CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1998 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow О роли философской категории "недобытие" в формировании картины мира ,А.Д. Королёв
О роли философской категории "недобытие" в формировании картины мира ,А.Д. Королёв

А.Д. Королёв

О РОЛИ ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ “НЕДОБЫТИЕ” В ФОРМИРОВАНИИ  КАРТИНЫ МИРА

           Существуют две традиционные философские категории: бытие и небытие. Вещь либо существует, либо не существует. Может ли вещь находиться в промежуточном состоянии между существованием и несуществованием? Обратимся к известным примерам.
           Вирус, размножающийся внутри клетки, бесспорно находится в состоянии бытия как живое существо. А вирус, находящийся вне клетки, является ли он живым, ведь все признаки животного (питание, самостоятельное передвижение, дыхание и размножение) полностью отсутствуют? Сохраняется лишь возможность при определённых условиях стать живым. Такое состояние я называю “недобытием”. Как материальное тело вирус вне клетки остаётся в состоянии бытия. Как нечто живое вирус, извлечённый из клетки, переходит из бытия в состояние недобытия.
           Другой пример. Стоящая на вашей полке книга, как материальное тело, находится в состоянии бытия, независимо от того, открывают её или нет. Но книгу создавали не для того, чтобы она пылилась на полке, внося разнообразие в интерьер квартиры. Книга становится элементом культуры лишь в тот момент, когда её начинают читать. Остальное время как социальный феномен книга, на мой взгляд, находится в состоянии недобытия.
           Третий пример. Материальный предмет, находящийся в продаже на прилавке магазина, бесспорно пребывает в бытие, но собственно товаром этот предмет становится только в момент продажи. Если выставить бутылку виски за 10 тысяч долларов, то такая бутылка будет стоять, привлекая зевак, сто лет, так и не став товаром. Таким образом, как товар вещи, выставленные в магазине на продажу, подавляющую часть времени находятся в состоянии недобытия. Известно, что если сократить ассортимент магазина в два раза за счёт неходовых товаров, то чистая прибыль магазина уменьшится всего лишь на пару процентов.
           Подавляющее большинство семян растений гибнет, так и не успев прорасти. Здесь недобытие семени проявляется в том, что его возможности реализуются только при определённых запускающих условиях (влага, тепло, почва).
           Наконец, последний пример касается работы наследственного аппарата. Более 90% генов за весь период жизни организма так и не приступают к работе, то есть, с моей точки зрения, находятся в состоянии недобытия, поскольку, строго говоря, не соответствуют определению гена как части хромосомы, дающей информацию о строении определённого вида белка. Возможность дать такую информацию для подавляющего большинства генов так и не становится действительностью, а значит эти гены не переходят от состояния недобытия к бытию.
           Итак, недобытием я называю существование материи без своего важного атрибута - без времени. Так вирус вне клетки не меняется как живое существо; нераскрытая книга никак не участвует в жизни общества, в общении между людьми; непроданный товар не приносит прибыли; семя растения без влаги и почвы не прорастает; ген без запускающей программы не работает. Возможность не становится действительностью. Это типично для вселенной, где, на мой взгляд, недобытие преобладает над бытием.
           В чём отличие категории “недобытие” от категории “возможность”, может быть это одно и то же и не следует приумножать сущности? Категория “возможность” рассматривается в паре с категорией “действительность”, причём, обычно философы подчёркивают примат в этой паре категории “действительность”.
           Возможность - это будущее бытие. В механистической философии будущее однозначно предопределено, возможность с необходимостью будет реализована в действительности. В современной философии общепризнано, что далеко не всякая возможность станет действительностью. В любом случае, в категории “возможность” акцент делается на будущее время, в категории “недобытие” - на настоящее. Возможность ещё не стала действительностью, недобытие уже стало действительностью, так как всегда есть материальный носитель недобытия, пребывающий в действительности (вирус, книга, вещь на прилавке магазина, семя, ген и т.п.). Другое дело, что недобытие без запускающих условий не разворачивает заложенную в нём программу, не переходит в бытие.
           Когда реализуется одна из возможностей, другие либо исчезают, либо кардинально меняются, приобретая новые качества. Например, в лотерее разыгрывается один автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равную возможность выиграть этот автомобиль, но как только выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз. Напротив, когда один из видов недобытия переходит в бытие, другие “проигравшие кандидаты в бытие” практически не меняются и в будущем сохраняют шансы стать бытием. Так семена, хранившиеся в одной из гробниц фараона, проросли через сотни лет.
           Таким образом, категория “возможность” подчёркивает одно из будущих состояний действительности, которое через определённый промежуток времени либо будет реализовано, либо исчезнет. Категория “недобытие” отражает, на мой взгляд, один из способов существования действительности не в будущем времени, а уже в настоящем. Недобытие уже существует, существует здесь и теперь, имея свою чёткую пространственную структуру, это скрытое, латентное состояние материи. Ещё раз подчеркну принципиальное отличие возможности от недобытия: возможность меняется во времени (я только что привёл пример с лотереей), а недобытие во времени не меняется. Можно только изменить или уничтожить материальный носитель недобытия.
           Другая пара понятий: недобытие и виртуальная реальность. Под виртуальной понимается либо реальность, возникающая во внутреннем мире человека при изменённых состояниях сознания, либо реальность, созданная компьютерной техникой. Здесь отличие между понятиями следующее: если данное состояние сознания (например, сон) или компьютерная программа (например, компьютерная игра) функционируют в данный момент времени, то они, оставаясь виртуальной реальностью, находятся в бытие. Если состояние сознания лишь хранится в памяти человека, а компьютерная программа - на дискете, никак себя не проявляя в данный момент времени, то они, на мой взгляд, находятся в состоянии недобытия.
           Недобытие - это многочисленные неактуализированные программы изменения материи, которые на момент рассмотрения никак себя не проявляют, но каждая из которых при соответствующих запускающих условиях в принципе может развернуться во времени и перейти в состояние бытия. Другое дело, для каждой программы шансы перейти в бытие почти всегда ничтожно малы.
           Выделю ещё раз мой основной тезис: большая часть материи находится в состоянии недобытия, то есть в скрытом, латентном состоянии, где не происходят изменения во времени. Это предположение осмелюсь назвать гипотезой о сверхизбыточности материи во вселенной. То ли материи во вселенной столь много, то ли бытия столь мало, только на место каждого явления бытия претендуют многочисленные кандидаты в бытие. В биологии нечто подобное называют давлением жизни. Я же предполагаю, что давление недобытия существует на всех уровнях организации материи, не только на уровне живых организмов.
           Категория недобытия меняет наши традиционные представления о некоторых других философских категориях, например, о времени, сущности и явлении, причине и следствии. Я хотел бы остановиться на том, что даёт категория недобытие для понимания причин исторических событий. Я проанализировал причины первой мировой войны, Карибского кризиса 1962 г., студенческих волнений в Париже 1968 г., аварии в Чернобыле 1986 г. Везде обнаружил следующую общую закономерность: нельзя назвать какое-либо одно событие или одного исторического субъекта единственной причиной вышеназванных происшествий. Например, с января по апрель 1968 г. исследователи насчитали 49 стычек студентов с администрацией французских университетов. Какая из этих стычек привела к майским событиям - определить невозможно. Второй пример. В советских учебниках до 1941 г. Германия не называлась виновницей мировой войны 1914-1918 годов. Писали и аргументировали, что война началась из-за империалистической политики европейских государств. Американский президент Джон Кеннеди в октябре 1962 года часто цитировал разговор, который происходил в 1914 году между руководителями германского рейха вскоре после начала войны: “Как же это случилось?” - спрашивал один из них. “Ах, если бы знать!” - отвечал другой.
           Если бы третья мировая война началась в октябре 1962 года, историкам так же трудно было бы определить её непосредственную причину, поскольку советское и американское руководство теряло возможность контролировать события. Например, когда 27 октября американский разведывательный самолёт У-2 появился над Кубой, у командующего советскими силами ПВО на острове не было времени для связи с Москвой и, тем более, для получения информации о том, как идут переговоры между Д.Кеннеди и Н.С.Хрущёвым. В результате самолёт был сбит, обстановка резко обострилась. Ещё один сбитый самолёт или потопленный корабль могли бы стать причиной ядерной катастрофы.
           Казалось, что обе стороны извлекли серьёзные уроки из Карибского кризиса. Но начало войны во Вьетнаме, а затем в Афганистане показало, что человеческое восприятие сложных ситуаций остаётся крайне неудовлетворительным. Разумеется это характерно не только для военных конфликтов. Большинство экологических и техногенных катастроф также связано с ошибками восприятия.
           Трудность восприятия заключается прежде всего в том, что в таких ситуациях, как я уже говорил, нет единственной причины. Даже весьма серьёзные мероприятия, как, например, размещение американских ракет в Турции, высадка интервентов в заливе Кочинос в апреле 1961 года, не могут считаться единственной причиной Карибского кризиса. Следовательно, виновники будущей катастрофы могут многократно допускать ошибки и нарушения без каких-либо значительных наказаний, без каких-либо существенных отрицательных последствий. Так операторы Чернобыльской АЭС до апреля 1986 года многократно нарушали правила техники безопасности, что только облегчало жизнь персоналу, позволяло добиваться высоких производственных показателей. Вместо наказания реакторщики получали премии, а перед аварией даже приз за высокое качество работы. Это только увеличило их самооценку как высококлассных специалистов, которым можно не соблюдать какие-то “детские” предписания (подробный анализ чернобыльской катастрофы см. в книге D.Dorner “Die Logik des Misslingens”. - Rowohlt, 1989).
           Обычно в таких сложных ситуациях в качестве объяснения берётся либо один-два из многочисленных факторов, либо некий абстрактный символ, создающий иллюзию понимания. Например, “причина Карибского кризиса - агрессивная сущность империализма”, “причина катастрофы в Чернобыле - беспечность и халатность операторов, или виновата вся ядерная энергетика, которую необходимо запретить, или виновата наука, которая преследует собственные цели, идущие в разрез с потребностями человека”.
           Философия недобытия предлагает иное решение. Само пребывание в полосе нестабильности является истинной причиной вышеназваных и других катаклизмов. Какое событие было последним перед катастрофой - не имеет особого значения. Эксплуатация чернобыльского реактора в запрещённых режимах до 26 апреля 1986 года не приводила ни к каким отрицательным последствиям, но на уровне недобытия внезапный старт расщепления ядер при мощности реактора ниже 20% остался совершенно реальным и неизменным.
           В заключение одно замечание относительно науки. Сегодня в большинстве областей науки происходит отказ от таких установок, как предсказуемость развития объекта и простота его описания. Чтобы понять драматизм происходящего, мысленно перенесёмся в XVII век, когда в Европе учреждаются первые академии наук. Тогда как бы внезапно возникают убеждение в единстве всех проявлений бытия и уверенность, что человек вправе самостоятельно, не испрашивая всякий раз божественной санкции, испытывать природу, экспериментировать с ней. Такой взгляд на природу в средние века расценивался бы как сумасшествие: она, как известно, не рассматривалась единой, несмотря на единое божественное происхождение.
           В последнее десятилетие несколько неожиданно положение науки начинает меняться. Некоторые из сторонников так называемой постнеклассической науки пропагандируют принцип неразрывности субъекта и объекта познания, утверждают о непреложной связи науки и всех вненаучных форм познания, вплоть до призыва соединить науку с религией и ввести в науку озарение и прямое усмотрение знания. Предлагаемые новшества стали столь значительными, что придётся, на мой взгляд, либо пожертвовать представлениями о единстве бытия, либо отказаться от объективности научного познания. Я предлагаю ради сохранения последнего отказаться от картины единого бытия. Да, материя неоднородна, большая её часть находится в состоянии недобытия. Да, полной предсказуемости развития объектов достичь невозможно, ибо невозможно предсказать, какая из многочисленных форм недобытия проявит себя в следующий раз. Да, по той же причине не так просто описывать мир. Да, не все процессы во вселенной поддаются экспериментальному исследованию. Но! Сохраняется объективность науки. Сохраняется её самоценность и самостоятельность. Сохраняется принципиальная познаваемость мира без откровений и прямого усмотрения знания.
           Если первые учёные черпали своё вдохновение из предположения об единстве бытия, то новое вдохновение будет теперь черпаться, я надеюсь, из другого представления: мир не является единым и большая его часть находится в латентном состоянии. На этом пути могут быть разгаданы загадки физического вакуума, время перестанет рассматриваться однородным, возникнет новое понимание причинности, перед наукой откроются новые горизонты познания.

           (Выступление на ХХ Всемирном философском конгрессе. Бостон, август 1998)

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку