороны, предложение их труда способствует функционированию и распространению «теневого» сектора. Таким образом, меры по борьбе с нелегальной занятостью иммигрантов должны быть дополнены гарантиями относительно их дальнейшего трудоустройства в легальном секторе или переквалификации в соответствии с потребностями национальной экономики.

Принимая во внимание ситуацию на итальянском рынке труда, можно с большой долей уверенности говорить о том, что за иммигрантским населением закрепится статус низкоквалифицированной рабочей силы, тем самым обозначая их место в самом низу социальной пирамиды. Избежать последующей маргинализации и геттоизации иммигрантов, с которыми столкнулись северные соседи Италии, можно во многом благодаря сбалансированному их рассредоточению на рынке труда и заполнению рабочих мест различной категории. Сосредоточение иммигрантского населения в нише неквалифицированного труда таит в себе опасность социального взрыва. Эта опасность повышается в случае ярко выраженной этнической и/или религиозной специализации. В Италии такая специализация пока не сложилась, тем более, статистика показывает рост абсолютного числа иммигрантов из различных стран. Благодаря увеличению притока иммигрантов из Восточной Европы (Румыния, Украина, Молдова), создается своеобразный «противовес» мусульманскому населению, для которого характерна более высокая рождаемость, чем для европейцев. Однако на рынке труда Италии востребованы преимущественно рабочие низкой квалификации. Шансы иммигрантов устроиться на лучше оплачиваемые и более престижные должности минимальны. Здесь имеет место конкуренция между самими итальянцами. Иммигрантам во втором и последующих поколениях, которым удастся получить высшее образование, опять же придется конкурировать за рабочие места, требующие высокой квалификации, с «коренными» итальянцами. Вполне вероятно, что, как, например, это имеет место сегодня во Франции, они столкнутся с дискриминацией со стороны работодателей и окажутся в положении исключенных. Широкое распространение дискриминационной практики может привести к радикализации настроений, протестам и бунтам.

 

 



[1] Weiner M. (1996) “Determinants of immigrant integration: an international comparative analysis”, in Carmon N. (ed.) Immigration and Integration in Post-Industrial Societies: Theoretical Analysis and Policy. London: Macmillan. – P.57. / Цит. по: Dell’Olio F. Immigration and Immigrant Policy in Italy and the UK: Is Housing Policy a Barrier to a Common Approach Towards Immigration in the EU? // Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 30, No. 1, January 2004.  – P.112-113.

[2] Jasch Hans-Christian. State-Dialogue with Muslim Communities in Italy and Germany - The Political Context and the Legal Frameworks for Dialogue with Islamic Faith Communities in Both Countries // German Law Journal. Vol. 08 No. 04. 2007. P.356.

[3] Reyneri E. Education and the Occupational Pathways of Migrants in Italy // Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 30, No. 6, November 2004. P. 1160.

[4] Del Boca D., Venturini A. Italian Migration. Institute for the Study of Labour, Working Paper No 938. November 2003. P. 21.

[5] Education at a Glance 2007. OECD Indicators. Table C4.3. See Annex 3 for notes // www.oecd.org/edu/eag2007.

[6] См.: Reyneri E. Education and the Occupational Pathways of Migrants in Italy //Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 30, No. 6, November 2004. P. 1145-1162.

[7] XVII Rapporto sull’immigrazione. Immigrazione Dossier Statistico 2007.Sintesi.Caritas Migrantes. – Р.7-8.

[8] Veikou Mariangela and Triandafyllidou Anna. Immigration Policy and Its Implementation in Italy: a Report on the State of the Art. European University Institute. Report prepared for the research project “Does implementation matter? Informal administration practices and shifting immigrant strategies in four member states” (IAPASIS), funded by the European Commission, Research DG (2000-2004). – P.25.

[9] Strozza M. Costi e benefici apportati dall’immigrazione alle economie nazionali: rassegna dei principali contributi nordamericani ed europei - Immigrazione straniera ed economia irregolare: rassegna dei principali contributi relativi ai nuovi paesi europei di accoglimento. Commission for immigrants integration policies, Department for Social Affairs - Office for the Council of Ministers, Working Paper 1. – P.16.

[10] Rilevazione sulle forze di lavoro. Comunicato stampa // Istat. 21 marzo 2007. P.7.

[11] The impact of immigration on Italy’s society / Edited by IDOS - Italian National Contact Point within EMN (European Migration Network). Rome, 2004. – P.28.

[12] Indagine sull’Istruzione Universitaria 2006. MiurUrst, Ufficio di statistica // Giuseppe Roma. Giovani e legalità nel Mezzogiorno.  Versus Sud. Pon Sicurezza Mezzogiorno. Napoli, 7 settembre 2006. – Р.7.

[13] Almalaurea // www.almalaurea.it

[14] Ibid. – P.29.

[15] The impact of immigration on Italy’s society. – P.30-34.

[16] XVIII Rapporto sull’immigrazione. Immigrazione Dossier Statistico 2007. Sintesi.Caritas / Migrantes. – Р.7.

[17] Del Boca D., Venturini A. – P. 19-20.

[18] Veikou Mariangela and Triandafyllidou Anna. – P.13-14.

[7] Ovid. The Fasti of Ovid. P. 3 – 4.

 

[8] King R. J. Desiring Rome: Male subjectivity and reading Ovid's Fasti. Columbus (OH): Ohio state university, 2006. P. 69.

[9] Ovid’s Fasti. With an English translation by J. G. Frazer. L.: William Heinemann, 1959. P. 7.

[10] Ovid’s Fasti. With an English translation by J. G. Frazer. P. 11 – 12.


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку